Богуславский, Г. Б. Корнетов) подхо-ды к изучению истории педагогики результаты отечественных историко-педагогических исследований в области музыкального образования О. А. Апрак-синой, Т. Н. Батуринской


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.







Ш
.

Церенжигмедийн
, Л.

Н
.

Рулиене.

Становление професс
ионального музыкального образования в
Монголии͗ постановка проблемы иссл
е
дования



65

УДК

378.016:78 (517.3)

doi: 10.18101/1994
-
0866
-
2017
-
7
-
65
-
70


СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИ
ОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО
ГО

ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛ
ИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛ
ЕМЫ

ИССЛЕД
О
ВАНИЯ


©
Церенжигмедийн Шаравцерен

вице
-
директор, Монгольская государственная консерватория

Монголи
я,
141E2, г. Улан
-
Б
ат
о
р, ул. Пекина
, 25

E
-
mail: [email protected]

©
Рулиене Любовь Нимажаповна

доктор педагогических наук, доцент, профессор
,


Бурятс
кий государственный университет

Россия,
670000, г. Улан
-
Удэ, ул. Смолина
,

24а

E
-
mail: [email protected]
ru


В статье обоснована актуальность ретроспективного анализа практики подготовки
о-
блем человечества. Обозначены хронологические рамки комплексного изучения и
с-
тории профессиональног
о музыкального образования в Монголии

(1937

2017). В
ы-
двинуто гипотетическое утверждение о том, что становление профессионального м
у-
зыкального образования в Монголии основано на органичном сочетании традиций и
педагогических инноваций, позволяющих актуализи
ровать содержание и формы м
у-
-
образовательного процесса и прогнозировать его дальнейшее развитие.
Обозначены теоретико
-
методологические основы исследования, определ
е
ны методы
исследования (сравнительно
-
исторический и историко
-
ретроспективный), источ
ник
о-
вая база исследования. Научная новизна исследования определяется особенностями
становления профессионального музыкального образования в Монголии, вводом в
о-
лагается, что получен
ные теоретические и прикладные результаты позволят сове
р-
шенствовать процесс реформирования профессионального музыкального обр
а
зования
в Монголии.

Ключевые слова:

духовная культура
;

Монголия
;

педагогическая наука
;

ретроспек-
ти
в
ный анализ
;

профессиональное м
узыкальное образование
;



В динамично меняющихся общественных, политических, экономических,
н
а
ционально
-
этнических отношениях мирового сообщества важную роль играет
культура как сфера духовного воспроизводства человечества, фактор обеспеч
е-
ния национальной и международной безопасности L3], площадка диалога и вза
и-
модействия в условиях глобализации L7], базис усто
й
чивости общества L5].

наиболее выразительный и разнообр
азный вид художественной культуры, отр
а-
жающий богатство внутреннего мира человека. Исследование музыкальной
культуры дает возможность изучения эмоциональной динамики народа, наци
о-
нального колорита и «духа времени» эпохи L2].

Интерес ученых к музыкальной ку
льтуре в последнее время постоянно растет.
Например, поисковая система научной электронной библиотеки «Киберленинка»







ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2017. Вып. 7



66

показывает более 27 тыс. статей по ключевому слову «музыкальное образов
а-
ние», в том числе более E тыс. в разделе «Народное образ
о
вание. Пед
агогика».

Особое внимание исследователей обращено к эволюции музыкального обр
а-
зования и воспитания (около 6 тыс. статей). На наш взгляд, это связано с тем, что
современная педагогическая практика, отвечая на вызовы информационного о
б-
щества, ищет источники
решения гуманитарных проблем человечества,
которые
направлены на поиск методов живого эмоционального воздействия на ли
ч
ность,
технологий сохранения человеческого в человеке. Очевидно, что ж
и
вая музыка
способна победить в конкуренции с гаджетами в жизненном

пространстве с
о-
временной молодежи и детей.

То, каким путем будет развиваться профессиональное музыкальное образов
а-
ние, во многом определяет будущее духовной культуры народов и развитие с
о-
временной цивилизации. Поэтому одной из актуальных проблем п
е
дагоги
ческой
науки является ретроспективный анализ теории и практики подготовки профе
с-
сионалов в области музыкального искусства
:

композиторов, музыковедов, и
с-
полнителей (певцов и инструменталистов, дириж
е
ров хора и оркестра) и педаг
о-
гов
-
музыкантов.

Актуальность

данного направления научных поисков отражают работы, п
о-
священные историко
-
теоретическому и педагогическому аспектам музыкального
образования в России (Николаева Е.

Н., 2000; Ковалева В.

М., 2002; Ост
а-
нин

П.

П., 2003; Марчишина Т.

В., 2004) и
т.

д.

Становл
ение профессионального музыкального образования в Монголии св
я-
зано с музыкально
-
хореографическим колледжем им. С.

Гончигсумлаа, который
являлся единственным в стране образовательным учреждением по подготовке
профессиональных кадров для организаций культуры

и искусств.

За 80 лет в ст
е-
нах колледжа подготовлено свыше 8000 специалистов по 40 профессиям.

Огромную помощь и поддержку на протяжении всей истории колледжа ок
а-
зывали российские музыканты
-
педагоги. В частности, в 1E72

1E83 гг. неоцен
и-
мый вклад в развит
ие теории музыки, классической музыки и балета внесли

Ф.

Евтодиенко, Ф.

Корсакович, А.

Ишкениль, А.

Моисеев, Г.

Айрапетян,
Х.

Хаханян, Э.

Вернигора, А.

Миронов.

Сегодня Монголия стоит перед выбором пути совершенствования системы
образования: продолжение «
российской линии», перестройка по западному о
б-
разцу или поиск собственного варианта развития. С этим связан интерес мо
н-
гольских исследователей, так
,

Б. Бадамжавын изучил периодизацию музыкал
ь-
ной культуры Монголии (2000 г.); Э. Гантумур рассмотрел музыкальн
о
-
эстетическое воспитание младших школьников в общеобразовательных школах
Монголии (2012 г.); Г. Шаует специально исследовала фортепианную музыку
Монголии второй половины II в
.

(2011 г.).

Вместе с тем историко
-
педагогический аспект развития музыкального об
раз
о-
вания не был до сих пор исследован учеными
-
педагогами, а имеющиеся публ
и-
кации, посвященные организации дополнительного образования L1; 6 и др.] не
позволяют представить целостную картину историко
-
педагогического развития
музыкального образования в Монг
олии, проследить динамику формирования
учреждений профессионального музыкального образования, формы их деятел
ь-
ности, кадровое и методическое обеспечение. Обнаруживается противоречие







Ш
.

Церенжигмедийн
, Л.

Н
.

Рулиене.

Становление професс
ионального музыкального образования в
Монголии͗ постановка проблемы иссл
е
дования



6
7

между объективной потребностью в осмыслении процесса становления и разв
и-
ти
я профессионального музыкального образования в Монголии и отсутствием
специальных исследований, позволяющих комплексно представить данный пр
о-
цесс в его исторической ретр
о
спективе.

Хронологические рамки исследования

определяются со времени создания
х
у
до-
жест
венной школы при Государственном
ц
ентральном театре Монголии (1E37 г.)

до
создания Монгольской государственной консерватории (2017 г.). Данный хроно-
логический отрезок охватывает две исторические фазы: период Монгол
ь
ской
Народной Республики (с 1E21 г.) и пе
риод постсоветской, демокр
а
тической Мон-
голии (с 1EE0 г.). В этот период были созданы историко
-
культурологичес
-
кие,
социально
-
экономические и педагогические предпосылки зарождения и ст
а
нов-
ления музыкального образования в Монголии, подкрепле
н
ные нормативно
-
з
аконодательными документами.

Для преодоления обнаружившегося противоречия необходимо осуществить
историко
-
педагогический анализ архивных, документальных и научных исто
ч-
ников и на этой основе выявить специфику процесса становления и осно
в
ные
тенденции разв
ития профессионального музыкального образования в Мо
н
голии.
Исследование будет направлено на решение следующих исследовательских з
а-
дач: изучить социально
-
культурные предпосылки зарождения профессиональн
о-
го музыкального образования в Монголии; выявить роль
сове
т
скихCроссийских
музыкантов
-
педагогов в становлении профессионального музыкального образ
о-
вания в Монголии; проанализировать состояние профессионального музыкал
ь-
ного образования в Монголии в 1E72

1EE2 гг.; изучить педагог
и
ческое наследие
С.

Гончигсулмаа



выдающегося монгольского музыканта
-
педагога; охаракте-
р
и
зовать Государственный музыкально
-
хореографический колледж им. С. Гон-
чи
г
сумлаа как центр профессионального музыкального обр
а
зования в Монголии;
разработать программу создания Монгольского университе
та музыки на базе
Г
о
сударственного музыкально
-
хореографического колледжа им. С. Гончигсум-
лаа; определить особенности реализации программ академич
е
ского музыкально-
го образования в Монгольской государственной консерват
о
рии.

В качестве гипотезы исследования в
ыдвигаем следующие предположения:

1) становление профессионального музыкального образования в Монголии осн
о-
вано на органичном сочетании традиций и педагогических инноваций, позв
о
ля-
ющих актуализировать содержание и формы музыкально
-
образовательного про-
цесс
а и прогнозировать его дальнейшее развитие; 2) становление професси
о-
нального музыкального образования в Монголии охватывает три этапа:

1
-
й

этап



общее музыкальное образование в структуре Художественной школы
и Музыкально
-
драматической школы (1E37

1E72 гг
.); 2
-
й

этап



среднее пр
о-
фесси
о
нальное образование на базе Музыкального колледжа, Музыкально
-
хореографической школы, Музыкально
-
хореографического колледжа (1E72


2002 гг.); 3
-
й

этап



реализация образовательных программ бакалавриата в М
у-
зыкально
-
хореограф
ическом колледже и создание Монгольской государственной
ко
н
серватории (2002

2017 гг.).

Теоретико
-
методологические основы исследования включают культуролог
и-
ческий подход в искусстве (А.

И. Арнольдов, Л.

П. Буева, Л.

С. Вагинова,
М.

С.

Каган, А.

Ф. Лосев, Э.

С. Маркарян, А.

Г. Спиркин и др.), культурологич
е-







ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2017. Вып. 7



68

ский подход в педагогике (Е.

В. Бондаревская, Н.

Б. Крылова и др.), методол
о-
гию педагогики музыкального образования (Э.

Б. Абдуллин и др.), концепцию
музыкально
-
исторического процесса (Б.

В.

Асафьев); цивил
изационный
(Г.

Б.

Корнетов) и парадигмальный (М.

В.

Богуславский, Г.

Б.

Корнетов) подх
о-
ды к изучению ист
о
рии педагогики; результаты отечественных историко
-
педагогических исследований в области музыкального образования О.

А.

Апра
к-
синой, Т.

Н.

Батуринской, С
.

И.

Дорошенко, Л.

В.

Кикнадзе, Д.

Л.

Локшина,

С.

Н.

Морозовой, М.

Г.

Плоховой, Т.

Л.

Якубовской и др.; основные концепт
у-
альные положения, раскрывающие содержание и организацию методологической
подг
о
товки учителя музыки в вузе, получившие обоснование в ис
следованиях
Э.

Б.

Абдуллина, Т.

А.

Колышевой, Б.

М. Целковникова и др.

Значимыми для обоснования концептуальных положений диссертаций пре
д-
ставляются идеи, раскрывающие сущность творчества, роль и место искусства в
жизни человека (Л.

С. Выготский, В.

В. Мед
ушевский, Б.

С. Мейлах,

A.

A. М
е-
лик
-
Пашаев, Е.

В. Назайкинский, В.

И. Петрушин, Я. А. Пономарев, Г.

М. Цыпин
и др.); комплексный и полихудожественный подход к музыкальному образов
а-
нию (Д.

Б. Кабалевский, Е.

В. Ремнева, B.

А. Сухомлинский, Т.

В. Фуртаева,
В
.

Н.

Ша
ц
кая, Г.

П. Шевченко, Б.

П. Юсов и др.).

В исследовании будут использованы сравнительно
-
исторический и историко
-
ретроспективны
й

методы исследования, направленные на изучение, анализ и
теоретическое обобщение архивных материалов. Диахронный метод поз
волит
выделить периодизацию становления музыкального образования в Монголии.
Конструктивно
-
генетический метод будет способствовать репрезентации ист
о-
рического опыта на современном этапе развития профессионального музыкал
ь-
ного образования в Монголии.

Источн
иковую базу исследования составляют материалы государственного
центрального архива Монголии, архива Монгольской народной партии, архива
Союза монгольских работников искусства, архива Музыкально
-
хореографического колледжа; монографии, статьи и диссертационн
ые исслед
о-
вания в области истории педагогики, общей педагогики, культурологи и искус-
с
т
воведения, теории и методики музыкального образования
;

нормати
в
но
-
правовые и программно
-
методические документы; статистические сбо
р
ники по
вопросам образования и культуры
; стенограммы интервью с педагогами колле-
джа; мат
е
риалы периодических изданий по проблеме исследов
а
ния.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые будет пре
д-
принята попытка исследования становления профессионального музыкального
образовани
я в Монголии; предложена и охарактеризована периодизация заро
ж-
дения и становления профессионального музыкального образования в Монголии;
введены в научный оборот новые архивные документы и статистические мат
е
ри-
алы, ранее невостребованные историко
-
педагогич
ескими исследованиями.

В рамках исследования будут обоснованы классификации форм, видов и
средств профессионального музыкального образования (на примере Монголии),
уточнен понятийно
-
терминологическ
ий

аппарат профессионального музыкал
ь-
ного образования; изуч
ен
ы

взаимосвязи развития музыкального образования в
Мо
н
голии с мировыми (в
т.

ч.

российскими) педагогическими и музыкально
-







Ш
.

Церенжигмедийн
, Л.

Н
.

Рулиене.

Становление професс
ионального музыкального образования в
Монголии͗ постановка проблемы иссл
е
дования



69

образовательными тенденциями; осуществлен ретроспективный анализ истории
музыкального образования в Мо
нголии в период с 1E72 по 1EE2
г.

Полученные теоретические и прикладные результаты позволят совершенств
о-
вать процесс реформирования профессионального музыкального образования в
Монголии. Материалы исследования будут использованы в учебных пособиях по
истории музыкального образования в п
едагогических вузах и в системе повыш
е-
ния квалификации педагогов Монголии и России.


Литература

1.

Гантумур Э. К вопросу приобщения младших школьников к народной музыкал
ь-
ной культуре на уроках музыки CC МНКО.

2011
.



2.

С.

53

55.

2.

Долгушина М.

Ю. Феноменология

музыкальной культуры CC Аналитика культур
о-
логии. 2012. №

22
.

С.

146

151.

3.

Колин К.

К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения
национальной и международной безопасности CC Вестник ЧГАКИ.

2010
.



1(21).

С.

27

45.

4.

Миронюк А.

Н. Станов
ление и развитие дополнительного музыкального образов
а-
ния в Мурманской области: 1E30

2002 гг.: дис
.

... канд
.

пед
.

наук: 13.00.01 C Му
р
ман. гос.
пед. ун
-
т.

Му
р
манск, 2007.

151 с.

5.

Петрова И. А. Культура как базис устойчивости общества CC МНКО.

2014
.



3(46)
.

С.

355

357.

6.

Попова Л.

Д. Особенности организации дополнительного образования в дошкол
ь-
ных учреждениях Монголии CC Уч
е
ные записки ЗабГУ. Сер
.
: Педагогика и психология.

2013
.



5(52).

С.12

18
.

7.

Черникова В.

Е. Диалог культур как способ социокультурного вз
аимодействия в
условиях глобализации CC Научные проблемы гуманитарных исследований.

2012
.



4.

С.

279

287.

8.

Шаует Г. Фортепианная музыка Монголии второй половины II века: композитор,
инструмент, жанр: дис
.

... канд
.

искусствоведения: 17.00.02 LРос. ин
-
т ист
ории и
с
кусств].

С
Пб.
, 2011.

176 с.


FORMATION OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN MONG
O
LIA:

STATEMENT OF THE PROBLEM OF RESEARCH


Tserenzhigmediyn Sharavtseren

Vice
-
director, Mongolian State Conservatory

25 Beijing St., Sukhe
-
Bator district, Ulaanbaatar 1
4192, Mongolia

E
-
mail: [email protected]


Lyubov N. Ruliene

Dr. Sci. (Education), Prof.,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan
-
Ude 670000, Russia

E
-
mail: [email protected]


e of training of
professio
n
als in the field of musical art in the context of humanitarian problems of mankind
is substa
n
tiated. Chronological frameworks are designated for a complex study of history of
profe
s
sional music education in Mongolia (1937

2017).







ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2017. Вып. 7



70

forward that formation of professional music educ
a
tion in Mongolia is based on organic
combination of traditions and pedagogical i
n
novations, which actualize content and forms of
musical and educational process and predict i
historical process, c
i
vilizational and

paradigmatic approaches to study the history of
pedagogy), are designated, the research methods (comparative
-
historical and historical
-
research is defined by the f
eatures of formation of professional music education in
Mongolia, the input of new archival doc
u
ments in a scientific turn and st
a
tistical materials.
process of refo
rming the professional music education in Mongolia.

Keywords:

spiritual culture
;

Mongolia
;

pedagogical science
;

;

profe
s
sional music education
;

formation stages.


Приложенные файлы

  • pdf 26329688
    Размер файла: 593 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий