Бекоева Ирина Давидовна, и. о. доцента кафедры английского языка, Юго-Осетинский государ-ственный университет им. А. А. Тибилова, г. Цхинвал, РЮО


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК 81
И. Д. Бекоева,
Юго-Осетинский государственный
университет
, г.
Цхинвал, РЮО;
университет, г. Владикавказ, Россия
В статье рассматривается проблема идентификации особенностей менталитета осетинского народа по
средством лингвокогнитивного анализа концепта свобода, занимающего центральное место в системе ценно
стей югоосетинского лингвокультурного сообщества. Исследование показало, что понимание ключевых культур
ных смыслов, в частности, концепта «свобода», определяется картиной мира носителя языка, которая, в свою
очередь, является следствием определенным образом структурированного представления человека об окружа
Тексты, в которых
актуализируется концепт, отражают социокультурные и политические условия эпохи, подобный подход дает
возможность рассмотреть внеязыковые процессы как факторы развития концептосферы, выявить некоторые
важные аспекты взаимодействия между концептуальной картиной мира и широким культурным и обществен
Ключевые слова:
национальный характер, менталитет, языковая личность, языковая картина мира, концеп
туальная система, метафора, языковое сознание, культурные приоритеты, лингвокогнитивный анализ.
Введение.
В разных определениях концепта свобода, доминантным компонентом в которых являет
ние значения его можно обозначить как: 1) возможность индивида самому определять свои жизненные
цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) возможность действовать в
направлении цели, поставленной коллективом или обществом [19].
Свобода
– «способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опи
раясь на познание объективной необходимости» [20].
Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отноше
ние субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть,
непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, ин
рующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного
социально-политического опыта народа, страны, времени. В живом русском языке слово
«свобода» в
самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей
воли – возможность поступать, как самому хочется [13].
В лингвистическом смысле существуют разные толкования понятия
свобода
, но наиболее точный
инвариант определения можно найти в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, в
соответствии с которым,
свобода
– своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие
стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле [7].
беспрепятственность, воля, независимость, свободомыслие, выбор, простор
Обзор литературы. Методы.
Основной единицей лингвокультурологии является культурный концепт

многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны.
В термине «концепт», являющемся базовым термином современной когнитивной лингвистики и
лингвокультурологии – находит отражение связь языка и культуры, языка и мышления. Первое упомина
ние термина «концепт» связывают с именем С. А. Аскольдова-Алексеева, развившего когнитивно-пси
хологическую точку зрения на природу концепта, согласно которой концепт замещает собой в речи одно
из значений слова, т. е. является свернутым первичным мыслительным представлением [3]. В
советское
время первой фундаментальной работой о природе концепта становится монография Р.
Павилениса
[14], который разрабатывает логико-гносеологическую точку зрения на природу концепта.
В когнитивной лингвистике существует несколько основных подходов к определению концепта и
его природы.
Концепт – многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и по
нятийная стороны [9, с. 91].
По мнению Ю. Степанова, концепт принадлежит сознанию и включает, в отличие от понятия, не
только описательно-классификационные, но и чувственно-волевые и образно-эмпирические характе
ристики. Концепты не только мыслятся, но и переживаются [16, с. 41].
Концепт, по определению Ю. С. Степанова, – это «сгусток смыслов», он не является замкнутой
единицей, точнее, с которым принято отождествлять концепт. Концепты актуализируются в речевой
практике, воплощаются в текстах, с опорой на которые исследователи строят свои описания. Бесспор
но, актуализация концепта зависит от его семантики и структуры, ибо представляет собой их развора
чивание [16, с. 41].
Концепт, как отмечает Е. С. Кубрякова в «Кратком словаре когнитивных терминов», отражает пред
ставления «о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают
содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов по
знания мира в виде неких квантов знания…» [12, с. 90].
Описание концепта – это специальные исследовательские процедуры толкования значения его име
ни и ближайших обозначений. В частности: 1) дефиниция – выделяются смысловые признаки: кате
гориальный статус, тематическая конкретизация, характеристика, внешняя оценка – «отсутствие ува
жительной причины», внутренняя оценка, модальность долженствования; 2) контекстуальный анализ;
этимологический анализ; 4) паремиологический анализ; 5) интервьюирование, анкетирование, ком
ментирование, запись [9, с. 94].
Наименее разработанным вопросом лингвоконцептологии является дифференциация метафориче
ского, прецедентного и символического пластов концепта, которые рассматриваются в образной со
ставляющей в качестве образно-метафорического, образно-прецедентного или образно-символическо
го элементов [18, с. 101–111].
Метафоры, входящие в структуру концепта, способствуют проявлению экпланаторности и оценоч
ности политического дискурса [28].
Т. Ю. Тамерьян, различая смысловую и функциональную значимость метафоризации, символиза
ции и прецедентности, выделяет отдельные дополнительные когнитивные пласты концепта – метафо
рический, символический и прецедентный [18, с. 105], [28], [17].
Номинативная плотность – это детализация обозначаемого фрагмента реальности, множественное
вариативное обозначение и сложные смысловые оттенки обозначаемого. Именно номинативная плот
ность является важнейшим объективным показателем актуальности той или иной сферы действитель
ности для конкретного сообщества.
Существующие в лингвистике подходы к пониманию концепта, за исключением тех исследований,
где концепт и понятие отождествляются, сводятся к лингвокогнитивному и лингвокультурному осмыс
лению этих явлений.
В основу настоящего исследования положена классификация способов анализа концептов по
Карасику.
Объектом исследования являются функционирование и развитие концепта
свобода
в югоосетинском
политическом дискурсе. Предметом исследования является: 1) описание номинативного поля концепта
свобода
; 2) актуализация концепта свобода в политическом дискурсе Южной Осетии в связи с внутри-,
меж- и внеязыковыми (политическими, экономическими и социокультурными) факторами; 3)
особен
ности диахронического развития концепта
свобода
в языковой картине южных осетин.
Изучение концепта
свобода
, который отличается от многих других концептов тем, что имеет смыс
ловую пару – воля (наряду с другими «парными» концептами: добро и благо, правда и истина, долг и
обязанность и др.), находит свое отражение в целом ряде исследований [Булыгина, Шмелев 1997; Саве
льева 1997; Катаева 2004; Солохина 2004]. Уже имеющиеся исследования концептуальной пары свобо
да и воля (В. Н. Топоров, Т. В. Булыгина и А. Д. Шмелев, А. Д. Кошелев, А. Вежбицкая, Д.
Лихачев и
др.), как и философское осмысление соответствующих понятий в работах исследователей ХIХ
– начала
ХХ вв. (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, В. Г. Белинский, Г. П. Федотов, Л. П. Красавин, Н. А. Бердяев
и др.), позволяют предположить, что в русском сознании воля почти всегда противопоставляется свобо
де, будучи непосредственно связана с ней. В языковой картине южных осетин концепт
свобода
является
ключевым, объединяясь с концептом
воля
, который, в отличие от концепта
свобода
, является особой
единицей ментальности русского человека.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные актуальным проблемам ключевых
культурных концептов (С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Н. А. Красавский, М. В. Пименова, Г.
Г.
кин, В. И. Теркулов), вопросам соотношения языковой, концептуальной и авторской картин мира
Апресян, Н. Д. Арутюнова, Кубрякова, В. А. Маслова, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю.
Сте
панов, В. Н. Телия, Т. Ю. Тамерьян), исследованию средств объективации концептов: метафоры, мета
форического и метонимического моделирования и др. (Е. А. Пименов, М. В. Пименова, Т.
В. Симашко,
П. Чудинов). Важность изучения названных проблем в течение уже нескольких десятилетий подчер
кивают и зарубежные исследователи (А. Вежбицка (Wierzbicka A.) [ 29], М. Джонсон (Johnson M.) [27 ],
Дж. Лакофф (Lakoff G. ) [26], Э. Рош (Rosh E. N.) [27], Ж. Фоконье (Fauconnier G.) [25] и др.).
В исследовании использовались
методы
компонентного, логико-понятийного, дискурсивного и кон
текстуального, этимологического анализов, интерпретационный метод, метод сплошной выборки.
Результаты и дискуссии.
Концепт
свобода
соотносится с ключевыми ценностями культуры, ко
торые оказывают определяющее воздействие на общественную жизнь южных осетин. В условиях
глобализации, которая неизбежно влечет за собой утрату культурной и национальной идентичности,
невозможно переоценить значимость процессов, протекающих в югоосетинском обществе. Изучение
концепта
свобода
представляется особенно актуальным в Южной Осетии, учитывая непростой истори
ко-политический контекст (военные конфликты, борьба за независимость, признание Южной Осетии
Россией и рядом других государств), проблемы, связанные со становлением демократического устрой
ства государства Алания и с формированием сознания европейского типа у южных осетин.
Данная область исследования в русле лингвокультурологии и политической лингвистики представ
ляется совершенно новой сферой научного описания югоосетинской политической коммуникации [5; 6].
В языковой картине мира южных осетин концепт
«сæрибар», «сæрибардзинад» – свобода
– один
из важных элементов концептосферы, отражающей югоосетинскую политическую действительность.
Основной акцент исследования ставится на содержательных характеристиках исследуемого концепта в
осетинском и русском языках.
В основу настоящей работы положено комплексное исследование югоосетинских концептов в язы
ковой картине мира осетин, проживающих в Южной Осетии – государстве Алания, в частности, рас
смотрение концепта
свобода.
Изучение концепта предполагает
1. описание исследуемого концепта на базе а) лексико-семантического анализа, б) лингвокультуро
логической интерпретации и в) выявления текстового содержания концепта
свобода
2. определение ядра и околоядерной области концепта;
3. сопоставление концептов
свобода
воля
в лингвокультурологическом аспекте;
4. определение и характеристику ключевых средств объективации концепта
«сæрибардзинад» –
«свобода»
5. выявление национально-культурной специфики исследуемого концепта в языковой картине мира
южных осетин.
Фактическим материалом для исследования послужили текстовые записи законченных речевых про
изведений президента Южной Осетии Л. Х. Тибилова (фрагменты выступлений и встреч, публикации
выступлений и интервью президента в различных средствах массовой информации; материалы архива
ЮОНИИ им. З. Ванеева, архивные данные Государственного архива РЮО; данные сплошной выборки
из газет «Советская Осетия», «Советон Ирыстон», «Южная Осетия», «Хуссар Ирыстон», «Хурзæрин».
Расширяя список изученных базовых концептов на материале осетинского и русского языков, рабо
та создает перспективу для описания в дальнейшем концептосферы данных языков как средств отраже
ния языковой картины мира южных осетин.
Результаты проведенного исследования могут выступать в качестве базы при разработке спецкурсов
по политической лингвистике и концептологии. Языковой материал, положения и выводы исследова
ния могут использоваться в лекционных материалах, практических занятиях по общему языкознанию,
лексикологии, лингвоконцептологии и теории межкультурной коммуникации, при разработке тематики
дипломных и курсовых работ, а также в практике преподавания осетинского и русского языков.
Исследование представляется значимым, во-первых, для осмысления актуальных процессов, проте
кающих в осетинской культуре, а во-вторых, в связи с проблемой самоидентификации южных осетин
как этноса.
Поскольку концепт
свобода
рассматривается в данном исследовании в диахроническом развитии,
отметим, что выделяется два аспекта существования концепта во времени. Прежде всего, это процессы
становления и трансформации концепта (последний предполагает усложнение его структуры, замеще
ние одних компонентов другими или утрату компонентов, а в предельном случае – даже появление и
исчезновение концепта). В данном случае мы имеем дело с изменениями, которые можно сопоставить
с трансформацией лексической структуры языка (появлением новых слов, новых значений, утратой и
переосмыслением старых).
Второй аспект, который требует особого внимания, затрагивает не столько концепт, сколько его
функционирование.
Структуру концепта подобные изменения не затрагивают,она остается более или менее стабильной,
но при этом изменяется, адаптируясь к внешним (например, политическим или культурным) условиям,
в которых существует, не разрушают и не усложняют ее, однако значимы с точки зрения отражения в
реальной языковой практике широкого социокультурного и политического контекста. Речь идет о про
цессе, когда под воздействием социокультурных и политических условий деформируется актуализация
концепта, но не сам концепт. Это может проявляться в том, что частотность использования концепта
для категоризации определенных сфер действительности под влиянием идеологии меняется, а внима
ние перемещается на иные сферы.
Свобода
переводится на осетинский язык как
сæрибардзинад

свобода, независимость
или
свобода, независимость; свободный, независимый
Образная составляющая –
выпустить на свободу, борцы за свободу, народно-освободительная ар
мия; освободительное движение; свобода действий; свобода собраний; делать что-то на свободе,
свободное (независимое) слово; свободный труд; свободный народ.
Согласно этимологическим данным
«вольный, свободный
, свобода
– «
свобода»

производное от
и имеет абстрактное категориальное значение.
Сложение из
голова
и
право, воля, власть
с соединительным гласным
-ĭ-| -
Эти же
компоненты могут выступать в «развернутом» виде:
«они не были свободны»
(буквально
«их голова не была в их власти»
В этих сложениях
голова выступает в функции
возвратно-притяжательного местоимения
сам, свой: предоставленный своей воле, вольный над
собой
Таким образом, в осетинском языке воля входит в структуру слова
свобода
, в отличие от русского
языка, в котором два этих понятия представляют изолированные языковые единицы, не пересекающи
еся структурно.
Каждый концепт имеет ряд своих собственных значений, которые, соответственно, являются частью
смыслового содержания выражаемого им концепта в определенной лингвокультуре.
Если говорить об актуализации концепта
свобода
в югоосетинской политической реальности и пе
ремещении его в иные сферы под влиянием меняющегося историко-политического контекста, то мож
но привести следующий пример – в начале 20-х годов XX века концепт
свобода
в языковом сознании
южных осетин включал в себя идею освобождения рабочих и крестьян Южной Осетии от власти мень
шевистской Грузии. 20 апреля 1922 года было издано постановление о создании автономии южных
осетин. Таким образом, учреждение автономии дало южным осетинам возможность создать нацио
нально-территориальное образование в пределах четко обозначенных границ.
В годы советской власти, которые характеризовались относительной политической стабильностью
для южных осетин, актуализация концепта
свобода
деформируется. Трудящиеся Южной Осетии, как
и все граждане СССР, требуют
свободы
для развивающихся стран. Третья полоса газеты «Советская
Осетия» печатает пропагандистские материалы, в которых концепт
свобода
несет в себе значение осво
бождения от ига капиталистов.
Для граждан Югоосетинской автономной области концепт
свобода
утрачивает свое ядерное зна
чение, поскольку нахождение в составе СССР уже предполагает имплицитно общественную и инди
видуальную свободу. В политическом смысле для южных осетин, всегда являвшихся сторонниками
советской идеологии, политический компонент концепта
свобода
не актуализировался.
90-е годы XX века отмечены борьбой южных осетин за национальное самоопределение. Концепт
свобода
актуализируется в новом историко-политическом контексте, возвращаясь к своему первона
чальному значению, предполагавшему независимость от Грузии.
В материале газеты «Южная Осетия» от 08.01.92 года в обращении к гражданам Южной Осетии
вспоминаются горькие уроки истории, в частности геноцид осетинского народа в 1920 году. «В то время
Осетия была близка к своей
свободе
однако огромной преградой перед ней встала советская империя и
ее разрушительная национальная политика. И были забыты страдания и горе целого народа, был забыт
геноцид. Будто его и не было вовсе.
Сегодня Осетия вновь близка к своей
свободе
Мы должны для себя уяснить: располагаем ли мы, осетины, исторической памятью? Наконец, мы
должны определить, достойны ли вообще осетины
свободы
Как мы можем понять из приведенного отрывка, а также из большого количества примеров, ото
бранных методом сплошной выборки из публицистических материалов 90-х годов, концепт
свобода
для южных осетин сохраняет политическую импликацию. Меняется лишь исторический фон. В первом
случае – это двадцатые годы XX века и противостояние южных осетин с правительством меньшевист
ской Грузии, а во втором случае – 90-е годы XX века и борьба Южной Осетии за политическое самоо
пределение и независимость от Республики Грузия.
«Человек рождается
свободным
и вместе с ним растет
это чувство
чем больше ущемлять
эту сво
, тем больше возрастает потребность в
. Тогда человек встает на борьбу за
свободу
Прецедентная составляющая концепта
свобода находит свое отражение в выражении
særĭbar, kænæ mælæt
! – «Либо свобода, либо смерть»
Эта прецедентная фраза, воспроизведенная вна
чале в песне о народном герое Исаке Харебове, а затем в стихотворении поэтессы Людмилы Галавано
вой, стала своего рода лозунгом югоосетинского сопротивления и борьбы за независимость.
У нас у всех сейчас одна мысль:
или свобода, или смерть
Номинативное поле концепта свобода
актуализируемого в данном отрывке, включает в себя пред
ставление о свободе как о физическом и духовном состоянии воли, чувстве (эмоциональный компонент
номинативного поля); как о независимости политической (идеологическая составляющая номинатив
ного поля).
«Проводя референдум, мы тем самым еще дальше продвигаемся по пути национально-
освободи
тельного
движения. Но мы должны помнить, что еще немало сил и энергии потребуется для достиже
ния этой заветной цели –
Свободы
Концепт свобода по-прежнему занимает важное место в языковой картине мира южных осетин.
свободе говорят как о свершившемся факте. Президент Леонид Тибилов, выступая на торжественном
собрании в честь 25-летия референдума о независимости, сказал, что итоги референдума 19 января
1992 года не теряют своей актуальности, а вектор политического курса Южной Осетии ориентирован
на их реализацию [24]. Это был также период начала «лихих девяностых», когда после развала Со
ветского Союза наступили долгие годы безвременья. Именно в таких условиях наш
свободолюбивый
народ проявил свои лучшие качества, явив миру образец единства и сплоченности на пути к реализации
своего неотъемлемого права на национальное самоопределение» [2
Данный концепт неоднократно актуализируется в политическом дискурсе президента и других по
литиков Южной Осетии.
Заключение.
Свобода
– это идея универсальная, общефилософская, как и пространство, время, дви
жение. Ядро концепта
свобода
отражено в разных языках, по меньшей мере во всех европейских, как
возможность действовать по своей воле, в соответствии со своими намерениями.
В югоосетинской языковой картине мира эта универсальная идея получила специфическое осмыс
ление. Наиболее значимым проявлением индивидуалистской свободы, помимо свободы в физическом
смысле (возможность выбора образа жизни, действия, работы (в границах уголовного и государствен
ного законов, духовной свободы (возможность формировать свое, индивидуальное представление о
мире, беспрепятственно выражать свою точку зрения) для южных осетин является
национальная сво
бода
предполагающая
возможность считать себя частью своего народа, право жить со своим народом,
говорить на родном языке, жить на родной земле.
Русскому слову
свобода
в осетинском языке соответствуют две лексемы –
и
сæрибардзи
В соответствии с результатами анализа словарных определений имен концепта
свобода
в русском
языке и
сæрибар/сæрибардзинад
– в осетинском – были выделены три основных значения, общие для
сравниваемых лексем-репрезентантов концепта: 1) возможность поступать как хочешь, 2) отсутствие
ограничений, 3) существование не в рабстве, не в неволе.
Концепт
свобода
относится к базовым концептам, составляющим концептосферу осетинского и рус
ского языков. Данный концепт часто представляется в качестве символа и является бинарным (свобо
– несвобода; состояние большей свободы – состояние меньшей свободы).
К характерным признакам концепта
свобода
можно отнести: 1) образную составляющую – образы
птицы, полета, дыхания, открытого пространства и др. (свободный полет, свободно дышать); 2) поня
тийную составляющую, предполагающую возможность поступать в соответствии со своим желанием,
отсутствие каких бы то ни было ограничений, противопоставление несвободе, неволе, рабству; 3)
ностную составляющую – одну из главных ценностей жизни, подразумевающую патриотическую им
пликацию, необходимость борьбы за свободу, защиту ее, во избежание угрозы ее утраты.
Важнейшие лингвокультурные отличия концепта
свобода
в языковом сознании южных осетин сво
дятся к: 1) соотношению концептов свобода, воля, право; 2) противопоставлению неволе, рабству;
актуализации личных и общественных усилий для достижения свободы.
Список литературы
Абаев В. И.
Историко-этимологический словарь осетинского языка: в 4 т. – Т. III: S–T. – Л.: Наука,
Абаев В. И.
Русско-осетинский словарь. – Орджоникидзе: Ир, 1970. – 720 с.
Аскольдов (Алексеев) С. А.
Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к
структуре текста: Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267–279.
4. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. – Волгоград: Парадигма, 2005. –
Т.
Бекоева И. Д., Джиоева В. П., Тамерьян Т. Ю.
Стратегии власти в аспекте югоосетинского полити
ческого дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2015.
Бекоева И. Д., Джиоева В. П., Тамерьян Т. Ю.
Доминантные политтехнологии югоосетинского
политического дискурса // Политическая лингвистика. – 2015. – № 4. – С. 72–80.
Даль В. И.
Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – Т. 4: С–V. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2008. – 576 с.
Дзюба Е. В.
Концепт «ум» в русской лингвокультуре: монография. Урал. гос. пед. ун-т. – Екате
ринбург, 2011. – 224 с.
Карасик В. И.
Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
Катаева Н.
Русский концепт
воля
: От словаря – к тексту: автореф. дис. … канд. филол. наук.
Екатеринбург, 2004. – 23 с.
11.
Кошелев А. Д.
К эксплицитному описанию концепта «свобода» // Логический анализ языка. Куль
турные концепты. – М.: Наука, 1991. – С. 61–64.
Кубрякова Е. С.
Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубря
ковой. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 90–93.
13. Новая философская энциклопедия /
под ред. В. С. Степина: в 4 т. – М.: Мысль, 2010. –Т. 3. – 692
Павиленис Р. И.
Проблема смысла. – М.: Мысль, 1983. – 286 с.
Солохина А. С.
Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах: автореф. дис. …
канд. филол. наук. – Волгоград, 2004. – 24 с.
Степанов Ю. С.
Константы: Словарь русской культуры. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академи
ческий Проект, 2001. – 990 с.
Тамерьян Т. Ю.
Лингвокогнитивные и психолингвистические основы поликультурной коммуни
кации: монография / под ред. докт. филол. наук, проф. Л. В. Бабиной; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.
тагурова. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. – 150 с.
Тамерьян Т. Ю.
Типология и структурация концепта: множественность подходов // Актуальные
проблемы филологии и педагогической лингвистики. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011.
Вып. XIII.
С. 101–111.
19. Философия. Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики. 2004. – 1072
20. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев,
Ковалёв, В. Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
Чудинов А. П.
Политическая лингвистика: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.
22. Южная Осетия . – 1992. – 8 октября.
23. Южная Осетия . – 1992. – 10 января.
Тибилов Л.
Народ Южной Осетии явил миру образец единства. URL.:http://presidentruo.org (дата
Fauconnier G. and Turner M.
The way we think: Conceptual blending and the mind’s hidden complex
ities. – New York: Basic Books, 2002. – 440 p.
Lakoff G., Johnson M.
Metaphors We Live by. – Chicago; London: University of Chicago press, 1980.
Rosh E. N.
Principles of categorization / E. N. Rosh, B. B. Lloyd. Cognition and Categorization. – Hills
dale: Lawrence Erlbaum, 1978. – P. 27–48.
Tameryan T. Yu.
Chancellor of germany in the metaphoric mirror of political discourse //
Вопросы
когнитивной лингвистики
Wierzbicka A.
Semantics, Culture, and Cognition Universal Human Concepts In Culture-Speci�c Con
New York, Oxford: Oxford University Press, 1992. – 487 p.
Бекоева Ирина Давидовна,
и. о. доцента кафедры английского языка, Юго-Осетинский государ
ственный университет им. А. А. Тибилова, г. Цхинвал, РЮО; аспирант кафедры иностранных языков
для неязыковых специальностей факультета иностранных языков Северо-Осетинского государствен
ного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия.
South Ossetia State University, Tskhinval, South Ossetia,
North-Ossetia State University, Vladikavkaz, Russia
The article deals with the problem of Ossetian people mental speci�city identi�cation by means of linguocognitive anal
ysis of the key metaphorical concepts in the system of social values. The present research has shown that understanding of
major cultural meanings, the FREEDOM concept among them, is determined by the speaker’s “view of the world”, which
in its turn, can be considered as a result of de�nitely structured person’s ideas about the environment, and depends to great
extent, on particular nation’s cultural traditions.
The texts in which the concept is actualized re�ect socio-cultural and political conditions of the particular period of
time, thus making possible to consider extralinguistic processes as the main factors of the development of the sphere of con
cepts and to reveal some signi�cant aspects of conceptual map of the world and cultural and political context interaction.
Key words:
national character, mentality, language speaker/personality, language picture of the world, concept system,
metaphor, language conscience, cultural priorities, linguocultural community, linguocognitive analysis.
1. Abaev V. I. Istoriko-etimologicheskij slovar osetinskogo yazyka [
Historico- Etymological Dictionary of
], in 4 volumes, vol. III: S–T, L.:
2. Abaev V. I. Russko-Osetinskij Slovar [
], Ordzhonikidze: Ir, 1970, 720 p.
3. Askoldov (Alekseev) S. A. Kontsept i slovo // Russkaya slovesnost. ot teorii slovesnosti k strukture tek
sta: [
Concept and word // Russian langage and literature. From the theory of Russian language and literature
to the structure of text
]. Antologiya / Pod obsch. red. V. P. Neroznaka, M.: Academia, 1997, p. 267–279.
4. Antologiya kontseptov [
Anthology of Concepts
] / Pod red. V. I. Karasika, I. A. Sternina, vol. 1, Volgo
5. Bekoeva I. D., Dzhioeva V. P., Tameryan T. Yu. Strategii vlasti v aspekte yugoosetinskogo politicheskogo
Strategies of Authoritiesin the Aspect of South-Ossetian Political Discourse
]. Vestnik pyatigorskogo
gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [
Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin
], 2015, no 4,
6. Bekoeva I. D., Dzhioeva V. P., Tameryan T. Yu. Dominantnye polittekhnologii yugoosetinskogo poli
ticheskogo diskursa [
Dominant political technologies of the south ossetian political discourse
] Politicheskaya
7. Dal V. I. Tolkovyj Slovar Zhivogo Velikorusskogo Yazyka [
Explanatory dictionary of the great russian
], in 4 vv., vol. 4: S–V, M.: Olma Media Grupp, 2008, 576 p.
8. Dzyuba E. V. Kontsept “Um” v russkoj lingvokulture. [
Concept “intellect”in russian linguoculture
Monogra�ya. Ural. gos. ped. un-t, Ekaterinburg, 2011, 224 p.
9. Karasik V. I. Yazykovoj krug: lichnost, kontsepty, diskurs. [
Language circle:personalitty, concepts, dis
], Volgograd: Peremena, 2002, 477 p.
10. Kataeva N. M. Russkij kontsept volya: ot slovarya – k tekstu. [
Russian Concept “Will”: From dictio
]. Abstract. Diss. … cand. philol. sciences, Ekaterinburg, 2004, 23 p.
11. Koshelev A. D. K eksplitsitnomu opisaniyu kontsepta “svoboda” // Logicheskij analiz yazyka. kul
turnye kontsepty. [
To the Explicit Description of the “ Freedom” Concept. Logical Analysis of Language.
12. Kubryakova E. S. Kontsept // Kratkij slovar kognitivnykh terminov [
Concise Dictionary of cognitive
] / Pod obsch. red. E. S. Kubryakovoj, M.: Izd-Vo MGU, Moscow State University Publishing House,
13. Novaya �losofskaya entsiklopediya. [
New encyclopedia of philosophy
]. Pod red. V. S. Stepina: in 4 vv.,
Problems of meaning
15. Solokhina A. S. Kontsept “svoboda” v anglijskoj i russkoj lingvokulturakh [
Concept “Freedom” in
English and Russian linguocultures
]: Abstract. Diss. … cand. philol. sciences, Volgograd, 2004, 24 p.
16. Stepanov Yu. S. Konstanty: Slovar russkoj kultury. [
Dictionary of Russian culture
], izd. 2-e, ispr. i dop.,
M.: Akademicheskij proekt, 2001, 990 p.
17. Tameryan T. Yu. Lingvokognitivnye i psikholingvisticheskie osnovy polikulturnoj kommunikatsii [
guocultural and psycholinguistic fundamentals of polycultural communication
]: Monogra�ya / Pod red. doct.
philol. sciences, Prof. L.V. Babinoj; Sev.-Oset. gos. un-t im. K. L. Khetagurova, Vladikavkaz: Izd-vo SOGU,
18. Tameryan T. Yu. Tipologiya i strukturatsiya kontsepta: mnozhestvennost podkhodov [
Typology and
structurizing of concepts: multiplicity of approaches
] // Aktualnye problemy �lologii i pedagogicheskoj lingvis
tiki, Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, [
Actual Problems Of Philology And Pedagogical Linguistics. North-Ossetian
], 2011, no 13, p. 101–111.
19. Filoso�ya. Entsiklopedicheskij slovar. [
Encyclopedic dictionary
] / Pod red. A. A. Ivina. M.:
20. Filosofskij entsiklopedicheskij slovar. [
Philosophical encyclopedic dictionary
], M.: Sovetskaya Entsik
lopediya. Gl. Redaktsiya: L. F. Ilichv, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalv, V. G. Panov, 1983.
21. Chudinov A. P. Politicheskaya lingvistika [
Political linguistics
]: Uchebnoe posobie, M.: Flinta: Nauka,
22. Yuzhnaya Osetiya. [
23. Yuzhnaya Osetiya. [
], 1992, 10 Yanvarya.
24. Tibilov L. Narod yuzhnoj osetii yavil miru obrazets edinstva. [
The people of south ossetia revealed a
]. Available at: http://presidentruo.org (access at 20 January 2017).
25. Fauconnier G. and Turner M. The way we think: Conceptual blending and the mind’s hidden complex
ities, New York: Basic Books, 2002, 440 p.
26. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by, Chicago; London: University Of Chicago Press, 1980,
27. Rosh E. N. Principles Of Categorization / Rosh E. N., Lloyd B. B. Cognition and categorization, Hills
28. Tameryan T. Yu. Chancellor of germany in the metaphoric mirror of political discourse. Voprosy kogni
29. Wierzbicka A. Semantics, culture, and cognition universal human concepts in culture-speci�c con�gu
rations, New York, Oxford: Oxford University Press, 1992, 487 p.
Irina D. Bekoeva
Associate professor, South-Ossetia State University named after A. Tibilov, English
Chair, Foreign Languages Department. Post-graduate student, North-Ossetia State University named after
Khetagurov, Foreign Languages Chair for non-linguistic specialties of the Foreign Languages Department,
Для цитирования:
Бекоева И. Д.
Концепт «свобода» в югоосетинской политической действитель
ности // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвитсики. 2017. № 2. С. 57– 65.
For citation:
Bekoeva I. D.
(2017).
Metaphorical concept
‘freedom’
in the political reality of
Aktual’nye problemy �lologii i pedagogiceskoj lingvistiki

Приложенные файлы

  • pdf 26508737
    Размер файла: 405 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий