Она имела прикладной характер, служила подготовкой пьесы в определенном тоне и для пробы инстру-мента. У Ф. Куперена мы встречаемся с прелюдией


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Center of Scientific Cooperation "Interactive plus"


1

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

Шаехянова Эльвира Ринатовна

преподаватель по классу фортепиано

МБУДО «ДМШ №21» Советского района

г.

Казань, Республика Татарстан

ИСТОРИЧЕСКИЕ АС
ПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЖАНРА

ПРЕЛЮДИИ
В

ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОГ
О ИСКУССТВА

Аннотация
:
актуальность изучения исторических аспектов развития
жанра фор
тепианных прелюдий обусловлена тем, что эти миниатюры явля-
ются замечательными страницами не только творчества самих композиторов,
но и всей фортепианной литературы. Своими прелюдиями композиторы обно-
вили жанровые особенности прелюдии и проложили путь к ее
дальнейшему раз-
витию в творчестве С. Прокофьева, Б. Бартока и др. Методы исследования:
теоретические методы исследования



методы научного познания, изучение ли-
тературных, нотных и интернет
-
источников, аудио и видеозаписей. Практи-
ческая значимость исследов
ания состоит в том, что материалы работы могут
быть использованы пианистами в процессе изучения и исполнения фортепиан-
ных прелюдий.

Ключевые слова
:
жанр прелюдии, фортепианные прелюдии, история фор-
тепианной музыки.

Западноевропейская

фортепианная

музыка

XIX

XX

веков

хранит

память

о

жанрах,

имеющих

многовековую

историю,



элегии,

каприччио,

ноктюрне

и

т.

д.

Но

при

этом

данные

жанры

по

сравнению

с

их

изначальным

облик
ом

пре-
терпели

весьма

основательные

изменения.

Фортепианная

прелюдия

также

отно-
сится

к

жанрам,

имеющим

давнюю

историю.

Известно

ее

происхождение

как

вступительный

раздел,

принадлежность

к

определенному

типу

музицирования

(импровизация),

позже

преобразившеес
я

в

оформленное

произведение

лириче-
ского

типа.

Прелюдия

является

синтезирующим

жанром,

диапазон

жанровых

ос-
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»


2

www.interactive
-
plus.ru

Содержимое

доступно

по

лицензии

Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

нов

прелюдии

неизменно

шире

по

сравнению

с

другими

фортепианными

пье-
сами

малой

формы.

Развиваясь

в

различные

эпохи,

испытывая

воздействие

дру-
гих

жанр
ов,

фортепианная

прелюдия

остается

именно

прелюдией

по

существу.

Прелюдия

в

творчестве

французских

клавесинистов

нередко

открывала

сю-
иту,

написанную

для

лютни,

виола

да

гамбы

и

клавесина.

Она

имела

прикладной

характер,

служила

подготовкой

пьесы

в

определен
ном

тоне

и

для

пробы

инстру-
мента.

У

Ф.

Куперена

мы

встречаемся

с

прелюдией,

в

которой

указана

только

звуковысотная

запись.

При

всей

кажущейся

свободе

все

же

рамки

мелодической

и

гармонической

схем

не

создают

впечатления

непродуманности.

В

последую-
щем

прикла
дная

функция

постепенно

уступает

место

более

обогащенной

трак-
товке

жанра.

Прелюдия

эпохи

барокко

достигла

своего

расцвета

в

творчестве

И.С.

Баха.

Его

органные

и

клавирные

прелюдии,

предшествующие

фуге,

вводят

в

тональ-
ную

и

образно
-

эмоциональную

сферу.

Иног
да

прелюдия

благодаря

растворен-
ности

тематизма

оттеняет

фугу,

а

порой

становится

единым

лирико
-

драматиче-
ским

циклом.

Художественным

совершенством

являются

прелюдии

«
Хорошо

темпериро-
ванного

клавира
»
.

В

них

прослеживаются

черты

других

жанров,

а

также

разли
ч-
ных

песенных

и

танцевальных

моделей

Романтические

и

постромантические

прелюдии

составляют

совсем

иную

разновидность

жанра.

На

смену

сдержанным

прелюдиям

приходят

яркие

в

об-
разном

плане

пьесы,

полные

лирико
-
созерцательных

настроений

и

интимно
-

нежных

излия
ний.

В

творчестве

Ф.

Шопена

прелюдия

обретает

статус

самостоя-
тельной

пьесы.

Цикл

«
Прелюдий
»

ор.28

представляет

собой

единое

целое

по

концепции

и

драматургии.

При

этом

каждая

из

прелюдий

передает

один

образ,

одно

эмоциональное

состояние,

заключенные

порой

в

максимально

лаконичной

форме.

Прелюдии,

представленные

в

творчестве

композиторов

ХХ

века,

сохраняют

свойственное

ей

качество



краткость

при

огромной

концентрации

мысли

и

пси-
хологизма.

В

основу

их

мелодизма

ложится

песенное

начало,

берущее

своё

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus"


3

Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC
-
BY 4.0)

начало

поро
й

от

народной

песни.

В

прелюдиях

возрождаются

старинные

танцы



менуэта

и

гавота,

прослеживаются

черты

мазурок,

хорала,

кэк
-
уока

и

других

жанров.

Развиваясь

в

различные

эпохи,

испытывая

влияние

других

жанров,

пре-
людия

смогла

сохранить

присущие

ей

качества

и

особенности

как

жанра.

Интерес

к

жанру

прелюдии

проявляется

в

творчестве

французских

компо-
зиторов

конца

XIX

века



С.

Франка,

К.

Сен
-
Санса,

Э.

Шабрие

и

Э.

Сати.

Вклю-
чение

её

в

сюиты

и

циклы,

трактовка

прелюдии

в

жанре

барочной

музыки

в

твор-
честве

Сезара

Фра
нка

в

произведении

«
Прелюдия,

хорал

и

фуга
»

и

«
Прелюдия,

фуга

и

вариация
»
,

Камиля

Сен
-
Санса

в

Сюите

ор.

90.

Обращение

к

звукоизобра-
зительности

в

прелюдиях,

использование

терпких

созвучий

предвосхитило

твор-
чество

последующих

композиторов



К.

Дебюсси

и

М.

Раве
ля.

Импровизацион-
ное

начало,

эскизность

формы,

прелюдийность

и

прием

бестактовой

нотации

представлен

в

пьесах

Э.

Сати.

Творчество

французских

композиторов

конца

XIX

подготовило

последую-
щие

пути

развития

фортепианной

музыки.

Список литературы

1.

Алексеев

А.Д.

История фортепианного искусства: В 3

ч. Ч. 3



М.: Му-
зыка, 1982.


286 с.

2.

Гаврилова

Н.А.

История зарубежной музыки. XX век.



М.: Музыка,
2005.



576 с.

3.

Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Очерки.



Л.


М
.: Советский
композитор, 1976.


296 с.

4.

Зенаишвили Т. Французская бестактовая прелюдия: Импровизация или
интерпретация? // Музыкальная академия.



1999.



№2.


С.116

5.

Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3.



М.: Музыка, 1972.



526

с.

6.

Музыка и совреме
нность: сборник статей. Вып.7.



М.: Музыка, 1971.



319 с.

7.

Холопова

В.Н.

Формы музыкальных произведений: Учебное пособие.


2
-
е изд., испр.



СПб.: Лань,2011.



496 с.


Приложенные файлы

  • pdf 26559586
    Размер файла: 469 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий