Известный ученый-лингвист, составитель Русско-кумыкского словаря (1960), Орфографического словаря (1978). Сын всеми уважаемого за образованность, высокую порядочность, гостеприимство


МКОУ «Халимбекаульская СОШ имени Героя России Аскерова А.М.»
«Бамматовы гордость села Кафыркумух»
Подготовила:
Биярсланова Алина Абдуллаевна
ученица 7 «в» класса
Руководитель:
Мусаева Бурлият Магомедшапиевнаучитель русского языка и литературы
Халимбекаул 2012
2286051435Баммат Гайдар (Гайдар Бамматов)
Родился в семье поручика Российской императорской армии. Окончил Ставропольскую классическую гимназию и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. С осени 1912 г. до начала февральской революции 1917 г., служил в Тифлисе, - первоначально в канцелярии наместника Кавказа, а затем, - чиновником по особым поручениям при наместнике.
В 1917 г., принимал активное участие в революции на Северном Кавказе и Закавказье. Участвовал в мусульманских съездах в Гандже, Баку, во всероссийском мусульманском съезде в Москве и втором съезде объединенных горцев.
С марта 1918 г., занимал должность министра иностранных дел Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана. Участвовал в Трапезундской и Батумской мирной конференции, где выступил с инициативой объединения Северного и Южного Кавказа в Кавказскую конфедерацию. Подписал 11 мая 1918 г. декларацию о независимости Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана.
В начале 1919 г., в качестве министра иностранных дел северокавказской республики, представил на Версальскую мирную конференцию меморандум, с просьбой признания независимости Северного Кавказа. После оккупации Северного Кавказа армией генерала Деникина и возвращения в Тифлис в октябре 1919 г., был избран членом Совета обороны республики Северного Кавказа. Наряду с этим, занимал пост дипломатического представителя республики Северного Кавказа при правительствах Грузии и Армении. Вел успешные переговоры с правительством независимой Грузии относительно оказания военной помощи горцам Северного Кавказа в их борьбе с белой армией генерала Деникина.
С 1921 г. - в эмиграции. Проживал во Франции и Швейцарии. В 1921-1930 гг., вместе с А.М. Чермоевым принимал участие в работе Совета трех, - эмигрантского органа состоящего из руководителей дипломатических миссий Северного Кавказа, Азербайджана и Грузии. Был одним из основателей в 1924 г. в Стамбуле Комитета Кавказских конфедералистов. В 1925 г., - принял афганское гражданство. В 1926 г., - стоял у истоков создания прометейского движения, от которого, впрочем, быстро отошел.
В январе 1927 г., - создал, вместе с руководителем азербайджанской дипломатической миссии в Париже А.М. Топчибаши, Временный объединенный политический центр Северного Кавказа и Азербайджана. Пытался создать на территории Турции в 1927 г. национал-демократическую партию горцев Кавказа, а в 1929 г., - республиканскую партию федералистов Северного Кавказа. Обе эти попытки окончились неудачей из-за позиции кемалистских властей, запрещающих деятельность антибольшевистских организаций и партий на территории Турции.
В 1929-1931 гг., издавал в Париже журнал "Независимый Кавказ". В 1934-1939 гг., - руководитель организации "Кавказ" и редактор ее печатного органа, журнала "Кавказ", выходящего на русском, французском, английском, немецком, турецком, грузинском и армянском языках. В 1938 г., - переехал на жительство в Лозанну (Швейцария). В 1942 г., - участвовал в работе конференции в отеле "Адлон", в Берлине, на которой выступил с требованием признания властями Третьего Рейха государственной независимости Кавказа. В январе 1943 г. был назначен дипломатическим представителем (Поверенным в делах) Афганистана в Швейцарии.
В 1948 г., вернулся в Париж, посвятив последние годы своей жизни изучению истории и культуры ислама. Скончался 31 марта 1965 г. в Париже, работая над третьим изданием своей книги "Лики ислама". Похоронен на мусульманском кладбище, в парижском пригороде Бобиньи.

2286051435ГАЙДАР БАММАТ (1890–1965)
Выдающийся государственный и политический деятель Северного Кавказа, дипломат, мыслитель, писатель и публицист. Родился в селении Кафыр-Кумух Темир-хан-шуринского округа Дагестанской области. Начальное религиозное образование получил в сельском медресе. Учился в Темирханшуринском реальном училище и в Ставропольской гимназии. Высшее образование получил в России, окончив в 1912 году юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил на различных государственных должностях, в том числе и в администрации наместника царя на Кавказе в г. Тифлисе. Со школьной скамьи начал интересоваться и заниматься национальными проблемами. После февральской революции активно включился в движение за государственную независимость Кавказа. Стал министром иностранных дел в правительстве провозглашеной 11 мая 1918 года Горской республики. В составе северокавказской делегации посетил Турцию, где вел переговоры о признании Османской империей независимости нового государства на Северном Кавказе. Проявившийся в этих переговорах его большой дипломатический талант, сыграл не последнюю роль в признании турецким государством Горской республики и оказании ей материальной и военной помощи. В качестве министра иностранных дел Горской республики возглавил ее делегацию на Мирной конференции в Париже, где добился признания независимости молодого государства европейскими державами. В 1921 году после установления Советской власти на Северном Кавказе покинул родину. Вначале жил в Турции, затем переехал во Францию, где продолжил свою политическую деятельность. В 1925 году по просьбе короля Надир-шаха принял афганское гражданство и представлял Афганистан во Франции и Швейцарии. В 1934 –1939 годы в Париже издавал на семи языках журналы «Кавказ» и «Заря Кавказа», в которых публиковал статьи по проблемам мировой и кавказской политики, свои размышления о будущем Кавказа и кавказской диаспоры. Кроме того, в 1936 году в Берлине на французском языке издавал журнал «Независимость Кавказа». Есть также сведения, что в Берлине и в Лондоне на немецком и английском языках издавал и альманахи. Некоторые его книги и публикации, написанные на исламскую тематику, выходили под псевдонимом «Жорж Ривуар». Творческое наследие представлено научными исследованиями, культурно-историческими и литературно-публицистическими работами, ставшими достоянием мировой культуры. В первую очередь это такие работы, как:
– Проблемы Кавказа. Лозанна, 1919. На франц. яз.; Берн., 1919. На англ. яз. – Кавказ и русская революция. Париж, 1929. На фран. яз.; Махачкала, 2000. – Положение Турции. Париж, 1943. На франц. яз. – Лики ислама. Лозанна, 1946. На франц. яз.; Париж, 1959. На франц. яз.; Каир, 1956. На араб. яз.; Стамбул, 1963. На турец. яз.; Махачкала, 1995. На рус. яз. – Вклад мусульман в мировую цивилизацию. Женева, 1962. На англ., араб., нем., франц. яз.; Стамбул, 1966. На турец. яз. – Северный Кавказ. Париж. На франц. яз. Гайдар Баммат похоронен на мусульманском кладбище в Париже.

2286051435Гайдар БамматГайдар Баммат, до 1923 г. известный так же под своей русифицированной фамилией Бамматов, родился 3 ноября 1890 г. в Дагестане, в г. Темир-Хан-Шуре (нынешнем Буйнакске). Окончив Ставропольскую классическую гимназию и юридический факультет Петербургского университета, Баммат, с 1912 г., служил в Тифлисе, в канцелярии наместника Кавказа, дослужившись до должности чиновника по особым поручениям (8). Вероятно, именно в это время, находясь в административно-политическом центре Кавказа и работая в государственной структуре, куда, в конечном итоге, стекалась всесторонняя информация со всего региона, Баммат, в полной мере мог оценить необходимость и перспективы политического объединения для будущего кавказских народов.
С 1917 г., после падения монархии в России, Баммат являлся одним из руководителей национально-освободительной борьбы северокавказских горцев. Именно Баммату, удалось уговорить престарелого Шейх-уль-Ислама, главу мусульман Закавказья, примкнуть к революции. Он же подписал 11 мая 1918 г. декларацию независимости Северного Кавказа. С марта 1918 г., Баммат исполнял обязанности министра иностранных дел Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана. Принимал участие в работе трапезундской и батумской конференций, безуспешно пытаясь убедить руководителей южнокавказских республик поддержать его проект создания Кавказской федерации. В начале 1919 г., представил на рассмотрение Версальской мирной конференции меморандум о необходимости признания союзниками независимости Северного Кавказа. В мае того же года, участвовал в конференции четырех кавказских республик в Тифлисе, где сумел убедить правительства Грузии и Азербайджана оказать военную помощь Северному Кавказу в его борьбе против белой армии генерала Деникина. В апреле 1920 г., после вторжения на Северный Кавказ Красной армии, Баммат являлся представителем Совета обороны республики Северного Кавказа, ответственным за внешние сношения. В тоже время, исполнял обязанности дипломатического представителя горцев при правительствах Грузии и Армении.
После оккупации большевиками Северного Кавказа и Азербайджана, Баммат, вместе с другими северокавказскими и азербайджанскими патриотами был вынужден искать убежище в Тифлисе. В феврале 1921 г., накануне вторжения в Грузию большевиков, был избран председателем сформированного в Тифлисе Горско-азербайджанского комитета. Комитет был признан Грузией в качестве легитимного правительства Северного Кавказа и Азербайджана, а его воинское формирование приняло участие в боевых действиях против наступающих на Тифлис большевистских войск (9).
Продолжал активную политическую деятельность Баммат и в эмиграции. Перебравшись из Турции во Францию, он, вместе со своим старым соратником и тестем, бывшим президентом Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана Абдул Меджидом (Тапой) Чермоевым, в качестве члена делегации республики Северного Кавказа на Версальской конференции, тесно сотрудничал с представителями других кавказских правительств в изгнании. В 1922 г. Баммат встретился с королем Афганистана Мохаммед Надир Шахом. Будучи впечатленным знаниями и глубокой эрудицией Баммата, король предоставил ему афганское гражданство. В октябре-ноябре 1924 г., в Париже, на заседаниях представителей республик Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа, в которых, наряду с прочими, принимал участие и Баммат, было принято решение о «необходимости создания союза Азербайджана, Северного Кавказа и Грузии в форме конфедерации» (10).
Были так же приняты решения о создании особой комиссии, с целью выработки проекта конституции будущей конфедерации, объединении дипломатических усилий кавказцев и формировании Кавказского комитета, «обладающего функциями по подготовке и руководству народов Кавказа в борьбе за их независимость» (11).
Находился Баммат и в числе кавказцев, заложивших еще в начале 20-х годов основу польско-кавказского сотрудничества, продолжавшегося вплоть до начала Второй мировой войны. В 1925 г., по его инициативе, в Стамбуле, при поддержке посла Польши в Ангоре Романа Кнолля, был создан Комитет Кавказских конфедералистов, в 1927 г. включенный в состав центрального кавказского органа движения «Прометей», – Комитета независимости Кавказа. Первый номер журнала «Прометей», печатного органа Комитета независимости Кавказа, был составлен на парижской квартире Баммата. Он же предложил и имя мифического титана, в качестве официального названия журнала (12). Единственная статья Баммата в журнале «Прометей», была напечатана в первом номере этого издания (13).
Вскоре, однако, отношения Баммата с кавказцами-участниками движения «Прометей», стали портиться. Под влиянием правительства Польши, подозрительно относящегося к правым кругам кавказской эмиграции, в состав Северокавказской национальной секции, входящей в Комитет независимости Кавказа (14), были включены, в основном, руководители Народной партии горцев Кавказа, по мнению Баммата, не игравшие в 1918-20 гг., существенной роли в национально-освободительном движении Северного Кавказа.
В 1929 г., Баммат приступил к изданию на русском языке журнала «Независимый Кавказ», целью которого являлась как популяризация идеи Кавказской конфедерации, так и подготовка, сбор и систематизация материалов, для выработки конституции будущего объединения. Как по внешнему виду, так и по содержанию, это издание следует считать непосредственным предшественником журнала «Кавказ». Предполагалось издавать «Независимый Кавказ» и на французском языке (15). Этим планам, однако, не суждено было сбыться. Вероятно, в результате отсутствия финансирования, издание журнала пришлось прекратить уже в 1931 г., после выхода в свет первых трех номеров. Тем не менее, подавляющее большинство авторов «Независимого Кавказа», через три года составило основной костяк команды Баммата в группе «Кавказ».
Бамматов Зайнал ЗияутдиновичИзвестный ученый-лингвист, составитель "Русско-кумыкского словаря" (1960), "Орфографического словаря" (1978).
Сын всеми уважаемого за образованность, высокую порядочность, гостеприимство Зияутдина-кади из Кафыр-кумука.
3.3. Бамматов получил начальное образование в сельской школе, продолжил учебу у образованных для своего времени учителей в Нижнем Казанище, Согратле, Темир-хан-шуринском реальном училище. В годы создания первичных органов революционной власти как одного из грамотных представителей села в 1920 г. 3.3. Бамматова избрали секретарем Кафыр-Кумукскогр сельского ревкома. С 1923 г. 3. Бамматов на педагогической работе - сначала воспитателем и учителем 1 Дагестанского педтехникума и профтехшколы в Темирханшуре. В 1924 году он едет на учебу в гор. Баку в Азербайджанский высший педагогический институт. Окончить его Зайналу не удается, и по семейным обстоятельствам он возвращается в Дагестан. Но желание получить высшее педагогическое образования не покидает его, и Народный Комиссариат просвещения республики в 1930 г. направляет его в Москву на высшие педагогические курсы при Московском государственном педагогическом институте, по окончании которых 3. Бамматов получает квалификацию преподавателя педагогики и методики в педагогических техникумах.
После возвращения из Москвы 3. Бамматов с 1931 г. целиком отдается педагогической деятельности: он работает преподавателем, завучем Хасавюртовского и Буйнакского педагогических училищ, был директором Нижне-дженгутаевской, Верхнеказанищенской школ, заведующим отделом народного образования Кумторкалинского района, директором Махачкалинской средней школы N 1.
С 1946 г. 3.3. Бамматов переходит на работу в Научно-исследовательский институт школ, где работает научным, затем старшим научным сотрудником, заведующим сектором дагестанских языков. В институте 3. Бамматов занимается разработкой проблем методики преподавания кумыкского и других дагестанских языков. Его перу принадлежат такие работы, как "Фонетика кумыкского языка и методика ее преподавания", "К методике преподавания русского и кумыкского языков в дагестанской школе" и другие.
В 1938 г. 3.3. Бамматов совместно с М. Темирхановым и известным кумыкским поэтом и драматургом А. Салаватовым создал первый и наиболее полный "Свод орфографических правил кумыкского языка" на основе русской графики. В "Своде" впервые установлены основные правила правописания кумыкского языка и принципы его орфографии. Все его основные положения и принципы "Свода" легли в основы всех орфографических словарей кумыкского языка, изданных в последующие годы. Кроме того, 3.3. Бамматовым написано большое количество учебников кумыкского языка для начальной школы, составлены хрестоматии по дагестанской литературе для V, VI, VII классов дагестанской школы. Им подготовлена серия наглядных пособий по кумыкскому языку для начальной и средней школы, русско-кумыкские словари к учебникам русского языка для II - IV классов, школьные терминологические словари, которые пользуются большой популярностью среди учителей и учащихся школ и поныне.
Работу в Институте школ 3. 3. Бамматов совмещал с преподавательской работой в Дагестанском государственном педагогическом институте им. С. Стальского, где он читал лекции и вел занятия по кумыкскому языку. Одновременно он вел большую работу по составлению и подготовке к изданию большого "Русско-кумыкского словаря" академического типа (изд. в 1960 г.) и "Кумыкско-русского словаря" (изд. в 1969 г.). Будучи старшим научным сотрудником Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагфилиала АН СССР (ныне ДНЦ РАН), 3. 3. Бамматов провел огромную работу по составлению "Толкового словаря современного кумыкского литературного языка", которая является вершиной его лексикографической деятельности. Им составлена 1/3 часть этого словаря (в рукописи).
Заслуги 3. 3. Бамматова в области народного просвещения и науки высоко оценены правительством. Ему присвоены почетные звания "Заслуженного учителя школы ДАССР", "Заслуженного учителя школы РСФСР". Он награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1045 гг.", Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ДАССР, многими Почетными грамотами Министерства просвещения ДАССР, значком "Отличник народного просвещения СССР".

Нажмутдин Баммат в семейном портрете
right0Родился 8 Декабря 1922 в Париже. Его отец, Хайдар Баммат, родился в г. Темир-Хан-Шура, что Северном Кавказе, в 1890. Хайдар Баммат был одним из отцов-основателей Северокавказской независимой республики, провозглашенной в период распада Российской империи в 1917. Он занимал ключевые посты в правительстве этой республики, будучи в первом правительстве этой республики Министром Иностранных Дел, затем председателем Временного Правительства, которое было образовано в конце недолговечной независимости Северного Кавказа и Дагестана.
Борясь сначала против царских войск, затем против большевиков, наследники имама Шамиля были обречены на поражение и изгнание. Так Хайдар Баммат оказался в 1921 г. в Париже, где продолжал начатую борьбу уже другими средствами, впоследствии полностью отдав себя изучению и пропаганде Ислама и исламской цивилизации.
Вот в этой благородной семье и родился Нажмутдин в Париже.
Несомненно, все лучшие семейные традиции и ценности унаследовал от своего отца и Нажмутдин. Несомненно, семья сыграла значительную роль в становлении его личности и его активной жизненной позиции, мировоззренческих ориентаций.
Для нас афганцев интерес представляет тот факт, что судьба Х.Баймата была связана и с нашей страной. В 1925, король Афганистана Амануллах предоставил Хайдару Баммату афганское гражданство и позже, в 1939 г., при Захир-шахе Хайдаре Баммату было оказано высокое доверие: он стал послом Афганистана в Берне (Швейцария) и Париже.
Нажмутдин, таким образом, имел двойное или даже тройное гражданство (идентичность): европеец, афганец, мусульманин. Так как сам Кавказ лежит между Европой и Азией, между Востоком и Западом. Нажмутдин стал связующим звеном между Востоком и Западом, между исламской и христианской религиями.
На перекрестке культур
Вся профессиональная карьера Нажмутдина была связана с ЮНЕСКО (UNESCO). По инициативе афганского правительства он был делегирован в нее для работы в 1949 и оставался там до самой своей смерти, где он представлял OIC - Организацию Исламская Конференция. Объем его работы в UNESCO фокусировался в знание культур. Макаминан Макагиансар (Makaminan Makagiansar), представитель Правительства Индонезии в совете представителей Объединенных наций в панегирике, посвященном ему, писал, что "Н. Баммат отличался глубинными, фундаментальными знаниями в области культур и как никто другой, быть может, понимал универсальность данного феномена, являющегося подосновой способности жить, творить и осваивать мир. Он также искренне был убежден, что нет в мире малых или больших культур, народов; каждый из них, равный в достоинстве своем другим, требует равного отношения, и каждый из них представляет мощный резерв цивилизации...".
В утверждении концептуальных основ такого культуровосприятия, при подготовке и принятии Декларации Принципов Культурного Сотрудничества Общей Конференцией ЮНЕСКО в 1966 году Н. Баммат сыграл ключевую роль. В этой Декларации впервые было признано положение о том, что "каждая культура имеет достоинство и самоценность, которые должны учитываться и охраняться всем международным сообществом". Эта Декларация, принятая ЮНЕСКО, была тем более важной, поскольку она стала фундаментом для много других деклараций и резолюций конференций и ее основные идеи в дальнейшем воспроизводились во всех проектах сохранения всемирного наследия.
Понять и защитить Ислам
Нажмутдин Баммат, изучал Римское право на юридическом факультете Лозаннского университета (Швейцария), мусульманскую теологию в университете "Аль-Азхар" в Каире, социальные науки в Кембридже (Англия) и Париже в Сорбонне. Он свободно владел 15 языками и использовал свои знания, идеи в своей работе в ЮНЕСКО. Он активно продвигал свои идеи через статьи, конференции и позже в телевизионных программах.
Он был признанным специалистом в области Ислама и исламской цивилизации как на Западе, так и на Востоке. Н. Баммат и сам де-факто являлся дву-культурной личностью и обладал несколькими культурными идентичностями. Мусульманин, выросший и воспитанный в христанско-европейской культурной среде, он, блестяще, как никто другой, использовал интеллектуальные инструментальные средства Запада для его улучшения и для того, чтобы Ислам был понят и принят Европой.
Такие названия его научных работ как "Исламская мысль о Западе", "Взаимовлияния Восточного и Западного мышления", "Отражения Ислама ", "Вечный Ислам и Ислам Завтра", " Значение Рамадана, "Универсальность Ислама", "Ислам и Запад: межкультурные диалоги", "Города Ислама: архитектурные лики и истоки", "Лики Ислама" (в соавторстве с отцом Х. Бамматом) и т. п. сами за себя говорят о том значимом интеллектуальном вкладе, который внес Н. Баммат в самосознание своей эпохи как на Западе, так и на Востоке.
Следует отметить и то, что Н. Баммат был не просто элитарным, кабинетным ученым, интер-культурным теоретиком, бесконечно оторванным от повседневных проблем жизни людей, напротив, он любил людей, высоко ценил общение и хотел быть полезным всему обществу. Его цель была - максимальное сужение сферы незнания, он стремился к расширению аудитории своих идей и мыслей, поскольку остро чувствовал, что общество, в котором он жил, имело немало исламофобских заблуждений, мешавших адекватной оценке и правильному восприятию Ислама в Европе и во Франции в отдельности.
В течение более чем двух десятилетий, вплоть до начала семидесятых годов Франция импортировала дешевый труд из своих прежних колоний Северной Африки, чтобы обеспечить свой высокоскоростной рост. Это отразилось на демографической ситуации. Французское поражение в Алжире в 1962 и экономический кризис от 1973 подогревал среди части французов антимусульманские, исламофобские настроения. Н. Баммат был всерьез озабочен этой ситуацией.
Ученый-профессионал Н. Баммат посещал мечети, творил молитву рядом с верующими и не переставал делиться с ними своими знаниями и учить, что их собственная культура не менее значима, чем западная и именно ею они могут защититься от некоторых вредных влияний Запада. Но задача не состоит в том, чтобы мусульмане отгородились в своей культурной скорлупе, напротив, им необходимо открыться миру, адаптироваться и модернизироваться.
Советское вторжение в Афганистан: поворотный пункт
К концу 1970-х и начала 1980-х годов Нажмутдин Баммат достиг вершины своей славы. В ученом мире, особенно в области исламских, межкультурных, межрелигиозных исследований ему не было равных. Он был востребованным непререкаемым ученым авторитетом и признанной общественной фигурой. Он был широко известен в исламском мире. К нему проявляли интерес во многих исламских странах и неоднократно делались лестные предложения, от которых мало кто отказался бы. Так, например, Турция, не раз предлагала ему стать своим послом, но он каждый раз отказывался, хотя и питал глубокие искренние свои симпатии к этой единственной в мусульманском мире светской стране. Он до конца своей жизни оставался верен однажды сделанному им выбору, он не отказался от своего афганского гражданства и гордился им.
Когда в декабре 1979 г. Советский Союз, чтобы спасти рушащийся прокоммунистический режим, ввел свои войска в Афганистан, Баммат испытал сильнейшее потрясение: это напомнило ему события, происшедшие много десятилетий назад на его кавказской Родине. История повторяется. Теперь и Афганистан становился жертвой той же самой великодержавной страны. Нажмутдин безоглядно вступил в защиту суверенитета Афганистана, чьим гражданством все эти годы пользовался и использовал все свое влияние в Европе и во всем мире с тем, чтобы осудить советское вторжение и поддержать движение Афганского Сопротивления.
Подозрительная смерть
В начале утра 16 января 1985 г. в парижскую полицию был вызван мой отец, ранее до этого бывший послом Афганистана во Франции, для опознания трупа одного афганского гражданина. Это оказался труп Нажмутдина Баммата. Отец хорошо был знаком с Бамматами. Полиция нашла наш номер телефона из книги адресной книги. Выяснилось, что труп Н. Баммат нашли ночью в вагоне парижского метро :
В официальном сообщении от 7 февраля 1985 г. причина смерти Н. Баммата объяснялась как последствие сердечного приступа и острой легочной недостаточности. Это - следовательно, естественная смерть. Его брат, его друзья, его коллеги, его поклонники, все оплакивали скоропостижную кончину и невосполнимую утрату. От нас ушел человек редкого ума и недюжинных способностей, обладавший несомненной харизмой.
Тогда, в момент смерти Н. Баммата, мы почти все согласились с официальной формулировкой "естественная смерть", содержащейся в медицинском заключении о вскрытии. Но позже, год спустя, от надежного источника в компетентных органах мне удалось узнать, что фактически Нажмутдин Баммат умер не естественной смертью, а был отравлен! Я был в шоке. Оказывается, патологоанатомы, вскрывавшие его труп, обнаружили на его теле отметку иглы, темным пятном выделявшуюся на его шее. Но информация эта по требованию органов была тогда скрыта и засекречена!. Даже его родной брат Тимур Баммат, единственный член его семьи, не подозревал об этом и не догадывался о действительной причине смерти своего брата. Это более, чем вероятно, что Нажмутдин стал жертвой КГБ. В разговоре со мной Тимур Баммат сказал, что, если это так (т.е. Нажмутдин был специально умерщвлен), то это не первый случай, когда КГБ действует в отношении его родственников подобным образом. Еще прежде были предприняты аналогичные попытки с целью физического уничтожения их отца Хайдара Баммата, одна - в 1930 г., другая - в 1950 году:
Имя и наследие Нажмутдина БамматаНаследие это значительно и значимо. Имеется достаточно оснований, чтобы говорить об уникальности этого наследия. Нажмутдин Баммат был подлинным представителем Афганистана и всего исламского мира. Он был их защитником и проповедником, пожертвовавшим своей жизнью во имя их благополучия и процветания.
Конечно же, многогранная и многозначная фигура Нажмутдина Баммата, его по сей день должным образом не оцененные личные интеллектуальные вложения в развитие современной мысли, заслуживает большего внимания, более объемных исследований, чем просто статьи.
Нажмутдин Темирболатович Бамматов родился 25 июня 1859 года, в год, когда имам Шамиль был пленён русскими войсками на Верхнем Гунибе. Он являлся родным братом моей бабушки Саидат. Отец Нажмутдина Темирболат был прапорщиком Дагестанской области, впоследствии стал кадием. Благодаря отцу Нажмутдин с малых лет изучил арабский язык. Был женат на нижнеказанищенской узденке Умурашидат Темирхановой, от которой родились два сына - Темирболат и Гайдар.
Как явствует из послужного списка, Нажмутдин Бамматов воспитывался и обучался в Ставропольской гимназии, а затем в третьем московском военном Александровском училище. В августе 1880 г. он вступил в службу юнкером, а через год был произведен в унтер-офицеры. В августе 1882 года стал подпоручиком, службу проходил в 79-м Кюринском пехотном полку. В январе 1889 г. Высочайшим приказом переведен в знаменитый 81 -и пехотный Апшеронский полк. В апреле 1891 г. назначен Исполняющим делами Андаляльского наиба Гунибского округа с зачислением по армейской пехоте.
Тогда же за отлично-усердную службу получает свою первую награду - орден Святого Станислава III степени. В июне 1895 г. Нажмутдин уже штабс-капитан. В апреле 1896 г., согласно телеграмме исполняющего делами Военного Губернатора Дагестанской области, он был командирован в областную канцелярию для перевода на арабский язык "Положения о всеобщей переписи населения 1897 года". За этот труд штабс-капитан Бамматов был награжден медалью. Его усердие по службе вновь было отмечено Высочайшим приказом. Н. Бамматов награждается орденом Святой Анны III степени.
В феврале 1899 года Постановлением Военного Губернатора Дагестанской области он был переведен исполняющим делами Таркинского участка Темирхан-шуринского округа. Непродолжительное время Н. Бамматов проработал также в Баку, где занимался переводами заявлений местных жителей с арабского на русский язык. В январе 1901 года он получает звание капитана.
В декабре 1901 года, за отличие по службе, Всемилостивейше пожалован орденом Святого Станислава II степени. В феврале 1905 года приказом по Военно-Народному управлению Кавказского края Нажмутдин Бамматов был назначен начальником Верхне-Аджарского участка Батумского округа и области, а в мае 1906 года уже стал начальником Батумского округа. В июне 1906 года Бамматова переводят в Дагестан и назначают помощником начальника Андийского округа. В этом же году он получает свой четвертый орден - Святого Владимира.
В январе 1907 года, на основании распоряжения Военного Губернатора Дагестанской области, Н. Бамматов был командирован в Маджалис для исправления должности начальника Кайтаго-Табасаранского округа. Через месяц, за отличие по службе, произведен в подполковники.
Умер Нажмутдин Бамматов в 1909 году в возрасте 50 лет. Прах его покоится на Кафыр-Кумухском кладбище. Рядом с ним похоронен старший сын Темирболат, погибший в 1920 году от рук бандитов в горах Дагестана. Жена Нажмутдина Умурашидат похоронена на мусульманском кладбище Парижа. Там же похоронен и младший сын Нажмутдина - Гайдар Бамматов, бывший Министр иностранных дел Северо-Кавказского Горского Правительства.
Такова недолгая, но яркая жизнь моего славного предка.

Приложенные файлы

  • docx 26440388
    Размер файла: 76 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий