2.1. Таблица: «Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников 1.1.Сюжетно-ролевая игра. Игра занимает в жизни дошкольника особое место.


Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..4
1.2. Сюжетно-ролевая игра……………………………………………………...4
1.3. Руководство сюжетно-ролевой игрой……………………………………..5
1.4.Приёмы руководства…………………………………………………………7
1.5. Этапы развития сюжетно-ролевой игры…………………………………...8
2. Практическая часть…………………………………………………………….9
2.1. Таблица: «Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников……………………………………………………………………..9
2.2. Проектирование и организация сюжетно-ролевой игры…………………11
2.3. Обзор статей из журнала «Дошкольная педагогика»…………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Приложение………………………………………………………………………17
2
ВВЕДЕНИЕ
Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого — в основном на обучающих занятиях, — и самостоятельную свободную деятельность детей. (1)
Для проведения обучающих занятий воспитатель располагает конспектами, конкретными руководствами, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением.
А что же происходит с игрой?
Актуальность и значимость темы определяется, прежде всего, тем, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой.
Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой) особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников. (1).
А ведь игра является ведущей деятельностью дошкольника, и поэтому имеет прямое отношение к формированию личности ребёнка. Сюжетно-ролевая игра способствует нравственному воспитанию детей дошкольного возраста и для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре, необходимо грамотно осуществлять руководство ею.
3
1.Теоретическая часть.
1.1.Сюжетно-ролевая игра
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи Л.С.Выгодский, Д.В.Эльконин, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др. отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В таких играх, называемых жизненной лабораторией, наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
Человек играющий- это человек, создающий свой мир, а значит человек творящий.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии.
Д. Б. Эльконин писал: «В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых"
Исследователь в области советской психологии Л. С. Выгодский подчёркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются из вне, а вытекают из содержания игры.А.П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей- значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлён в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а живёт своей жизнью». (2)
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский.
4
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь, является основой для того,
чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка в отдельности.
5
1.2.Руководство сюжетно-ролевой игрой.
Каждый педагог знает, что организовать и стимулировать творческую игру дошкольников труднее, чем провести занятие. При организации занятий роль и функции педагога чётко определены, а в игре они далеко не ясны и не отчётливы. Эти трудности, неумение найти своё место в детской игре и руководить ею иногда приводят к тому, что педагог не уделяет достаточного внимания творческой игре.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей. Педагог расширяет представление детей о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.
Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения, полёт на луну, в библиотеку).(Козлова)
Основной источник питающий сюжетно-ролевую игру рёбёнка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность окружающих его взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль машины, готовит обед….)- одно из основных средств реализации сюжета.
Чаще всего в игре ребёнок принимает на себя роль взрослого. Ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, использует определённые предметы (готовит обед ,как повар, делает укол, как медсестра). Роль выражается в действиях, жестах, мимике, пантомиме. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значимым, а педагог, владеющий приёмами игры помогает ему в этом.
6
1.3.Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.
Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой можно условно разделить на традиционные (разработаны Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко).Традиционный подход к руководству сюжетно-ролевыми играми сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В игре дети должны отражать получаемые ими при ознакомлении с окружающим знания и представления. Иначе говоря, игра — средство «проработки» знаний. Игра должна носить коллективный характер, т. е. необходимо каждого ребенка включить в общую игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и «хотеть» играть в то, во что играет вся группа, а вся группа «прорабатывает» в игре программный материал, который задает воспитатель. В итоге — все дети вместе должны играть так, как это определил педагог.
Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко в своём пособии «Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении» раскритиковали традиционный подход к игре, признали его устаревшим , и предложили новый, нетрадиционный метод руководства сюжетно-ролевой игрой.
Он заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена книгами, телевидением, общением со взрослыми вне детского сада, а в педагогическом процессе детского сада давно уже выделены обучающие занятия, на которых решаются задачи преподнесения детям знаний, уточнения детских представлений и т. п. Все это позволяет сюжетной игре освободиться от чисто дидактической функции «проработки» знаний. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. Последние исследования доказывают, что данный подход к организации игры в детском саду позволяет значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников.
7
1.4.Этапы развития сюжетно-ролевой игры:
Первый этап:
Игры в действия. Характерен для детей двух-трёх лет. Ребёнок изучает предметы, большую часть времени подражает взрослым или старшим детям. Всё, что малыш видит в повседневной жизни- уборка, готовка , укладывание спать- он пробует воспроизвести на игрушках. Это первые попытки ребёнка погрузиться в роль.
Второй этап:
На границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из литературных воспроизведений, которые им читали, иллюстраций в книгах, настольного театра. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап: 
Четыре пять лет игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни ребёнка. Он с увлечением выстраивает сюжеты, проигрывает самые разнообразные роли, становится всё более инициативным. Он уже может сам выбирать тему и замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты.
Четвёртый этап:
Дети старшего дошкольного возраста. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек -самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек. 
8
2. Практическая часть.
2.1.Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми.
№ п/пВозраст детей Способ построения игры Особенности способа Задачи Приёмы
1 3-4 Воспитатель не только показывает и называет предметы, но и производит с ними действия
Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Научить ребёнка формировать игровые цепочки из двух-трёх действий. Роль осуществляется фактически, но не называется
2 4-5 Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Переход от предметно-го взаимодей-ствия к воспроизведению человеческих взаимоотношений
Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Научить детей играть рядом не мешая друг другу, воспитать желание охотно играть вместе, т.е развитие навыков совместной игры
Роль называется. Дети по ходу игры могут менять роль.
3 5-6 Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых. Подвести детей к самостояте-льному созданию игровых замыслов, учить подбирать предметы и атрибуты для игры, воспитать дружеские взаимоотношения между детьми
Роли распределяются до начала игры. Дети придерживаются своей роли до конца игры
4 6-7 Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество) Техника игровых действий условна Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. Воспитать умение организованно играть в небольших игровых группировках, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения Не только роли, но и замысел игры проговаривается до начала игры.
10
2.2.Проектирование и организация сюжетно-ролевой игры.
Для работы по формированию сюжетно-ролевой игры «Наш любимый детский сад» использовался проектный метод, который включает такие этапы:
1 – обогащение жизненного опыта детей (чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций, рассказ о профессиональной деятельности людей, Экскурсия на кухню (знакомимся с поварами, оборудованием, продуктами), экскурсия в прачечную, опыты с водой, мылом. Чтение художественной литературы (Экологическая сказка «Маленькая капелька воды», Е. Бехлерова «Капустный лист», «Колосок»- укр. сказка), творческие рассказы («Кто помогает маме стирать?», «Где берут обед?», «Как стирают в детском саду?»).
2 – отражение представлений об игре в художественной деятельности (лепка «Вкусное печенье», аппликация «Готовим вкусный обед», рисование «Платочки и полотенца сушатся на верёвке»)
3 – обогащение игрового опыта детей (обыгрывание игровых ситуаций «У Мишки грязные штанишки», «Откуда взялась каша?», «Ребёнок и огонь»)
4 – обогащение игры атрибутами (поделка атрибутов к игре детьми)
5 – Итог проекта - самостоятельно развернутая детская сюжетно-ролевая игра, объединенная с другими сюжетно-ролевыми играми.
. Цель игры:
Уточнить и обогатить представления детей о детском саде. Создать эмоционально-положительное отношение к детскому саду и к его сотрудникам.
Задачи:
- Расширить представления детей о профессиях в детском саду. Закрепить представления о необходимости и значении труда взрослых людей.
Участники проекта:
Дети 4-5 лет (средняя группа), родители, воспитатели, работники детского сада.
Проводилось планомерное обогащение опыта детей. На экскурсиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций, картин, во время бесед, встреч с людьми разных профессий расширялись представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки. Это содержание при определенных условиях становилось источником возникновения замысла игры.
На втором этапе проекта, накопленные знания об окружающем дети с интересом отражали в конструировании и изобразительной деятельности, что способствовало формированию игровых умений детей.
11
 На третьем этапе проекта, использовался прием - обыгрывание игровых ситуаций, где все участники, используя уже накопленный опыт, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Поскольку события предлагаются в разных вариантах, у детей есть новые “идеи” для игры, но нет готового сюжета, который остается только разыграть, выбирая тот или иной вариант, включая новые роли.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации является своевременное изменение игровой среды. Поэтому на четвертом этапе проекта, учитывая практический и игровой опыт детей предлагается им самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью собственных поделок. Создаются условия для самостоятельной игры, дети уже самостоятельно организовывают игровое пространство, развивают сюжетную линию, комбинируя предложенные участниками игры события в общем сюжете.
Такое планирование эффективно влияет на длительность игры. В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Такая игра учит ориентироваться в общественных событиях, проигрывать разные варианты выхода из трудных ситуаций, пока только придуманных в воображении детей.
12
2.3.Обзор статей журнала «Дошкольная педагогика».
2008 год
№ 5 (46) /июль/ 2008 Н.В. Дудакова. Формирование навыков успешного социального взаимодействия. Серия ситуационных игр-историй «Будем крепко мы дружить», стр. 38.
№ 7 (48) /сентябрь/ 2008 В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова. Как и во что играют мальчики и девочки, стр. 11
№ 8 (49) /ноябрь/ 2008 Л.В. Дворецкая . Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольника, стр. 30.
2009 год
№ 3 (52) /апрель/ 2009 Е.Н. Германовичене. Игры для детей 3-4 лет,
№ 4 (53) /май/ 2009 О.В. Иль, С.Ю. Кондратьева. Игра в жизни дошкольника с ранним детским аутизмом, стр.44.
№ 5 (54) /июль/ 2009 М.В. Вышегодская. Развивающие дидактические игры, стр. 66.
2012 год
№ 7 (82) /сентябрь/ 2012 Г.А.Забудько. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребёнка, стр. 24.
2013 год
№ 1 (86) /январь/ 2013 М.Ю. Лященко. Подвижные и сюжетно-ролевые игры для автоматизации звуков, стр. 66.

№ 4 (89) /апрель/ 2013 Т.Н. Красильникова, О.А. Батуева. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР.
№ 6 (91) /август/ 2013 Н.Н. Семенихина, О.А. Скучеляз, И.П. Власова. Театрализованные игры-занятия с детьми раннего возраста, стр. 40.
14
Заключение.
Выводы
1.  Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.
2.  Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.
3.  Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).
4.  Методическая работа по организации руководства сюжетными играми дошкольников заключается в обогащении представлений воспитателей о значении игры в жизни ребенка, о этапах становления игровой деятельности детей и особенностями руководства на каждом этапе (планирование, организация предметно-игровой среды, организация игровых действий ребенка адекватных соответствующему этапу игровой деятельности).
15
Список литературы
1. Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 3-е изд., испр. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
2. Усова А.П. Роль игры в организации и жизнедеятельности детей.- «Дошкольное воспитание», 1965, № 10.
3. В.И. Ядрешко, Ф.А. Сохина. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с. 6 ]4. Н.Ф. Губанова, Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.
5. С.А. Козлова, Т.А. Куликова, дошкольная педагогика: Учебное пособие.- М.: Издательство «Академия», 2001.
6. Солнцева О.В. Дошкольник  в  мире  сюжетно-ролевых  игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь»,  2010 г.
7. Г.А. Забудько. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребёнка. Журнал «Дошкольная педагогика». Издательство «Детство-Пресс» № 7 (82) /сентябрь/ 2012.
16

Приложенные файлы

  • docx 26565855
    Размер файла: 41 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий