45. Ритмо-пластика. Музыкальная палитра, 2006. – 44 с. з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» — танцевально-игровая гимнастика для детей.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.





Управление образования Администрации городского округа Электросталь

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка


детский сад №35»



УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено на заседании

Педагогического

совета

от «
12
» сентября 201
7
г.

Протокол №
1

Заведующий МАДОУ №35

__________ Лесникова Т.Н
.



«
12
»
сентября 201
7
г
.








Рабочая программа по дополнительным платным услугам


Танцевальная студия

«
Танцевальная мозаика
»


(художественно


эстетическое направление)


Возраст воспитанников

4
-

5

лет

Срок реализации программы


1

год












Составитель:

п
едагог
-
хореограф

Захарова

Е.В.








201
7

г.







2





Содержание


Пояснительная запис
ка ………………………………………………………………..3

Актуальность
рабочей программы дополнительных платных услуг

..

…………. …4

Цель р
абочей программы дополнительных платных
услуг

....

………………………4

Задача р
абочей программы дополнительных платных услуг

.....

……………………4

Прогнозируемые результаты

..........

……………………………………………………5

Содержание р
абочей программы дополнительных платных услуг

...

………………5

Перспек
тивное планирование по программе

................................
..........

……………7

Тематический план

...............................

………………………………………………1
1

Материально
-
техническое обеспечение и литература……………………………..1
1

Мониторинг музыкальной студии ……………………………………......................1
2
















3


Пояснительная записка


Рабочая программа по дополнительным платным услугам

разработана в
соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования

(Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155). Также с
о

следующими
нормативными документами:

-

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

-

Концепцией модернизации российского образования;

-

Ко
нцепцией дошкольного воспитания;

-

СанПиН 2.4.1.3049
-
13.




Танцевальное искусство
-

это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и
интересен этот мир детям. Танец обладает скрытым
и резервами для развития и
воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на
ребенка, формируют

его эмоциональную сферу,


координацию, музыкальность и
артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях
танц
ами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся
благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического,
народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение д
обиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.

Упражнения
по хореографии включают в себя элементы танца, парт
н
ерной
гимнастики и общей физической подготовки.

Регулярн
ость
танца



это хорошая профилактика т
аких проблем, как вялая
осанка,
сколиоз
и плоскостопие. У ребенка формируется
правильная походка,
развивается
координация и пластика тела.

Так же,
танцы
помогают выработать естестве
нную грацию движений, гибкость,
ловкость
, пластичность и координацию, способность
выражать чувства и эмоции
.
В процессе дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

Хореографу
предоставляется возможность полн
оценно развивать
индивидуальные
особенности каждого ребенка, сформиров
ывать хороший

эстетический вкус, помогая тем
самым приводить в гармонию внутренний мир
ребенка.

Индивидуальный подход к каждому ребенку состоит

в том, чтобы научить
общаться, выражать
себя.

Благодаря
танцам

дети становятся бол
ее раскрепощенными, открытыми и
общительными.

Таким образом, танец является чем
-
то большим, чем п
росто движения под
музыку.
Это способ работы над собой, помогающий д
обиваться успехов в любой
сфере

деятельности. Он воспитывает те способности, ко
торые управ
ляют
взаимодействием
духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится
внутри нас.

Занятия
танцами
дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его
внутренний мир и помогают

познать себя.

4


Существующие программы музыкально
-
ритмического воспита
ния не имеют
прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические

движения

является
лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла
потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство
охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала
хореографического ис
кусства то, что д
оступно детям
4
-
5

лет.

Актуальность р
абочей программы


Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы
такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое
движение и даются детям в игровой форме и адаптир
ованы для дошкольников. Ее
отличительными особенностями является:
-

активное использование игровой
деятельности для организации творческого процесса


значительная часть
практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается
в поиске н
овых импровизационных и игровых форм.


Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных
особенностях детей.



Учебная программа реализуется посредством технологи
и


по ритмической
пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной
парциальной программ
ы

по хореографии для детей дошкольного возраста
«Прекр
асный мир танца» О.Н. Калининой, авторского курса по Современно
хореографии детей от 4 лет Ев
гении Шарковой.





Цель программы



приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выя
вить и раскрыть творческие
способности дошкольника посредством

хореографического искусства.

Задачи:

Образовательные:



Обучить детей танцевальным движениям.



Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными дви
жениями.



Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.



Формировать умение ориентироваться в пространстве.



Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.


Развивающие:

• Развивать творческие способности детей.

• Развить
музыкальный слух и чувство ритма.

• Развить воображение, фантазию.

5


Воспитательные:

• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности.

• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться
в современном общес
тве.

• Формировать нравственно
-
эстетические отношения между детьми и взрослыми.

• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.


Оздоровительные:

• укрепление

здоровья детей.








Рабоча
я программа танцевальной студии

рассчитана на де
тей
4
-
5

лет
.

Рекомендация

проведен
ия
-

2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с
1
октябр
я по 31 мая) количество часов, отведенных для
танцевальной студии

21
час 20 минут
.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.









В соответствии с поставленными целями и задачами программы
танцевальной

студии «
Танцевальная мозаика
» после освоения содержания программы
ожидаются следующие результаты.

Дети, освоившие программы, смогут понимать:

• музыкальные размеры, темп и хар
актер музыки;

• хореографические названия изученных элементов;

• требов
ания к внешнему виду
;

• знать позиции ног.

Воспитанник будет уметь:

• воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;

• владеть корпусом во время исполнения движений;

• ориентиров
аться в пространстве;

• координировать свои движения;

• исполнять хореографический этюд в группе.


Итоговый к
онцерт является основной и конечной формой контроля
знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.


Содержание работы
по музыкально
-
ритмическому воспитанию


В этом возрасте ребенок


дошкольник достигает кульминации в развитии
движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей
резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по
ко
ординации движений


из области хореографии, гимнастики. Это дает
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе
которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические
произведения.

Приоритетные задачи:

развитие способности к выразительному, одухотворенному
исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку,
формирование адекватной оценки и самооценки.

6


Основное содержание

Развитие музыкальности:


-
воспитание интереса и


любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за
произведения и кто их написал;

-

обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;

-

развитие

умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и

оттенки настроений в звучании;


-
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп


разнообразный, а также ускорения и замедления; дин
амику (усиление и
уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий,
низки
й, средний);

развитие способности различать жанр произведения


плясовая
(вальс, полька, старинны
й и современный танец); песня (
песня
-
марш, песня
-
танец
и др
.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

2. Развитие двигательных качеств и умений


Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные

ниже виды движений.

Основные:

-

ходьба


бодрая, спо
койная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким
подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» ша
гом, с
ускорением замедлением;

-

бег


легкий, ритмичный, пере
дающий различный образ, а также высокий,
ши
рокий, острый, пружинящий бег;

-

прыжковые движения


на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп,
боковой галоп), поскок «легкий» и «силь
ный» и др.;

-
общеразвивающие упражнения
-

на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и
ловкости движений, координации рук и
ног;

-
имитационные движения
-

различные образно
-
игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также
ощущения тяжести или легкости, разной среды


«в воде», «в воздухе» и т.д.);

-
плясовые движения


эл
ементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию
из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для
рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, п
еременный шаг,
шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве
: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за
другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполн
ять
перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики»,
«спираль» и др.).

7



4. Развитие творческих способностей:

-

р
азвитие умений сочинять несложные пляс
овые движения и их комбинации;

-

формирование умений исполнять знакомые движения в ра
зличных игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно

создавая пластический образ;

-
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения
для выражения характера музыки, умение оценивать свои тво
рческие проявления
и давать оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов
:

-
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов


умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения


по
фразам;

-

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления


на основе
усложнения задан
ий (увеличение объема движений, продолжительности звучания
музыки, разнообразия

сочетаний упражнений и т.д.;

-

развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость,
грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения,

например:
«Рыбки легко и свободно резвятся в воде».

6. Развитие нравственно


коммуникативных качеств личности
:

-
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и

животным,
игровым персонажам;

-

воспитание потребности научить младших детей тем
упражнениям, которые уже
освоены; умение проводить совместные иг
ры
-
занятия с младшими детьми;

-
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
(находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении
во время
самостоятельных игр);

-

в
оспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших
впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее
на место, извинится, если про
изошло нечаянное столкновение и т.д.

Перспективное планирование

Октябрь


1.

Вводное занятие.


Вовлечение детей в танцевальную деятельность через
игровые формы. Исполнение разных видов шагов, бега, прыжков по кругу.
Упражнения на разогрев разных групп мышц,

подготовка тела к исполнению
упражнений партерной гимнастики. Упражнения: «Веселые носочки», « Птица»,
«Змейка», «Страус», «Орешки». Знакомство с танцами: «Птичка», «Кошечка»,
«Полька».


2.
1. Исполнение разных видов шагов, бега, прыжков по кругу. Упражне
ния на
разогрев разных групп мышц, подготовка тела к исполнению упражнений
партерной гимнастики. Упражнения: «Веселые носочки», « Книжка», «Змейка»,
«Страус», «Орешки». Танцы: «Птичка», «Кошечка», «Полька».


3.

Тема «Культура поведения на занятиях хореогр
афии»:

-

познакомить детей с правилами и манерой поведения;

8


-

с формой одежды и прической;

-

с отношениями между мальчиками и девочками.

«Вальс Дружбы».


4.
Упражнения на ориентировку в пространстве: положение прямо (анфас),
полуоборот, профиль.

Положения и

движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям.

«Вальс Дружбы». Упражнения партерной гимнастики.

5.
Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат.

Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала).

«Вальс Д
ружбы», «Диско». Партер.


6.
Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат.

Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала).

«Вальс Дружбы». Партер.


7.
Упражнения по кругу. Ритмические диско танцы: «Птичка», «Диско», «Вальс
Дружбы».


8.

Упражнения по кругу. Ритмические диско танцы: «Птичка», «Диско», «Вальс
Дружбы».

Упражнения партерной гимнастики.



Ноябрь


9
.Тема «Культура

поведения в театре».

-

Познакомить детей с культурой и правилами поведения при посещении театров.

Положения и движения ног: demi


plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького
приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением
вперед и назад.

Танцы: «Полька парами».



10.
Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещени
е по залу,
пары, тройки.

Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в
колене вперед и назад на полупальцах; demi
-
plie с одновременной работой рук.

«Полька парами».


11.
Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического т
анца.

Танцевальная композиция «Осенний вальс» Е. Доги.


12.
Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца.

Танцевальная композиция «Осенний вальс» Е. Доги.


13.
Ритмические упражнения. Упражнения классического танца. Полька парами.

14.
Ритмические упражнения. Упражнения классического танца. Полька парами.

15.
Подготовка к контрольному
заданию
. Повторение танцев: «Полька», «Вальс
Дружбы», «Осенний вальс».

16.
Итоговое
выступление

«Путешествие в осенний лес».


Декабрь


17.

Тема «Виды
хореографии».

-

Познакомить детей с видами хореографии:

классический, народный, бальный, историко
-
бытовой и современные танцы.

9


Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1
свободной позиции, в сочетании с demi
-
plie; притоп просто
й, двойной, тройной.

18
.
Положения и движения рук: «приглашение».

Полька
-
шутка. Партер.


19.
Положения рук в паре: «лодочка».

Движения ног:

Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по
парам под ручку вперед, назад; танцевальны
й шаг по парам (на последнюю долю
приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). «Танец Солдатиков и
Куколок»

20
. Упражнения классического танца. Танцы «Полонез», «Вальс».


21
. Разминка. Танцы: «Веселая Полька», «Полька
-
шутка».


22
. Разные виды ходь
бы по кругу. Перестроения

в колонну по двое. «Полонез»,
«Вальс Дружба».


23.
Подготовка к итоговому
выступлению.

24
.
Итоговое выступление

«Новогодняя сказка».


Январь


25.

Тема «Сюжетный танец».

Упражнения на ориентировку в пространстве: колонна по
одному, по парам,
тройкам, по

четыре.


26.
Упражнения ногами: твисты. Ориентирование а в пространстве. Танец «Где
-
то
на белом свете»


27
.
Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»;

«ручеек».

Танцевальная комбинация «Твисты».

28.
Танцевальная комбин
ация, построенная на шагах народного танца.

Движения ног: прыжки с поджатыми ногами.

Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова.


29.
Игровая разминка. Танцы:
«Где
-
то на белом свете», «Птичка польку
танцевала»


30.
«Диско танцы», «Рок
-
н
-
ролл».

31.
Упраж
нения партерной гимнастики. Положение рук в паре. Разучивание
элементов танца « Рок
-
н
-
Ролл» в парах.

32.
Закрепление пройденного материала.


Февраль

33.

Тема «Народный танец»

-

Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями
русского
народа.

Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики)

подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной
позиции).


34.
Движения ног: «гармошка»; (девочки)

простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, м
ежду 2 и
3 позициями).

Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки)
10


маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью
«полочка».Танцевальная композиция «Кадриль».


35.
Движения ног: поклон на месте с руками;

поклон с продви
жением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух
ногах (1 прямая, свободная позиция);

(девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка».

Танцевальная композиция «Кадриль».

36.
Упражнения на ориентировку в пространстве:«
звездочка» «корзиночка».

Танцевальная композиция «Кадриль».


37.
Шаги по кругу в среднем темпе. Характерный русский бальный танец
«Сударушка».


38.
Положение в парах. Ориентирование в пространстве.


39.
Положение рук в парах «Свечка», «Лодочка».
Разучивание фигур танца
«Сударушка».

40.
Продолжение разучивания танца «Сударушка», повторение «Кадриль».


Март


41.

Латино
-
американские танцы. Ритмические упражнения. Упражнения на
координацию разных частей тела.

42.

Танцевальная комбинация, построенная на

элементах бального танца.
Элементы танцев «Ча
-
Ча
-
ЧА», «Самба».

43.
Постановка корпуса, головы, рук и ног.

Танец «Полька» М. Дунаевский.


44.
Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс.

Танец «Теп Ча
-
ча
-
ча» М. Дунаевский.


45.

Ритмо
-
пластика. «Веселая Самба».


46.
Продолжение разучивания элементов «Ча
-
ча», «Самба».


47.
Диско
-
разминка. Разучивание в парах элементов латино
-
американских танцев.



48.
Закрепление пройденного материала.


Апрель


49.

Приставные шаги на носочках. Прыжки

на одной, на двух ногах. Танец
«Вару
-
Вару».


50
.
Упражнения классического экзерсиса. Повороты. Разучивание элементов
«Вару
-
Вару»


51.
Положения рук в паре: основная позиция.

Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной
вперед.

Дв
ижения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг
мальчика. Танец «Полька» М. Дунаевский.


52.
Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом
друг к другу; поворот по парам. Танец «Полька» М. Дунаевский.


53.
Классический экзерсис. Упражнения в парах. Танец «Вару
-
Вару».


54.
Ритмо
-
разминка. Классический экзерсис. Импровизация «Свой танец».


55.
Повторение пройденного материала.


56.
Характерное исполнение. Соло исполнение изученных танцев.

11


Май

57.
Тема «Танцы,

танцы, танцы…».

Движения ног: боковой подъемный шаг.

Положения рук в паре: «корзиночка».


58.

Повторение танцев: « Полька парами», «Вальс Дружбы».


59.

Повторение танцев: «Полька Тройками», «Осенний вальс», «Калинка»,
«Кадриль».

60.

Попурри на тему латино
-
американских танцев.

61.

Подготовка к итоговому
выступлению.

62.
Подготовка к итоговому
выступлению.


63
.

Диагностика уровня музыкально
-
двигательных способностей детей.


64
.

Итоговое
выступление.


Тематический план


группа

Кол
-
во

тем

Время

1
-
ой услуги


Кол
-
во часов в
год

4
-
5

лет

64 занятия

2
0

мин.

2
1

ч.
2
0 мин.


Материально


техническое обеспечение:

1. Музыкальный зал.

2. Нотно
-
методическая литература.

3. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической
деятельности:

а) Буренина А.И.
Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-

СПб, 2000.
-

220 с.

б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.
-

М.: Просвещение, 1967.


203
с.

в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физк
ультурой в дошкольном
образовательном учреждении.

М.: Скрипторий, 2003, 2006.


72 с.

г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду.


М.: Айрис
-
пресс, 2006.


112 с.

д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства
ритма у детей
.

СПб.: Композитор, 2005.
-

76 с.

е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.
-

М.: Линка
-
пресс, 2006.
-

272 с.

ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4.


СПб.: Музыкальная
палитра, 2006.


44 с.

з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.
Г. «Са
-
Фи
-
Дансе»
-

танцевально
-
игровая гимнастика
для детей.


СПб.: Детство
-
пресс, 2006.
-
352 с.

4. Аудиокассеты, СД


диски, видеодиски.

5. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.

6. Фортепиано.

7. Иллюстрации с изображением та
нцев различных эпох и стилей, фотографии с
изображением танцевальных коллективов.

12



























Методика выявления уровня развития чувства ритма






















(разработана на осн
ове методик А.Н. Зиминой и А.
Бурениной).

Цель:

выявление уровня развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

подобранных заданий.

Средний дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:

высокий


ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в
соответствии с

изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки;

средний


производит смену движений с запа
здыванием, по показу взрослого;

низкий


смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.


2) соответствие движений ритму музыки:

высокий


ребёнок чётко ритмично выполняет движения;

средний


выполняет движения с ошибками;

низкий


д
вижения выполняются неритмично.


3) соответствие движений темпу музыки:

высокий


ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой
движения;

средний


чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу
взрослого или

други
х детей;

низкий


не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.


4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими
жестами):

высокий


ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний


допускает 1
-
2 ошибки;

низкий



не справляется с заданием.


2. Воспроизведение метра и ритма.

1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в
хлопках:

высокий


ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального
произведения;

средний


на протяжени
и выполнения задания кратковременно теряет ощущение
метра

(спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.

низкий


беспорядочные хлопки.


2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:

высокий


ребёнок точно воспр
оизводит ритмической рисунок знакомой песни;

13


средний


воспроизводит ритм песни с 1
-
2 ошибками;

низкий


неверно воспроизводит ритм песни.


3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):

высокий


ребёнок воспроизводит ритмическ
ий рисунок без ошибок;

средний


допускает 2
-
3 ошибки;

низкий


не верно воспроизводит ритмический рисунок.

Диагностика уровня музыкально
-
двигательного развития ребенка.


Координация, ловкость движений


точность движений, координация рук и ног
при в
ыполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и
ног применяя ются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону
левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте п
равую руку и согнутую
в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла
-

правильное одновременное выполнение движений.

2 балла
-

неодновременное, но правильное; верное выполнение после повтор
ного
показа.

1 балл
-

неверное выполнение движений.



Творческие проявления
-

умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные, оригинальные «па».

Тест на определение скл
онности детей к танцевальному творчеству. Детям
предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить
следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балл
-

умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,
под
бирать слова характеризующие музыку и пластический образ.

2 балл
-

движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл
-

ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально
-
игровой
импровизации;


Гибкость тела


это степен
ь прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости
корпус свободно наклоняется.

Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).

Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра,
ноги прямые на ширине плеч, прижаты
к ковру. У края ковра на полу между
ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как
можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми.
Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в
которую
ребенок упирался пальцами.

3см и меньше


низкий уровень (1 балл).

4
-
7см


средний уровень (2 балла)

8
-
11см


высокий уровень (3 балла).

14


Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).

Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад

(руки
упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать
пальцами ног до макушки.

3 балл


максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

2 балл


средняя подвижность позвоночника.

1 балл
-

упражнения на гибкость вызывают затру
днения.


Музыкальность


способность воспринимать и передавать в движении образ и
основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с
фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений
музыке (в процессе самостоят
ельного исполнения
-

без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?»

После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из
лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки.
(отражение в движении характера муз
ыки).

Упражнение «Заведи мотор».

Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под
медленную музыку
-

медленно, под быструю


быстро (переключение с одного
темпа на другой).

Упражнение «Страусы».

Под тихую музыку дети двигаются, как «страус
ы». Под громкую музыку «прячут
голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).

3 балла


умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и
заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства
музыкальной выразительн
ости (темп, динамику)

2 балла


в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец
музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл


движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом,
ритмом, а также с началом и концом прои
зведения.


Эмоциональность


выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки
и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг,
тревогу и т.д.), уме
ние выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что
-
то приговаривают,
после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных
детей мимика бедная, движения не выразительные.

Оценивается этот показатель
по внешним проявлениям (Э
-
1, Э
-
3).

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку,
которая удивляется», «сердитого волка».

Развитие чувства ритма.

Ритмические упражнения


передача в движении ритма пр
ослушанного
музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного
сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется
становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо
15


интонирована; ребенок говорит примит
ивно используя короткие отрывочные
высказывания.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по


разному, а дети
должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполн
яет
разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение
мимикой.

1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).

2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).

3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

4. 1 р
аз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

1 балл
-

с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками
ритмический рисунок.

2 балла


выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим
рисунком.

3 балла


точно передает ритми
ческий рисунок.

Уровни развития ребенка в музыкально
-
ритмической деятельности.


Первый уровень (высокий 15
-
18 баллов) предполагал высокую двигательную
активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной
импровизации. Ребенок уме
ет передавать характер мелодии, самостоятельно
начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую
часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию
движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисуно
к.


Второй уровень (средний 10
-
14 баллов). Этому уровню свойственна слабая
творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь
однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий
характер, темп музыки. Умеет

выразить свои чувства в движении. В образно
-

игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение
упражнений на координацию после повторного показа движений.


Третьему уровню (низкому 6
-
9 баллов) соответствовали следующие
характери
стики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но
при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая
скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание
музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпа
дают с темпом,
ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения
невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой
музыкально
-
игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется,
не может передать хлопками р
итмический рисунок. Упражнения на гибкость
вызывают затруднения.


Приложенные файлы

  • pdf 26103587
    Размер файла: 406 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий