«Зачинателем строительства церкви стал московский Фабрикант Павел Николаевич Сусоколов, который в начале века часто приезжал в Бугульчан, что рядом с Ирой, на кумысное лечение.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ВЫПИСКА из исследовательской работы по теме:

«Сказки и быль о селе Ира»

Автор Насырова
Эвелина СОШ №1


Глава 2. Церковь села Ира


духовный центр и памятниккультуры

2
.1.

Идея и зачинатели строительства

Много преданий

ходит в народе о нашей церкви. Еще одно

из них
гласит.

Якобы
,

во времена восстания Пугачева ехала в Оренбург царица
Екатерина
II

(1762
-
1796гг.)

и вынуждена была остановиться в селе Ира, где
родила дочку, которая умерла при родах. По велению царицы в селе был
построен храм

Покрова Божьей матери.

П
одтверждения этому мы не находим в документах

Х
VIII

века. Но
церковь в селе, где в основном проживало население

вероисповедующее
православие, нужна была. П
рихожане были вынуждены посещать церковь в
соседнем селе
, так как

своя деревянная сгорела
.
1

Строитель
ство церкви связано со многими известными именами.
Голованов Семен Павлович краевед с.
Ира пишет:

«Зачинателем строительства церкви стал московский Фабрикант
Павел Николаевич Сусоколов
, который
в начале века часто приезжал в
Бугульчан, что рядом с Ирой, н
а кумысное лечение. Будучи страстным
охотником и рыболовом он сошелся с управляющим местного помещика
Елов
а
йского
(в других источниках


Иловайский)

Мехотиным Михаилом
Викторовичем и учителем Смирновым Александром Ивановичем,
проживающим в селе Ира. Сусокол
ова поразило бедственное положение
крестьян. Он вспомнил о своей свояченице Софье, которая умерла в
молодости от туберкулеза и оставила завещание 25 тысяч рублей на
строительство храма.
»
2

В интервью, которое было снято Телерадиокомпанией «Арис»
3

Голованов
С.П. рассказывает, что
Сусоколов и Смирнов стали вести разговор
о том, как бы использовать завещание на нужды ировчан. Оба они были за
то, чтобы построить в селе больницу, но вопрос нужно было решать в
Москве. В январе 1913 года Смирнов поехал в Москву. Пр
иехав в Москву
, он
был приглашен в гости к
Сусоколову.

В доме у Сусоколова

Пав
ла
Михайловича
, кроме его жены Анны Ефимовны, были архитектор и
священник.
Рассматривались два варианта: строительство больницы или
церкви в селе.
Вопрос разрешил
приглашенный

юр
ист, он сказал, что деньги
завещаны

не
на больницу;

поэтому

надо строить храм. Первые хлопоты по
его строительству взяла на себя жена Сусоколова


Анна Ефимовна,
посетившая с

архи
е
реем и

архитектором М.Е. При
ѐ
мышевым

(
приложение



1

Архив г.Кумертау
. Ф.4
8
. Оп.
1.

Д.
25
. Л.
3

2

Архив г.Кумертау
. Ф.4
9
. Оп.
1.

Д.
21
. Л.
7
.

3
Архив г.Кумертау
. Ф.4
9
. Оп.
1.

Д.
29.Интервью с Головановым С.П. об истории села Ира

2

Архив г.Кумертау
. Ф.4
9
. Оп.
1.

Д.
21
. Л.
7
.

3
Архив г.Кумертау
. Ф.4
9
. Оп.
1.

Д.
29.Интервью с Головановым С.П. об истории села Ира

№9)

в Троице


Сергиевской л
авре канцелярию Синода, откуда получила
разрешение на строи
тельство церкви в селе Ира. Приѐ
мышев

Михаил
Емельянович разработал
проект храма.

Кстати, во всех

энциклопедических
словарях и Википедии
4

в перечне спроектированных

построек, зданий

архитектора При
ѐмышева не значится

церковь села Ира, а значится только
церковь села Ангелово Московского уезда. Нужно отметить, что строились
эти церкви последовательно друг за другом: в с.Ангелово (1906


1914гг.), в
с.Ира (1914
-
1915гг.).и очень схожи проекты и стиль це
рквей (фотографии в
приложении) (приложения №10,11).

2
.2.

Особе
н
ности строительства церкви

В начале 1914 года в Ировку привезены были рабочие

чертежи.
Полномочия на расход

средств были

возложены на Смирнова Александра
Ивановича
-

учителя, строительство ос
уществлял приезжий десятник из
Владимирской губернии. Фамилия его не установлена, но так как

строительство церквей

Приѐмышева велось последовательно, проекты тоже
похожи, то

возможно, что десятник был тот же, что и в с. Ангелово (это одна
из версий).

Кроме

того(это упоминается в документах этого периода)
,

десятники
был
и

грамотным
и
,
часто имели свои постоянные артели.

Так о

строительных артелях Владимирской губернии писал в 1858 г. Н.
Дубенский.
По его словам, рабочих набирал глава артели


подрядчик.
«Ходит
ь

в подрядчиках выгодно, теперь многие из местных крестьян имеют
капиталы от 5 до 10 тысяч рублей серебром, другие приобрели от 100 до
300 тысяч рублей серебром». Такие подрядчики «держали артели по
нескольку сот человек, снимая большие подряды, и имели для

наблюдения за
их работой десятников, которые в свою очередь через некоторое время
выбивались в подрядчики».
5

По воспоминаниям Смирнова А.И. строительство шло довольно
быстро. Практически за два года церковь была построена,
все основные виды
строительных п
рофессий: плотники, каменщики, штукатуры, маляры


были оснащены полным комплектом инструмента.Строительная площадка
по существу, представляла набор мастерских, таких, как кузниц
а
,

р
аствороприготовительные, деревообрабатывающие и другие
.

Строилась церковь

из красного обожженного кирпича, на котором
обнаружено клеймо «Г.А.П.», свидетельствующее о том, что кирпич
приобретался у владельца карьера и кирпичного завода Г.А.Попова,
расположенного

на пути в волостной центр село Мелеуз.

По словам старожилов села во

время строительства была применена
интересная технология: под раствор каждого кирпича строители
подкладывали по одному яйцу, в результате церковь приобрела особую
прочность и не подда
валась ломке в советское время при попытках еѐ
разрушить, что подтвержда
ется передаваемой из поколения в поколение

рассказах о двух попытках сломать здание.




4

Материал из Википедии


свободной энциклопедии.
Приемышев Михаил Емельянович

5

Архив г.Кумертау
. Ф.4
9
. Оп.
1.

Д.
21
. Л.
7
-
8


Строительство церкви

начато и завершено (1914
-
1915гг.) в ходе Первой
мировой войны, поэтому строительные товары и рабочие руки подорожали.
На строительство церкви ушло 35
тысяч рублей, 10 тысяч пришлось собирать
с окрестных крестьян.
Сведений об открытии и освящении

церкви выявить
не удалось. Но, по словам отца Николая храм был освящен в 1916 году.
В
феврале 1916 года

при церкви

решено было открыть приход, о чем писали

«Уфи
мские епархиальные ведомости» №6
:

«Указом святейшего Синода от 18 февраля с.г. за №2356 при Покровской
церкви села Ира Стерлитамакского уезда открыть самостоятельный

приход с причтом из священника и псаломщика, а при церкви села Бугульчан
того же уезда

зак
рыть второй штат причта и освободившиеся

по
закрытым вакансиям оклады казенного жалования в сумме 200 руб.
обращена на содержание

причта новооткрытого прихода с назначениемиз
этой суммы


священнику 150, псломщику
-
50 рублей в год»
6
.

Известно, что на открыт
ие
приезжали супруги Сусоколовы и
архитектор При
ѐ
мышев.

В аспиде правого придела

был открыт алтарь в честь
Софьи, чьѐ завещание и средства позволили

построить храм, который и
сегодня украшает

село Ира и является одним из символов села и
автомагистрали

Уфа


Оренбург
.

Первоначально было сохранено название деревянной сгоревшей церкви
-

Покровская церковь (в ином толковании Церковь Покрова Божьей матери),
а затем названа
-

Свято
-
Софийский храм.

Церковь просуществовала до 192
8
-
1929 годов. А потом

использовал
а
с
ь

в качестве складского помещения не по назначению.

Церковь села Ира входила в состав Уфимской епархии, которая вела

миссионерскую деятельность, среди неправославного населения. В паспорте
церкви, как памятника архитектуры, говорится о том, что указанная це
рковь
является последней культовой постройкой на территории Башкирии
дореволюции 1917 года.В 90
-
х годах ХХ столетия после реконструкции, а
проще сказать, после восстановления

под руководством отца
Николая
(
Виталия Черныш
о
ва
) (приложение «12), храм возродил
ся. Рядом появились
новые

постройки Марфа
-
Мариинской

обители (приложение №13), ставшей
приютом для людей, нуждающихся в крыше над головой и поддержке.

Сегодня Свято
-
С
офийский храм это одно из

самых краси
вых

архитектурных сооружений села Ира
, являющееся пам
ятником архитектуры
ХХ века
.






6
Еварестов С. «Отец Виталий: послужил Отечеству, теперь служу Богу». /Республика Башкортостан.
20.08.2003 №160


Приложенные файлы

  • pdf 26543314
    Размер файла: 244 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий