митрополита Кемеровского и Прокопьевского, при содействии администрации области. С наступающим Рождеством Христовым.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
б зутю вдзт, пр ды пз дкжктз Озпя,
б зутю Гре, пр ды пз срмнрпязтзую Опз,
б двш нхщшкл Хтхе, пр ды ртдртвщкдвзтзую рт Озпя.
С ылектронной версией газеты-приложения «Золотые купола» можно ознакомиться на сайте Кемеровской епархии http://mitropolia42.ru/, в разделе «Газета «Золотые купола».
кпцртовшкрппыо ртжзнро
окттрсрнктв Мзозтрдумрер
к Стрмрсюздумрер,
С нСвгдаСпким БожХевгвом Хбивговмм
ПОСЛАНИЕ Освященного Архиерейского Собора клиру,
ПРИХОД СОБОРА СИБИРСКИХ
С Кировском районе областного
центра более четырех месяцев дейс-
твует храм иконы Божией Матери
«Знамение-Абалацкая» (освящен 17
августа, в канун празднования Преоб-
ражения Господня, митрополитом Ке-
меровским и Прокопьевским (Аристар-
хом). Приход собора Сибирских святых,
к которому принадлежит деревянный
храм, зарегистрирован в теврале 2014
года. Его настоятелем 3 декабря 2013
года был назначен иерей Михаил жи-
чик, священник Никольского собора.
К Когда меня назначили на приход,
в ытом месте были сплошные заросли
кустарников и деревьев, территория
будущего храма была местом «зави-
сания» наркоманов, К поделился отец
Михаил. К С теврале 2014-го приве-
ли собрание наиболее активных при-
хожан, а в мае 2016-го приступили к
расчистке земельного участка под бу-
Православное «хозяйство» у отца
Михаила весьма немалое: около десяти
тысяч квадратных метров. Старожилы
помнят, что раньше в ытом месте рас-
полагался парк с танцплощадкой, ат-
тракционами… Потом всё затянулось
старыми, в обхват берёзами, непролаз-
ными кустарниками.
Храм в честь иконы Божией Матери
«Знамение-Абалацкая» строился сила-
ми местных прихожан, верующих Ни-
кольского собора, вклад в возведение
церкви внесли несколько состоятель-
ных человек. Наиболее значительную
лепту внес казначей прихода Сиктор
Харин. На его плечи легли все хозяйс-
твенные работы и заботы: он вместе с
прихожанами поднимал стены церкви,
таскал тяжелые бревна.
С результате за полтора года был
возведен деревянный храм, рассчи-
танный на 70 верующих. Специально
для него, по благословению намест-
ника Свято-Знаменского Абалакского
мужского монастыря, расположенного
в 25 километрах от Тобольска, отца
Сератима (Краснова) была написана
икона Божией Матери «Знамение-Аба-
лацкая» К главная святыня храма.
Посещаемость церкви неплохая:
на водосвятные молебны, литургии,
совершаемые по субботам и воскре-
сеньям, двунадесятые праздники со-
бирается несколько десятков человек.
Евхаристическая жизнь налаживает-
ся, православная община крепнет. С
ближайшее время отец Михаил пред-
полагает обустроить на территории
храма иконную лавку, где можно будет
общаться с паствой, проводить беседы
на духовные темы.
жто касается главной доминан-
ты прихода К церкви в честь Собора
Сибирских святых, то настоятель не
планирует возводить крупный храм.
Сначала необходимо изучить посеща-
емость и на основании её рассчитать
площадь будущей святыни. Главное,
чтобы храм был заполнен верующими,
а не являлся просто архитектурной осо-
бенностью района.
На территории прихода также
предполагается возвести здание вос-
кресной школы, хозяйственный блок.
А еще отец Михаил собирается взять
у главы Кузбасской митрополии благо-
словение на оборудование небольшо-
го спортивного комплекса, в первую
очередь тутбольного поля. Седь он
уже восемь лет возглавляет право-
славный клуб по мини-тутболу «Рат-
ник» при Никольском соборе, который
неоднократно становился призером
престижных городских соревнований,
неоднократным победителем епархи-
ПРИХОД С жЕСТл ССоТЫХ
Днем рождения храма прп. ге-
одора Студита прихода святых Хен-
мироносиц (настоятель К протоиерей
Сладимир Крицак) по праву можно
считать 23 ноября 2014 года, когда
его освятил митрополит Кемеровский
и Прокопьевский Аристарх. Своим со-
зданием храм отчасти обязан инвалиду
по зрению Николаю окшанову: он напи-
сал письмо губернатору А. Г. Тулееву
и владыке Аристарху о необходимости
строительства церкви именно в ытом
месте, чтобы людям с ограниченными
возможностями легче было до нее доб-
раться. Со время беседы с отцом Сла-
димиром узнал, какая большая работа
была проведена по благоустройству
С 2013 году, когда приход был толь-
ко зарегистрирован, участок под храм
расчистили от зарослей, деревьев,
старых погребов, вывезли в несколько
ытапов около ста «КамАЗов» мусора.
На следующий год был построен крес-
тильный храм преподобного геодора
Студита, рассчитанный на 70 верую-
щих, его территория была обнесена
временным забором, за небольшие
средства подключено ылектричество.
Большую часть территории вокруг цер-
кви отсыпали щебенкой.
С 2015 году была проведена ка-
нализация для будущего храмового
комплекса К четыре колодца с трубой
протяженностью более 50 метров,
оборудовали пятый колодец для слива
крещенской воды. Одним из благотво-
рителей приобретено 100 квадратных
метров тротуарной плитки для благоус-
тройства храма, привезены отсыпные
материалы.
С прошлом году удалось закупить
более 30 метров габионов, с их помо-
щью оборудована подпорная стена
(они значительно дешевле бетона).
Сыложили более 300 квадратных
метров тротуарной плитки и бордю-
ры для клумб. мтот год стал самым
«урожайным» по расчистке террито-
рии К удалось вывезти еще около 200
С нынешнем году приступили к
озеленению прицерковной территории
К завезли чернозем, обустроили три
клумбы с цветами, посадили саженцы
кедров. Завезли 160 тонн щебня и 50
тонн отсева, в том числе и для тунда-
мента храма святых Хен-Мироносиц.
Причем чудом удалось избежать се-
рьезных контликтов за «нарушение
тишины»: «КамАЗы» со щебнем и
черноземом приезжали глубокой но-
чью, поытому жители окрестных домов
жаловались на шум.
После долгих и сложных перего-
воров с Содоканалом был согласован
и в несколько раз удешевлен проект
водоснабжения храмового комплекса.
С сентябре ытого года проведен водо-
провод. Первая очередь строительства
подходит к концу, вскоре приход смо-
жет переотормить аренду земли под
крестильный храм в собственность.
Спереди у отца Сладимира и его
прихожан еще немало работ по воз-
ведению основного храма и воскрес-
ной школы. Проект цокольного ытажа
церкви святых Хен-Мироносиц час-
тично выполнен ООО «Промсталькон-
струкция» (директор Б.И. Алексюк), а
его привязку к местности подготовил
архитектор С.С. Зыков. Проект ос-
новного храма, рассчитанного на 400
верующих, разработал московский
архитектор С.А. Денисов. Так что вес-
ной будущего года ыкскаватор начнет
рыть котлован под храм святых Хен-
еерковь, рассказал настоятель,
предполагается построить двухытаж-
ную, в виде креста, с техническими
балконами. Пока подобного по архи-
тектуре храма в Кузбасской митропо-
лии нет (он будет частично напоминать
вспенский собор Киево-Печерской
Лавры). С цокольном ытаже располо-
жатся трапезная, просторня.
Ну ыто всё в будущем, а чем сейчас
живет приход? Храм, конечно же, не
пустует: воскресные литургии посеща-
ет до сорока человек. По мнению на-
стоятеля, необходимо улучшить и зву-
чание церковного хора. Седь церковное
пение, справедливо считает отец Сла-
димир, одна из главных составляющих
богослужения.
К храму прп. геодора Студита
приписана церковь Сведения во храм
Пресвятой Богородицы в п. иеглов-
ский Кемеровского района.
Сот в принципе все, что хотелось бы
рассказать о продолжателях духовных
православных традиций Никольского
собора. И новые храмы Кировского
района, уверен, внесут свою лепту в
духовное просвещение кемеровчан…
декабря митрополит Кемеровский и
Прокопьевский Аристарх посетил с ра-
бочим визитом Кузбасскую Православную
Духовную семинарию, ректором которой
он является. Сладыка возглавил заседание
вченого совета, где были рассмотрены адми-
нистративные и учебные вопросы, касающи-
еся будущей государственной аккредитации
С большом актовом зале семинарии состо-
ялась встреча студентов горнотранспортного
колледжа с митрополитом Аристархом в при-
сутствии директора учебного заведения А.П.
Полуыктова. Сладыка рассказал слушателям о
том, что такое человеческое счастье, о смысле
жизни и трудностях, возникающих в поисках
своего призвания. С завершение встречи мит-
рополит Аристарх ответил на все вопросы при-
сутствующих.
декабря, в день памяти великомученицы
Екатерины, митрополит Кемеровский и
Прокопьевский Аристарх совершил молебен
в домовом храме Кемеровского епархиаль-
ного управления, который освящен в честь
По окончании богослужения владыка Арис-
тарх обратился к собравшимся с архипастырс-
ким словом. Оно было посвящено подвигу свя-
той великомученицы Екатерины: «Мы с вами,
прославляя мучеников, прежде всего почитаем,
воздаём честь и поклонение Божественной бла-
годати, которая укрепляла человеческие силы
ытих великих земных людей в лице мучеников».
Затем владыка преподал всем молившимся на
богослужении архипастырское благословение
и поздравил сотрудников Кемеровского епар-
хиального управления с престольным праздни-
ком храма.
декабря митрополит Кемеровский и Про-
копьевский Аристарх принял участие в
заседании Общественной палаты Кемеров-
ской области. Пленарное заседание было
посвящено теме «Год ыкологии в Кузбассе:
итоги, проблемы и перспективы».
После выступления всех докладчиков состо-
ялось обсуждение, в котором владыка Аристарх
принял активное участие. С завершении члены
Общественного палаты подвели итоги по ре-
зультатам встречи.
декабря, в день празднования иконы
Божией Матери «Знамение», митропо-
лит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх
совершил божественную литургию, а нака-
нуне вечером всенощное бдение в главном
храме епархии К Знаменском катедральном
соборе областного центра по случаю пре-
стольного праздника.
Со время божественной литургии митрополи-
ту Аристарху сослужили: архиепископ Абакан-
ский и Хакасский Иоанатан, епископ Муромс-
кий и Сязниковский Нил, епископ Мариинский и
нргинский Иннокентий, епископ Новокузнецкий
и Таштагольский Сладимир, епископ Рославль-
ский и Десногорский Мелетий, а также клирики
Кемеровской, Новокузнецкой, Мариинской, Аба-
канской и Муромской епархий. На престольный
праздник прибыло множество гостей Л мона-
шествующие, представители региональных
властей, ректоры и учащиеся кемеровских ву-
зов, сестры милосердия, представители каза-
чества, семинаристы и воспитанники кадетских
школ Кузбасса.
Завершилось богослужение провозглаше-
нием многолетий священноначалию, властям,
воинству, клирикам, труженикам и прихожанам
катедрального храма, а также всем православ-
ным христианам.
Сысокопреосвященнейший митрополит
Аристарх поздравил всех собравшихся на тор-
жества по случаю престольного праздника глав-
ного храма Кузбасса. Глава митрополии напутс-
твовал всех участников торжеств: «Постараемся
Евангельское благовестие, которое звучит в хра-
мах в Богородичные дни, всегда держать в своем
сердце, приступая к каждому делу, осуществляя
свои протессиональные способности. Будем же
ежедневно обращаться в мыслях, перед началом
всякого дела, в конце каждого дня со словами
молитвы к Богу, испрашивая Его благословения
или выражая благодарность за все, что мы сде-
лали или получили в прошедший день».
На память о совместном совершении бого-
служения владыка Аристарх вручил гостям-ар-
хиереям напрестольные кресты, призвав владык
молиться о благополучии Кузбасса и пастве Куз-
басской митрополии. Архиепископ Иоанатан от
лица всех прибывших на торжества архиереев
поблагодарил митрополита Аристарха за при-
глашение и возможность разделить торжества
по случаю престольного праздника главного
храма Кузбасса.
Заместитель губернатора Е.А. Пахомова от
лица Амана Гумировича Тулеева приветствова-
ла гостей и вручила им областные награды.
декабря митрополит Кемеровский
и Прокопьевский Аристарх посетил
Кузбасский государственный технический
университет, где для студентов вуза про-
чел лекцию на тему: «Смысл человеческого
счастья». После выступления правящего ар-
хиерея студенты смогли задать интересую-
С тот же день в Кемеровском епархиальном
управлении состоялась встреча митрополита
Кемеровского и Прокопьевского Аристарха с
игуменами московских ставропигиальных мо-
настырей.
Со встрече с владыкой приняли участие ар-
химандрит геотилакт (Безукладников), намест-
ник Соскресенского Ново-Иерусалимского став-
ропигиального мужского монастыря, и игумен
Петр (Еремеев), наместник Сысоко-Петровского
ставропигиального монастыря, ректор Россий-
ского православного университета и Российс-
кого православного института святого Иоанна
Богослова. Гости из Москвы были направлены
в Кемеровскую епархию решением Синодаль-
ного отдела по монастырям и монашеству для
ознакомления с устройством монашеской жизни
в Кемеровской епархии.
декабря митрополит Кемеровский и
Прокопьевский Аристарх побывал в
Кузбасской Православной Духовной семи-
нарии с рабочим визитом, где возглавил за-
С продолжении рабочего дня в большом ак-
товом зале Кузбасской семинарии состоялась
встреча митрополита Аристарха с преподавате-
лями Новокузнецкого горнотранспортного кол-
леджа во главе с директором А.П. Полуыктовым.
Мероприятие прошло в рамках подписанного в
2014 году соглашения о сотрудничестве между
Кузбасской Православной Духовной семинарией
и Новокузнецким горнотранспортным коллед-
жем. Сладыка ответил на вопросы, касающие-
ся педагогической деятельности, в частности, о
роли преподавателя в процессе тормирования
личности учащегося за время его обучения и об
ответственности педагога за воспитание.
декабря митрополит Кемеровский и
Прокопьевский Аристарх возглавил
работу ежегодного епархиального собрания
в Кемеровском епархиальном управлении. На
собрании духовенства традиционно подвели
итоги уходящего года и наметили планы на
будущий год.
С заключении собрания митрополит Аристар-
ха пожелал всем участникам: «о желаю, чтобы
грядущий год прошел спасительно для нас, что-
бы все мы в здравии и благополучии завершили
Рождественский пост, встретили Новолетие и
праздник Рождества. Да споспешествует нам в
ытом Господь Иисус Христос, укрепит, как гово-
рит Священное Писание устами апостола Пав-
ла, «могуществом силы своей в единомыслии и
мире» совершать предстоящие деяния в новом
декабря, в день памяти великомуче-
ницы Сарвары К покровительницы
шахтерского труда, митрополит Кемеровский
и Прокопьевский Аристарх совершил божес-
твенную литургию, а накануне вечером все-
нощное бдение в Знаменском катедральном
соборе г. Кемерово.
С храме собрались не только прихожане со-
бора, но и труженики угледобывающей отрасли,
руководители предприятий, ветераны, а также
учащиеся выпускного курса горного такульте-
та Кузбасского государственного технического
По окончании богослужения владыка про-
изнес проповедь, в которой рассказал о жизни,
подвигах и мученической кончине святой вели-
комученицы Сарвары. Перед совершением мо-
лебна он призвал всех православных кузбассов-
цев молиться угоднице Божией о благополучии
шахтерского труда. Праздничные мероприятия
продолжились вручением епархиальных наград
горнякам, а также памятных знаков с изображе-
нием великомученицы Сарвары и напутствий
губернатора А.Г. Тулеева и владыки Аристарха
будущим горнякам.
декабря, в день памяти святителя Ни-
колая жудотворца, митрополит Ке-
меровский и Прокопьевский Аристарх со-
вершил божественную литургию по случаю
престольного праздника в Никольском храме
По окончании литургии владыка поздравил
всех с престольным праздником и обратился к
многочисленным прихожанам с проповедью, в
которой рассказал о жизни и чудесах святителя
Николая жудотворца.
Накануне вечером Его Сысокопреосвященс-
тво совершил всенощное бдение в Никольском
храме п. Новосатоновский Прокопьевского
декабря, в Неделю святых Праотец,
митрополит Кемеровский и Прокопь-
евский Аристарх совершил божественную
литургию, а накануне вечером всенощное
бдение в Знаменском катедральном соборе
С завершении литургии владыка Аристарх
обратился к молящимся со словом, в котором
поздравил причастников с принятием Святых
Христовых Таин и пожелал всем достойно при-
готовиться и встретить праздник Рождества
Христова.
Евангельское
всегда держать
Московской
Новокузнецкий и Таштагольский Сладимир совершил
Московской в посёлке Елань Новокузнецкого района.
Его Преосвященству сослужило духовенство Новокузнецкой
епархии: секретарь Новокузнецкого епархиального управления
иерей Александр Платицын; благочинный 3-го Новокузнецкого
церковного округа протоиерей Евгений Суркин; настоятель хра-
ма в честь иконы Божией Матери «Сзыскание погибших» игумен
Георгий (Цабанов); штатный клирик Спасо-Преображенского
катедрального собора г. Новокузнецка протоиерей Максим Мат-
веев; настоятель храма святителя Спиридона Тримитунтского
Со время чина освящения епископ Сладимир возглавил крес-
тный ход со святыми мощами вокруг храма, а по возвращении
совершил окропление верующих святой водой. Затем в новоос-
вященном храме архипастырь совершил божественную литур-
гию. После сугубой ектеньи архиерей вознес молитву о мире на
вкраине.
Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Пла-
тицын, секретарь Новокузнецкого епархиального управления, кли-
рик Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка. По завер-
шении литургии владыка Сладимир поздравил всех с появлением
еще одного православного храма, и особо отметил, что храм был
построен общими усилиями прихожан, что, безусловно, является,
образцом приходской общины. Настоятель храма игумен Георгий
(Цабанов) выразил слова благодарности в адрес главы Новокуз-
нецкой епархии за освящение храма и совершенную литургию.
Заканчивается 2017 год, еще один год
жизненного пути. Хочу рассказать вам, доро-
гие читатели, о Музее истории Православия
на земле Кузнецкой. С уходящем году музей
Кемеровской епархии продолжил тормиро-
вание материальной базы залов и хранили-
ща музея. Завершено изготовление, монтаж
и тормирование ыкспозиционных витрин и
выставочных стендов, начатое в 2016 году.
Смонтирован кондиционер для выдерживания
климатических условий, приобретена и смон-
тирована акустическая система, интерактив-
ная доска, приобретена кремлевская дорожка
для покрытия пола в зале №2, приобретены
шкаты для картотеки, полки для хранения
икон и богослужебных старинных предметов.
Изготовлен специальный стенд для отормле-
ния ыкспозиции «Династии священнослужи-
телей земли Кузнецкой» Таким образом ин-
терьер музейного зала полностью отормлен
и оборудован в соответствии с современными
требованиями к ыкспозиционным залам.
Ссе ыто позволяет проводить массовые,
юбилейные, памятные и прочие мероприятия
в стенах музея. Сся реконструкция проведена
за счет спонсорских средств. Епархиальный
музей представляет кузбассовцам уникаль-
ную возможность собрать, сохранить и пе-
редать своим потомкам сокровища нашей
святоотеческой веры, стать ыкспозиционным
пространством для тематических выставок,
творческих встреч, для популяризации право-
славной культуры и духовных традиций.
Музей К ыто институт социальной памяти.
Он призван изучать и сохранять историко-куль-
турное наследие. И мы с вами свидетели мно-
гих духовных перемен, происходящих в нашей
жизни, на наших глазах, призваны сберечь
православную историю земли Кузнецкой.
С уходящем году нами стормировано во-
семь новых ыкспозиций, проведено семнад-
цать мероприятий, четыре раза проводили
день открытых дверей
музея. Проведено 253
организованных ык-
скурсии. С ытом году
наш музей посетило
более 4000 человек К
ыто студенты высших
учебных заведений,
учащиеся колледжей,
школ, гимназий, пен-
сионеры предприятий,
прихожане.
Приглашаем вас,
уважаемые читатели,
к нам в Музей истории
Православия на земле
Кузнецкой.
Ольга
руководитель музея.
Когда-то в Кировском районе Кемерова действовала только одна
храм дал и городу, и всему Кузбассу активный духовный импульс,
По прошествии времени Кемеровская область стала епархией,
не единственный в Кировском районе. Теперь там также действуют
новопостроенные крестильные храмы иконы Божией Матери
«Знамение-Абалацкая» (приход Собора Сибирских святых)
и прп. геодора Студита (приход святых Хен-Мироносиц).
заросшие бурьяном, а возведение православных святынь
возложено на плечи молодых священнослужителей и небогатой
паствы… Но то, что в основание ытих церквей легли закладные
камни, освященные Патриархом Московским и всея Руси Кириллом,
стало поддержкой и опорой для новообразованных приходов.
малые храмы построены и тихо зовут своим удивительно теплым
светом К приходите к нам, здесь у нас общая православная вера,
сообща мы многое можем, и все вместе мы К община.
Храм иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая».
Храм прп. геодора Студита.
на земле Кузнецкой. Итоги года
1919 году, в разгар
Гражданской войны,
от рук красных пар-
тизан пострадал священник
села Драчёнино (современ-
ный Ленинск-Кузнецкий район)
отец Матвей Подлесский и
несколько односельчан К их
заживо сожгли в храме. С пе-
риодической печати тех лет
сведений об ытой трагедии
не найдено, единственным
подтверждением служат вос-
поминания родственников и
очевидцев. С Государственном
архиве Кемеровской области
хранится воспоминание одно-
го из участников установления
советской власти в Кузбассе
А.А. Бутолина. Поскольку в
духовенстве видели идейного
непримиримого врага, в нем
содержится типичное для того
времени обвинение в «контр-
революционной» деятельнос-
ти. Он пишет, что в 1918 году
в селе Драченино кулаки во
главе со священником убили
двух коммунаров Новоселова.
Споследствии, в апреле или
мае 1919 года, отряд И. Ново-
селова «загнал купца, попа, и
кулаков ытого села в церковь и
сжег их в отместку за убитых
товарищей». Родственники
отца Матвея утверждают, что
ыто произошло в декабре 1919
года, когда отряд И. Новосело-
ва был обшединен с отрядом
Г. Рогова и совершал свой
кровавый «рейд» по Алтаю и
Кузбассу.
Иван Новоселов происхо-
дил из сибирских крестьян,
был уроженцем села Буерак
Кузнецкого уезда, как и Григо-
рий Рогов, ненавидел интелли-
генцию и особенно духовенс-
тво. С полей Первой мировой
войны вернулся убежденным
анархистом...
Осенью 1918 года И. Но-
воселов создает партизанс-
кий отряд. Боевые операции
сопровождались массовыми
грабежами, а также насиль-
ственными действиями в от-
ношении мирного населения.
Сам Новоселов на допросах
откровенно заявлял, что на
его глазах совершено убийств
«бессчетное множество». С
воспоминаниях партизана
С.А. Булгакова содержатся
сведения о том, что члены от-
ряда Новоселова, которых он
называет головорезами, вос-
питаны были в беспредельной
ненависти к буржуазии, в осо-
бенности его разведка. Для
разведчика убить попа или
вообще контрреволюционера
К «величайшая награда, кото-
рую преподносили наилучшим
героям разведки», им «давали
монопольное право расстре-
ливать или рубить попов».
Классовая ненависть, месть,
беспредельная жестокость
сопровождали действия пар-
Сейчас на месте Петропав-
ловского храма в Драчёнине
установлен поклонный крест в
память о храме и о пострадав-
ших в нем за веру Христову.
Созрожден и приход в селе К
он размещается в приспособ-
ленном помещении. Пред-
лагаем вниманию читателей
материал об отце Матвее и
статью из газеты «Белгород-
ские епархиальные ведомос-
ти» за 2009 год, и надеемся,
что данные публикации пос-
лужат делу сохранения памя-
ти жертв братоубийственной
ССоиЕННИК
МАТСЕЙ оКОСЛЕСИж
Отец Маттей родился в
1876 году в мещанской семье.
15 июня 1894 года окончил курс
обучения в Бийском городском
катехизаторском училище.
16 тевраля 1895 года указом
Томской духовной консистории
допущен к исполнению псалом-
щических обязанностей в Нико-
лаевской церкви с. Солонечен-
ское Бийского уезда. вказом
консистории от 24 июля 1896
года принят в духовное звание.
15 сентября 1896 года резо-
люцией Преосвященнейшего
Методия, епископа Бийского,
викария Томской епархии, со-
гласно прошению переведен
к Троицкой церкви с. Куюганс-
кого того же уезда. 10 сентяб-
ря 1900 года Преосвященным
Сергием, епископом Бийским,
викарием Томской епархии,
рукоположен во диакона к
Христорождественской церкви
с. Саганово Кузнецкого уез-
да. По своему прошению 24
августа 1901 года еписко-
пом Томским и Барнаульским
Макарием переведен к Ми-
хаилоархангельской церкви
с. Смолинского того же уезда.
С 1894 по 1903 год занимал
должности учителя церковно-
приходских школ. 8 сентября
1903 года Преосвященным Ма-
карием, епископом Томским и
Барнаульским, рукоположен
во священника к церкви Ар-
хистратига Божия Михаила
с. Таскаевского Каинского уез-
да. С церкви святых апостолов
Петра и Павла в с. Драчёнино
отец Матвей служил с 30 сен-
тября 1905 года.
С 15 сентября 1909 года
был законоучителем церков-
ной школы грамоты. С 15 ав-
густа 1910 года состоял проти-
восектантским миссионером в
своем благочинии.
За труды и усердие по
школьному делу преподано
архипастырское благослове-
ние Преосвященного Макария,
епископа Томского и Барнауль-
ского, 24 ноября 1901 года. За
усердное исполнение пастыр-
ских обязанностей ко дню Свя-
той Пасхи 1908 года награжден
набедренником, 1916 года К
скутьей.
2 июня 1900 года Матвей
оковлевич венчался с дочерью
священника Евдокией Петров-
ной Скворцовой, которая ро-
дилась 2 тевраля 1878 года.
Их дети: Сладимир родился
7 июля 1901 года, Сератима
3 июня 1904 года, Алексей
8 тевраля 1907 года, Нина
23 января 1910 года, Рутина
21 октября 1911 года, Елена 13
июня 1918 года.
Отец матушки Евдокии свя-
щенник Петр Иванович Сквор-
цов много лет прослужил в се-
лах на территории нашей сов-
ременной области, последним
местом служения был храм
с. Барачаты Кузнецкого уезда.
Скончался батюшка 18 нояб-
ря 1910 года. По рассказам
родственников, трое сыновей
отца Петра стали священни-
ками, и все пострадали в пе-
риод массовых политических
репрессий.
Снучка отца Матвея Екате-
рина Петровна Качанко вспо-
минает, что батюшка был мис-
сионером К крестил телеутов
и шорцев. Был очень любим
и уважаем односельчанами.
Рассказала она и об обстоя-
тельствах гибели отца Мат-
тея. Местные жители спрята-
ли батюшку, зная, что прибли-
жается к селу отряд красных
партизан. Какое-то время отец
Матвей находился в укрытии,
но потом представил, что всю
злобу партизаны выместят
на матушку Евдокию и детей,
и решается добровольно от-
крыться красным. Его вместе
с дьяконом закрыли на замок
в церкви и подожгли ее. Один
крестьянин, Наум Московкин,
бросился их спасать, сорвал
замок, но был убит выстрелом
в спину партизанами и брошен
в горящую церковь. в Москов-
кина остался годовалый ребе-
нок. Ковры из дома партизаны
порезали саблями, подстилали
на коней. Евдокия Петровна
после всего пережитого неде-
лю не могла разговаривать.
О месте захоронения отца
Матвея и других погибших, к
сожалению, не известно. Не
сохранилось и имя погибшего
дьякона.
Еще одна внучка, Сера Ан-
дреевна Левинова, рассказала,
что в семье родились 8 детей,
но двойняшки Геннадий и Зоя
умерли во младенчестве. Она
сообщила не только о гибели
отца Матвея, но и о жизненном
подвиге матушки Евдокии, о
судьбах других членов семьи.
«Дедушка был убит 19 де-
кабря 1919 года. Священника и
все несколько мужчин деревни
Драчёнино согнали в храм и по-
дожгли. Сожгли людей только
потому, что они православные.
Ссе происходило на глазах
жен и детей. Матушка Евдокия
с детьми тоже там была. Мою
маму, как самую маленькую,
ей было всего 1,5 года, матуш-
ка Евдокия держала на руках, а
все остальные дети стояли, как
говорится, мал мала меньше:
дочери Сератима, Нина, Ру-
тина и сын Алексей. Старший
Сладимир учился в то время в
гимназии в Томске. После слу-
чившегося бабушка на месяц
потеряла разум, она просто не
выдержала такого испытания,
но постепенно сознание к ней
вернулось.
Бабушка с дедушкой про-
жили вместе 19 лет и за все
время ни разу друг на друга
не повышали голос, прожили
душа в душу, растили шес-
терых детей. Хили хорошо,
дружно, в достатке. Из утва-
ри остались только четыре
серебряные ложки (приданое
матушки Евдокии). Ссего в на-
боре было 24 ложки, но время
от времени бабушка меняла
их на деньги и покупала еду,
когда не хватало средств. С
нашей семье хранится вен-
чальная икона отца Матвея и
матушки Евдокии. Остался и
тамильный альбом, в котором
тотогратии с первого года их
совместной жизни.
Когда дети выросли, то ма-
тушка Евдокия жила на их по-
печении, переезжая от одного
к другому. Ссех внуков вынян-
чила. Никто из нас, девяти вну-
ков, не ходил в детский сад. Ба-
бушка сама учила нас грамоте,
читала сказки. Помню, что у
нее был очень нежный голос.
С 5 лет я уже читала газеты,
запоем читала книги. Бабушка
знала много молитв и каждый
вечер подолгу молилась перед
иконами, а мне очень нрави-
лось слушать ее. Ссех своих
внуков она крестила, для всех
нас она является крестной ма-
терью. Бабушка прожила очень
тяжелую жизнь К она одна кор-
мила, обувала и одевала шес-
терых детей. Кем она только не
работала: и мыла, и стирала, и
шила, хорошо готовила. Люди
ее нанимали на мероприятия с
большим количеством гостей,
где она готовила и накрывала
столы. Бабушка шила и вяза-
ла так аккуратно, что нельзя
было отличить ручную вязку от
машинной. Она и печи умела
класть, и сено косить, и жать
пшеницу. мто позволило вы-
жить нашей семье в трудные
годы. А еще она обладала да-
ром врачевания К разбиралась
хорошо в лечебных травах и
могла принимать не только
простые роды, но и сложные.
За ней приезжали из соседних
сел на лошадях, чтобы она по-
могла женщинам при трудных
родах.
Похоронена Евдокия Пет-
ровна Подлесская в Белгороде
на кладбище Николо-Иоаса-
товского собора. По женской
линии в семье Подлесских все
долгожители.
Старший сын отца Матвея
Сладимир учился в Томске в
гимназии. Когда еще отец Мат-
вей был жив, Сладимир пропал
без вести. Он собирался домой
на Рождество, но не приехал.
Больше Сладимира семья не
видела. Мы всегда выписыва-
ли «Известия», надеясь найти
его. И мама моя Елена Матве-
евна Подлесская, выйдя за-
муж, не поменяла тамилию,
веря, что и через много лет по
ытой тамилии Сладимир мо-
жет ее найти. Но ытого так и не
Сын Алексей стал инжене-
ром-маркшейдером, т. е. спе-
циалистом по горному делу,
работал на шахте, делал рас-
четы. Сератима работала
учителем младших классов,
но во время войны, когда ей
было чуть больше сорока лет,
она умерла от туберкулеза. Ру-
тина и Нина работали бухгал-
терами. Младшая дочь Елена
К моя мама К получила выс-
шее образование, окончила
плодоовощной институт в го-
роде Мичуринске Тамбовской
области. Со время войны она
работала в желябинске агро-
номом на предприятии по вы-
ращиванию и переработке ово-
щей для нужд тронта. После
войны наша семья переехала
в Курск, где Елена Матвеевна
трудилась в отделе сельского
хозяйства статуправления, а
в 1954 году, после образова-
ния Белгородской области,
мы обосновались в Белгоро-
де. вмерла Елена Матвеевна
13 июля 2017 года, прожив
Добавим, что трое внучек
отца Матвея, в том числе и
сама Сера Андреевна Левино-
ва, стали врачами. Она более
30 лет работала педиатром в
городском роддоме, а потом в
детской поликлинике №4.
Протоиерей
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных грядущему 100-летию первых
мученических подвигов за веру Христову наших соотечественников на территории
современной Кемеровской области в ХХ веке.
Супруга отца Матвея К матушка Евдокия.
Сот она, ещё юная девушка,
живёт в родительском доме на Ал-
тае и ждёт приезда незнакомца,
своего будущего жениха. Он ехал
издалека, «за триста вёрст» К ясно
всплывает в памяти каждая подроб-
ность. Любящие родители ещё до
начала смотрин заверили свою дочь:
«Дуня, мы тебя неволить не будем».
А неволить и не надо было: Маттей
ей пришёлся по душе сразу. А она К
ему. Господь вознаградил за умение
ждать и хранить целомудрие обоих.
Сыпускнику духовной семинарии,
псаломщику Маттею Подлесскому
тогда было уже двадцать четыре
года, девице Евдокии Скворцовой
К двадцать два. Они повенчались
в самом начале двадцатого века и
жили девятнадцать лет дружно и
счастливо, неся тяготы друг друга. А
потому в их доме всегда были тишь
да гладь, да Божия благодать. Дай
Глава семейства К настоятель
храма в селе Драчёнино, что под
Кемеровом, К слыл в округе самым
образованным и любознательным
человеком. С доме священника
была большая библиотека. Потом,
вскоре после октябрьской револю-
ции, её, конечно, отобрали. Бого
служебные и святоотеческие книги
представители новой власти сожгли,
а классику и научно-техническую ли-
тературу отвезли в читальные избы
уезда. вже потом, став школьника-
ми, Алексей, Нина, Рутина и Елена
Подлесские брали книги на несколь-
ко дней для прочтения, на которых
была печать, свидетельствующая,
что раньше ыти книги принадлежа-
ли их отцу.
Кроме библиотеки, в доме была
ещё и музыкальная гостиная, в ко-
торой проходили рождественские
ёлки и пасхальные представле-
ния. На ытих праздниках звучала
классическая музыка. И батюшка,
и старшие дети его обладали пре-
красным музыкальным слухом. Они
играли на тисгармонии, гитарах,
мандолинах.
На Пасху, Рождество, другие дву-
надесятые праздники после божест-
венной литургии в гости к батюшке
и матушке всегда приходило много
людей, особенно детворы. С ытом
гостеприимном доме было всем ра-
достно и интересно. Отец Маттей в
конце праздничного представления
подходил к заветному сундуку, в ко-
тором были сладости: засахаренные
трукты, монпансье, леденцы на па-
лочках и много других вкусностей, и
раздавал всем-всем. Раздавал, пока
большой сундук не опустевал. А к
следующему торжеству опять ехали
в город и накупали подарков, чтобы
наполнить сундук...
Особенно готовились к Светло-
му Христову Соскресению. Сам-то
(Сам К так почтительно матушка
звала отца Маттея) как уходил в
церковь в Селикий четверг раным-
рано, так до Соскресения и был там
денно и нощно. Перед пасхальной
службой приходил домой, но нена-
долго. Приляжет на два-три часа, а
потом опять в церковь К готовится к
продолжительной ночной службе.
Домочадцам своим напоминал,
чтобы в церковь приходили порань-
ше, иначе потом будет трудно про-
тиснуться сквозь толпы народа. А у
неё всегда было столько хлопот по
хозяйству, особенно в Селикую суб-
боту. С ытот день пекла много кули-
чей, сама делала творог, а потом из
него пасхи. За скотиной надо было
успеть убрать и дать корму (они де-
ржали коров и даже лошадей), ну и,
конечно, всем (и детям и себе) при-
готовить нарядные одежды...
Казалось, с ног уже валилась. На
переодевание сил едва хватало. Но
как только заходила в церковь с де-
тками, усталость как рукой снимало,
такая радость охватывала.
Овдовевшая матушка жила в
счастливом прошлом, отказываясь
воспринимать действительность, и
ыто спасло её от нового сокруши-
тельного удара. жерез несколько
дней после чудовищного злодейства
новые хозяева жизни пришли, чтобы
описать и забрать всё имущество
семьи. Посреди комнаты они рассти-
лали простыни и складывали на них
всё, что можно было только унести.
Хозяйка дома смотрела на их дейс-
твия отсутствующим взглядом. Ма-
ленькие дети её плакали навзрыд.
Они остались голы и босы, как по-
горельцы. Одну-единственную икону
только и удалось сохранить. мто был
небольшой образ Спасителя К бла-
гословение матушке Евдокии от её
Пред ытой иконой голодные, про-
дрогшие ребятишки плакали и моли-
лись. Молились и плакали. Господь
услышал молитвы сирот К приехала
тётушка и забрала всех к себе, хотя
у неё самой муж был тоже священ-
ник и детей своих было много. Но
там Божией милостью матушка Ев-
докия уже пришла в себя, осознав,
что какими бы ни были невосполни-
мыми потери мужа, старшего сына
и всего нажитого, ей нужно растить,
воспитывать дочек, младшего сына
А ведь испытания только начина-
лись. Бывшая попадья, чтобы про-
кормить детей, бралась за любую
работу: летом нанималась на поко-
сы, жала серпом рожь, даже клала
печи. Но выжили, выстояли они бла-
годаря матушкиному таланту вра-
чевания. мтот талант был даром от
Бога. Она хорошо знала лечебные
свойства трав и умела принимать
роды. Даже самые трудные.
Три внучки Евдокии Петровны
Подлесской станут впоследствии
врачами. И одна из них К Сера, К
ещё учась в Курском медицинском
институте, рассказала преподава-
телю-протессору, как её родная
бабушка принимала без хирургичес-
кого вмешательства затянувшиеся
более чем на сутки роды с попереч-
ным положением плода. При ытом
и ребёночек, и роженица остались
живы. Протессор выслушал, задал
уточняющие вопросы, удивился ба-
бушкиной находчивости и сделал
однозначный вывод:
К Если бы ваша бабушка учи-
лась в институте, то она была бы
Но Евдокия Петровна не училась
не только в мединституте, но и в
школе. С девятнадцатом веке мало
кого из девочек отдавали в учение,
больше заботились о том, чтобы
они умели шить, вязать, вышивать,
выполнять всю женскую работу по
хозяйству и быть образцовыми ма-
мами. Ссё ыто с малых лет матушка
освоила на «отлично». Она облада-
ла проницательным умом и была
очень мудрой, потому что искренне
и истинно верила и доверяла Богу, и
просила каждодневно у Него К Пода-
теля всех благ К вразумления.
Сам Господь научал её. Со вре-
мя всеобщего отступления от Бога,
тотальной слежки и подозритель-
ности, распада нормальных взаимо-
отношений между людьми матушка
Евдокия учила своих детей любви к
Богу и ближнему, поступать везде и
всегда по совести, дорожить семей-
ными и дружескими отношениями.
И дочери, и сын матушкину науку
постигли хорошо. Они были очень
дружны между собою, и дружбу ыту
пронесли через годы и все невзго-
ды. Если у кого-то из них что-либо
случалось, все остальные сразу же
приходили на выручку. Никто из их
родни не ссылался ни на отсутствие
времени, ни на сложившиеся обсто-
ятельства, ни на геогратические
расстояния. А уж мамочка сразу
же мчалась туда, где требовалась
С 1935 году у одной из внучек
началось серьёзное заболевание,
чтобы вылечить его, необходимо
было сменить климат. Семье доче-
ри, в которой была больная девочка,
из Сибири пришлось переезжать в
Старый Оскол. С скором времени
сюда же переселилась и матушка
Евдокия со своей младшей доче-
рью. Елене тогда было шестнад-
Именно здесь, на Белгородчи-
не, с семьёй Елены прожила вдова
священника, заживо сожжённого в
церкви, до конца своей жизни. Она
по-прежнему каждодневно подолгу
молилась и помогала всем, кто нуж-
дался в её помощи. И делала ыто
всегда очень деликатно.
С начале пятидесятых годов
Подлесские-Кузьмичёвы жили в
доме № 28 по улице Садовой, а
младшеклассница Серочка училась
в школе № 1. вже со второго клас-
са ей пришлось учиться во вторую
смену. Сосьмилетней девочке нужно
было каждый день одной проходить
через парк (который был тогда, как
лес) и мимо городского кладбища.
Было страшно. Очень. Особенно зи-
мой. И однажды она рассказала об
ытом своей бабушке. Та успокоила
и посоветовала: «А ты иди и молись
всё время: «Господи, спаси и поми-
луй...» И Сера ходила и молилась, и
страх отступал.
Сесной 1961 года, после полёта
нрия Гагарина в космос и после ак-
тивной антирелигиозной кампании в
детсадах-школах, внуки её начали
повторять услышанное от учителей,
воспитателей: «А ведь Гагарин сле-
тал в космос и никакого Бога там не
Мудрая бабушка отвечала прос-
то, но уверенно: «А Бог выше всех
космосов». И после ытого осеняла
крестом, благословляя на всё доб-
рое, внучат.
О, сколько раз пришлось ей уве-
рять, что Бог выше всего, и своих
чад, когда их обзывали поповски-
ми отродьями и жестоко обижали,
унижали, не принимали в институ-
ты, тормозили их протессиональ-
ный рост. Но Божией милостью,
материнскими молитвами и своим
трудолюбием все дети вышли в
люди: Сератима была учительни-
цей, Алексей К инженером, Нина и
Рутина К бухгалтерами, Елена К аг-
рономом и ыкономистом.
Младшая дочь могла возглавить
и статистическое управление Бел-
городской области. Ссе качества,
необходимые для главы статуправ-
ления, у Елены Матвеевны были,
и её кандидатура очень серьёзно
рассматривалась в верхах. Но когда
выяснили, что отец её был священ-
нослужителем, ей было чётко и ясно
сказано: дочь попа не может быть
руководителем такого ранга.
«Проглотить» ыту обиду было
неимоверно трудно. Но рядом была
мамочка, которая умела утешать...
Матушка Евдокия отошла ко
Господу перед праздником Рож-
дества Христова в 1966 году. Ей
исполнилось уже восемьдесят во-
семь лет. Отошла тихо, мирно, без-
болезненно.
Хоронили вдову священника на
кладбище около Иоасатовского со-
бора. Прихожанкой ытого собора она
была долгие годы. Стоял холодный
январский день, а на похороны соб-
рались не только родные, знакомые,
но и малознакомые люди. Многие
плакали, почувствовав себя осиро-
тевшими, особенно К зять Андрей
Александрович, в доме которого
Евдокия Петровна Подлесская жила
К Ты посмотри, сын-то как убива-
ется. Редко теперь так переживают
смерть родителей, К говорила одна
старушка другой.
К Да ыто зять её! К обшяснили
знакомые.
К Зять?! Да чтоб так плакал,
ну... К обе старушки были очень
удивлены.
Сот такая светлая мама К ма-
тушка жила на нашей белгородс-
кой земле. Хила и хранила память
о прежней России, о православном
укладе жизни, о счастливых се-
мейных взаимоотношениях. Ссем
дочерям, зятьям, сыну, невестке,
внукам и правнукам она неустанно
рассказывала о былом, а жизнью
своей показывала, как нужно пра-
вильно жить и любить. И ыта память,
и ыта действенная любовь, которая,
по слову апостола Павла, долготер-
пит, милосердствует, не завидует,
не превозносится, не гордится, не
бесчинствует, не раздражается, не
мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине; всё покрыва-
ет, всему верит, всего надеется, всё
переносит... К именно такая любовь
осталась в потомках священничес-
кой четы Подлесских.
Младшая дочь их К Елена К по-
прежнему живёт в Белгороде. Про-
шлым летом, в июле, она отметила
своё девяностолетие. За четыре
месяца до юбилея Елена Матвеев-
на почувствовала себя плохо. мта
удивительно ынергичная, обаятель-
ная женщина перестала есть и даже
вставать с постели. Дочь и зять,
опытные и высококвалитициро-
ванные врачи, терялись в догадках:
что за болезнь и как её правильно
лечить. Больная ни на что не жало-
валась, давление было нормальное,
сердце билось ровно. И в то же вре-
мя она слабела на глазах. Доктора
К дети её К создавали все условия
для скорейшего выздоровления.
К Нам уже казалось, что маму
мы теряем, К вспоминает сейчас её
дочь Сера Андреевна Новикова.
А тогда, год назад, Елена Мат-
веевна, видя их старания, попроси-
ла: «Позовите мне батюшку, хочу
исповедоваться и причаститься».
Просьба больной была выполнена
сразу, в тот же день. Исповедовал
и причащал рабу Божию Елену
иерей Сладимир Тимотеев, клирик
Преображенского катедрального
И уже на второй день после При-
частия, к великому удивлению и все-
общей радости родственников, раба
Божия Елена встала и вернулась
к своему обычному образу жизни.
Любовь победила! Господь явил
ыто чудо по молитвенному заступ-
ничеству её отца, священника-стра-
дальца, и матери, с достоинством
пронесшей тяжкий крест попадьи
Сейчас Елена Матвеевна Под-
лесская (она сохранила свою де-
вичью тамилию) вместе со своими
родными готовится к встрече Пасхи.
мто, даст Господь, будет для неё де-
вяносто первая Пасха!
(Белгородские епархиальные
ведомости №4-5 (апрель-май),
ужасалось происходящему здесь святотатству, кощунству,
подступиться...
Селяне стояли чуть поодаль и смотрели на тёмные тигуры,
снующие возле пожарища, и кровавые всполохи огня. С ытом
самой младшей К Елене К чуть больше годика. Матушка
Евдокия поседела и постарела тогда на глазах. От пережитого
потрясения К заживо сожгли мужа, без вести пропал
восемнадцатилетний сын-первенец, воспитанник Томского
сотрудники Кемеровской епар хии
протоиерей Максим МАЛлеЕС (редактор),
Серстка Ирины КРАСИКОСОЙ.
вважаемые читатели! Просим вас не использовать
ыту газету в хозяйственных целях. Если она стала вам
Адрес редакции: 650004, г. Кемерово,
ул. Соборная, 24. E-mail: [email protected]
Телетоны: 35-08-90, 35-82-55.
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не возвращаются.
Гостиница
г. Кемерово, ул. Соборная, 24, корпус 3.
С стоимость суточного проживания входит завтрак.
Предоставляются документы отчетности.
Круглосуточное телетонное бронирование и подробная
«Зеледеево» был создан в 2007 году. вже более 10
лет в деревне Зеледеево Кемеровской области в
Западной Сибири находится начало новой жизни
одно психологическое сердце К сердце сотрудника
ЗДРАССТСвЙ, ПИТЕР!
Сесной батюшка сказал, что появилась возможность отпра-
вить меня в Санкт-Петербург, чтобы я могла посмотреть, как
работает реабилитационный центр «Саперное». Отец Сергий
Бельков, создавший «Саперное», стал вдохновителем и духов-
ным наставником в деле реабилитации для нашего батюшки
К отца Дионисия Пучнина. Зеледеевский центр создавался по
подобию «Саперного». И по всем сложным вопросам батюшка
Итак, на 5 дней слякотного октября мне выпало маленькое
счастье К рвануть в северную столицу нашей Родины. вра-а-а!
Сто лет не летала на самолете К лечу. Приземлились в Москве,
поаплодировали пилотам с восторгом: лететь-то страшно, поы-
тому хлопала в ладоши с таким чувством, будто мне угрожала
Ранним московским утром приехала на Красную площадь.
Первый храм, в который зашла, был Казанский собор: невысокий,
приземистый, на входе висит несколько обшявлений: «требуются
волонтеры…», «просим пожертвовать…». С горечью выдыхаю
из себя мысль: «Москва К огромная, многолюдная и богатая, но
и ей не хватает рук и средств на добрые дела! Господи, что же
нам-то делать в нашей сибирской деревушке?»
Помощник нашего батюшки К Роман вырос из рамок реаби-
литации, женился, нашел хорошую работу и уезжает. Он прожил
в Зеледееве три с половиной года, и, конечно, настала пора
выходить в большую жизнь. Седь ребята для ытого и приходят
в центр, чтобы расти. Ссегда в нашем центре такие волонтеры
сменяли друг друга. Их помощь неоценима. Седь не священник,
не психолог не уловят так точно нотки тальши или первые при-
знаки тяги, как ыто сделает Роман К сам выздоравливающий
наркоман. И вот мы остаемся без Ромы. Стою в Казанском со-
боре и молюсь: «Господи, пошли нашему батюшке помощника.
Господи, куда мне с ытим пойти? Кто поможет?» Написала в за-
писке имена наших братьев. Первым в списке Коля. Наравне с
переживаниями о батюшкином помощнике ношу с собой пере-
живания за Николая: он наш старший брат. И сейчас злость на
него перемешивается с бессилием и горечью: Господи, помоги
Ты ытому дураку, дай ему ума! Сильный парень, горы бы свернул,
если бы был способен думать не только о себе, любимом. Как
только что-то не по нему, все! Пелена в глазах, туман в мозгах,
и Коля готов снести все на своем пути.
Ну вот, так хотела отвлечься в поездке от ежедневной обы-
денности, а «притащила» в Москву-Питер весь зеледеевский
центр. Так и шлепала по московским лужам из храма в храм с
молитвой и записками о братьях. К Матронушке успела сшездить
С поезде встретились с отцом Диони-
сием. Он был несколько дней в Москве на
слете православных реабилитационных цен-
тров. Сместе с ним там были двое выпуск-
ников «Зеледеева», они сами уже проти в
реабилитации, несколько лет работают с
зависимыми. Батюшка вздыхает: «Сот бы
нам таких помощников!» Но Кирилл и Хеня
живут в многомиллионных городах за 3 ты-
сячи километров от Зеледеева. А нашему
бесплатному центру и в самом сладком сне
не приснятся такие зарплаты, какие полу-
чают жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Можно только помечтать: «Сот было бы у
нас 150 тысяч каждый месяц на зарплату и
авиабилеты. И летали бы ребята в Зеледе-
ево вахтовым методом…» Ба-бац! Ссе, сон
закончился, просыпаемся и живем дальше
с молитвой к Богу: «Помоги! Пошли нам по-
мощника! Не наша, Господи, воля, но Твоя
да будет».
С ночном Питере нас встретила каменная
красота, дождь и Слад К еще один выпускник
зеледеевского центра. Слад всегда прини-
мает отца Дионисия в своем гостеприимном
доме. в него же собираются питерские вы-
пускники зеледеевского центра, чтобы встре-
титься с батюшкой. С ытой поездке встреча
выпускников стала самым ярким событием
для меня. Свои, родненькие, уже знакомые
по тотогратиям и соцсетям (у «Зеледеева»
в СК есть своя группа). Такая радость видеть
ХИЗНл там, где могла бы главенствовать
смерть. мто все бред, что наркоманы К отбро-
сы общества, ни к чему не способные. Ребята
очень разные: тонко чувствующие и жест-
кие, юморные и серьезные, добродушные и
обидчивые. Хотелось расцеловать каждого
в обе щеки. Седь ыто счастье, когда рядом с
сильными мужчинами любимые женщины, и
дети (у некоторых двойняшки), и болтовня про
работу (кто-то ушел с производства и теперь
успешно предпринимательствует). И мамин
телетонный звонок. А в ответ спокойный го-
лос любящего сына: «Не тревожься, я скоро
приеду». Он, конечно, давно вырос из мами-
ной опеки и, конечно, устает от ее контроля.
Но он научился любить и отдавать.
Сижу, тихо радуюсь встрече, сдерживаю слезы и думаю:
«психолог К ыто от слова «псих»? Почему у меня глаза вечно на
мокром месте?»
«САПЕРНОЕ»
Санкт-Петербургский реабилитационный центр «Саперное»
изумил своей красотой: тонтаны, беседки, кованые скамейки,
цветники и золотые рыбки в маленьком пруду. Ходила по тер-
ритории с матушкой Николаей (монахиней, которая руководит
женским отделением центра), записывала в блокнот названия
цветов и кустарников и тизически ощущала дизайнерскую
жажду: «хочу, чтобы у нас было так же!» С такой красоте не за-
хочешь, но начнешь выздоравливать от наркомании. Именины
отца Сергия К руководителя центра прошли в «тесном» семей-
ном кругу К человек 80К100. Было бы и больше гостей, но тра-
пезная всех не вмещает. И я там была, компот пила и сердечные
поздравления слушала. Пишу сейчас воспоминания о поездке и
вдруг понимаю: реабилитация создает какую-то новую счастли-
вую зависимость. Мы все К и сотрудники, и братья К становимся
зависимыми от человеческого тепла, открытости, искренности,
любви. Хороший реабилитационный центр отличается семейным
теплом и принятием. Там, где есть свой заботливый отец Сергий
или отец Дионисий, там и выздоровление будет надежным. Не
важно, кто он К священник, выздоравливающий наркоман или
протессиональный психолог. Сажно, чтобы он любил людей и
верил в них. Низкий поклон вам, труженики!
2 января
К предпразднство Рождества Христова. Память свя-
того праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.).
3 января
К память святителя Московского Петра, всея России
чудотворца (1326 г.).
4 января
К память святой мученицы Анастасии взорешитель-
6 января
К Навечерие Рождества Христова (Рождественский
сочельник).
7 января К РОХДЕСТСО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАЦЕ-
ГО ИИСвСА ХРИСТА.
8 января
К попразднство Рождества Христова. Собор Пре-
10 января К память священномученика протоиерея Леони-
да Сикторова (1938 год) (Собор Кемеровских святых).
11 января К память преподобного Сасилиска Сибирского
(1824 год) (Собор Кемеровских святых).
12 января
К память святителя Макария, митрополита Мос-
ковского (1563 г.).
13 января К память священномученика иерея Михаила Бе-
резина (1938 год) (Собор Кемеровских святых).
14 января
К Обрезание Господне. Память святителя Сасилия
Селикого, архиепископа Кесарии Капподакийской (379 г.).
15 января
К преставление (1833 г.) и второе обретение мощей
(1991 г.) преподобного Сератима Саровского.
17 января К собор 70 апостолов, день Ангела Сысокопре-
освященнейшего митрополита Аристарха К главы Кузбас-
18 января
К Навечерие Богоявления (Крещенский сочель-
19 января - ССоТОЕ БОГОоСЛЕНИЕ. КРЕиЕНИЕ ГОСПОДА
БОГА И СПАСА НАЦЕГО ИИСвСА ХРИСТА.
К собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
22 января
К память святителя гилиппа, митрополита Москов-
ского и всея России (1569 г.).
23 января
К память святителя геотана. Затворника Сышен-
ского (1894 г.).
25 января
К память святителя Саввы, архиепископа Серб-
ского (1237 г.).
27 января
К память святой равноапостольной Нины, просве-
тительницы Грузии (335 г.).
31 января
К память преподобных схимонаха Кирилла и схи-
монахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонеж-
ского (ок. 1337 г.).
мученицы Татьяны и с нею
ХРАМ
Первое упоминание о зеле-
деевской православной святы-
не, а именно часовне, было в
1701 году. Деревянный храм на
каменном тундаменте, крытый
железом (третий уже по счету),
появился в 1902 году на ны-
нешнем месте, в центре села,
тщанием прихожан и томского
купца Петра Сытного (Зеледе-
ево находится в 50 километрах
от Томска).
После закрытия в 1938 году
храм использовался в качестве
помещения под клуб, зерно-
хранилище. С общем, разде-
лил участь многих храмов в
советское время. С 2000 году
храм был передан верующим.
С ноябре 2005 года освящен
новый деревянный храм в
честь мучеников глора и Лав-
ра, в нем сейчас живет приход
и кипит приходская жизнь. А
возглавляет кипение и приход
настоятель К протоиерей Дио-
НАСТОоТЕЛл
Отец Дионисий К человек
неугомонный, сидеть на месте
он не может. То ему надо реа-
билитационный центр создать,
то ежегодную научно-практи-
ческую контеренцию в нрге
провести, а с 2006 года из по-
селка Заозерный в Зеледеево
каждый год в конце августа
организуется крестный ход.
мто тоже батюшкина затея.
Паломнические поездки и две
воскресные школы (для взрос-
лых и детей)
ыто само собой.
А еще год назад при храме
начал проходить новогодний
семейный лагерь. С общем, по-
коя зеледеевцам батюшка не
дает. И так уже 15 лет, когда он
сюда приехал. А прихожане и
рады, надо вам сказать. Таких
непосед, как отец Дионисий,
ГРАНТ
Осенью прошлого года Зе-
ледеевский приход мучеников
глора и Лавра стал участни-
ком конкурса «Православная
инициатива» (третий раз, меж-
ду прочим). мтот Международ-
ный открытый грантовый кон-
курс проводится с 2005 года.
Инициатором и организатором
конкурса выступил Благотво-
рительный тонд преподобного
Сератима Саровского. С 2010
года реализацию конкурса
продолжил Координационный
комитет по поощрению со-
циальных, образовательных,
интормационных, культурных
и иных инициатив под ыгидой
Русской Православной еерк-
ви. Координационный комитет
возглавил Святейший Патри-
арх Московский и всея Руси
Кирилл. С 2013 года органи-
зацию конкурса взял на себя
тонд «Соработничество».
С марте 2017 года стало
известно, что приход вошел в
число победителей. мто значи-
ло, что появилась возможность
открыть православный клуб
при храме, где будет жить и
выступать православный те-
атр. Помещение для клуба уже
было, тонд «Соработничест-
Нв, И СОБСТСЕННО ТЕАТР
Инициатором появления
на приходе молодежного те-
атра стал, конечно, отец Ди-
онисий. Не секрет ведь, что
среди современных молодых
людей много инертных. При-
выкли мы, что можно на кно-
почку нажать и погрузиться
в чью-то яркую, интересную
жизнь. Но ыто чужая жизнь.
Герои тильмов и товарищи из
ток-шоу К ыто же не мы с вами.
А чтобы свою жизнь сделать
яркой, надо выйти из дома,
найти единомышленников и
создать что-то интересное.
Например, театр. в зеледе-
евцев ыто получилось. И по-
лучилось с размахом. С ытом
году были подготовлены три
спектакля (и готовится еще
один, рождественский), каж-
дый спектакль увидели жите-
ли трех населенных пунктов.
Театр ездил со спектаклями
по соседним селам и дерев-
ням, и везде его с радостью
принимали. Каждый спек-
такль, как человек, со своим
характером и именем. «Сказ
о Егории Храбром» юморной
и современный. гедор, один
из молодых артистов, повор-
чал на «Егория»: «Ну какая
же ыто сказка? Разве русские
сказки такие?» Поворчал, но
боярина в спектакле все-та-
ки сыграл. А вот следующий
спектакль пришелся геде по
душе. «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»
самая
русская сказка получилась: и
добрая, и мудрая. Каким бу-
дет спектакль на Рождество,
мы пока не знаем. Но все с
любопытством ожидаем новой
сказки: и зрители, и артисты.
(записки психолога)
Слегка кумачом,
Путь открывает
Прозрачным лучом.
Ночь Рождества,
Ты прекрасна
жас торжества,
Пробуждения час.
Тоску в ытот час.
Бодрствовать будем,
Окончился пост!
Родился Христос!
Кемерово
К о родилась в деревне Орловка, неподалеку от
нрги, в большой крестьянской семье, была младшей
из девяти братьев и сестер. С 12 лет заболела туберку-
лезом позвоночника, год пролежала в гипсовой «кро-
ватке», стала инвалидом 1-й группы. Была опасность,
что я вообще не смогу ходить, но меня в буквальном
смысле подняли на ноги забота моих родных, само-
отверженные старания врачей К мне повезло встре-
титься с теми, кто по-настоящему был предан своему
делу. о получила столько любви человеческой, она
настолько меня переполняла, что мне очень хотелось
ею поделиться с миром, посвятить свою жизнь тому,
чтобы помогать другим. Закон Божий есть любовь, и
я на себе его испытала, хотя и не знала тогда, что ыто
именно он. С нашей семье не было икон, не было при-
нято говорить о Боге, но весь уклад жизни был хрис-
тианский. Родители не выпивали, никогда не матери-
лись, никогда не сидели без дела, своим примером
учили нас ценить чужой труд, уважать старших, всегда
откликаться на чужую беду. Ссегда они первым де-
лом пеклись о благе ближних: детей, родственников,
знакомых, К вспоминает Салентина Андреевна. вроки,
полученные в отчем доме, навсегда предопределили
и ее отношение к жизни и к людям.
Долгое время Салентина Андреевна жила и труди-
лась в Кемерове, а двадцать лет назад, по семейным
обстоятельствам, вернулась в родную нргу. С городе
тогда только-только было создано общество инва-
лидов, Салентина Андреевна стала одним из самых
активных его членов и сотрудников: вела документа-
цию, представляла интересы инвалидов в судебных
и властных инстанциях, входила в Общественный со-
вет при мыре города. жерез свое сердце пропускала
душевную боль и беды земляков с ограниченными
возможностями здоровья.
К Когда погружаешься в такое количество люд-
ских судеб, многие из которых тяжелы и трагичны,
невольно начинаешь задумываться о том, какие вы-
сшие законы и силы управляют человеческой жизнью,
и почему они посылают нам такие испытания. С чем
смысл моего собственного пребывания на Земле? о
начала искать свои ответы К в книгах различных ду-
ховных «учителей», в том числе Блаватской и Рери-
ха, посещала заседания рериховского общества, но
принять такую картину мира так и не смогла. И тогда
я пришла в храм Иоанна Предтечи, найдя в Право-
славии все то, чего искала моя душа, К признается
Салентина Андреевна. Радостью, которую дают обре-
тение веры и близость к Богу, она не могла не поде-
литься с другими: получив благословения настоятеля,
стала посещать с лекциями и беседами детский дом
и приют для несовершеннолетних, женскую колонию
№50, клуб пожилых людей. На протяжении десяти лет
подряд, несколько раз в неделю, в любую погоду, она
спешила к своим юным и взрослым «подопечным»,
чтобы нести им Слово Божие. Ее простой и сердечный
рассказ всегда находил живой отклик у слушателей,
вызывал их горячий интерес. После встреч с таким
катехизатором многие пришли в храм, приняли кре-
щение. К сожалению, полгода назад Салентина Анд-
реевна была вынуждена оставить ыто поприще К из-за
преклонного возраста и болезней, но в любимый храм
она приходит по-прежнему практически каждый день,
хотя дорога дается непросто. «Но побудешь на литур-
гии К и вдруг силы возвращаются, отступают хвори.
мто Господь дает по молитвам нашим». Ее молитва
Господу продолжается и дома К каждый день Сален-
тина Андреевна молится о своих многочисленных
родственниках, знакомых, соседях, как ныне здравс-
твующих, так и усопших. Помянник превышает сотню
имен! Так продолжается избранное ею когда-то служе-
ние справедливости К только уже не в юридическом,
а в духовном смысле ытого слова.
Алина ГвЛоЕСА.
Театр в Зеледееве
и своим настоящим. Хотелось написать «типичная деревня с обычным прошлым»,
но вовремя остановилась. Какая же она типичная? Деревни, как люди, все разные:
проходил
Московский тракт. Сейчас здесь живет 600 человек.
3 декабря свой протессиональный праздник
люди, избравшие своим
призванием защиту законных прав граждан
и государства, служение Справедливости.
Их значимость в истории цивилизации
и в жизни современного общества сложно
переоценить: и несомненно был прав
Марк Твен, утверждавший, что «не будь
законников, мы бы до сих пор бегали друг
за другом с дубинами». Именно стремление
защищать других привело когда-то в ыту
ответственную протессию и Салентину
Андреевну Тамаркову, прихожанку
катедрального собора Рождества Иоанна
Предтечи г. нрги. Ровно полвека назад,
в 1967 году, она окончила юридический
такультет Томского государственного
университета, и свыше трех десятилетий
проработала по специальности: возглавляла
юридические отделы на заводе «Карболит»,
крупнейшем предприятии Кузбасса,
областных базах «Хозторга» и «Обувьторга»,
защищала интересы трудящихся в качестве
сотрудника отдела местной промышленности
Кемеровского облисполкома.
ТВОРЧЕСТВО
НАШИХ

Приложенные файлы

  • pdf 26558011
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий