Показаны пути модификации ролевой игры в деловую с ролевыми компонентами, обсуждаются существующие трудности, связанные с внедрением игры в учебный процесс.


УДК 378.1+159.9
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
INTERDISCIPLINAR BUSINESS GAME AS AN ELEMENT OF IMPROVEMENT PSYCHOLOGY SUSTAINABILUTY SPECIALIST TECHNOLOGY
Ю.И. Лобанова
Санкт- Петербургский государственный архитектурно- строительный университет, Санкт- Петербург
[email protected]Аннотация: в статье идет речь о психолого-педагогическом проектировании, направленном на создание технологии повышения психологической устойчивости специалиста в целом и отдельных занятий в частности. Раскрываются понятия профессиональная устойчивость и психологическая устойчивость. Дается схема психологической устойчивости и описание отдельных компонентов. Особое внимание уделено авторской ролевой игре как базовой технологии проведения междисциплинарных занятий. Анализируются особенности таких интерактивных методов обучения как деловая и ролевая игра. Дано краткое описание сценария ролевой игры «Проведение тендера на выполнение строительных работ». Показаны пути модификации ролевой игры в деловую с ролевыми компонентами, обсуждаются существующие трудности, связанные с внедрением игры в учебный процесс.
Annotation: this article is about psychology-pedagogy projecting directed on creating of improvement psychology sustainability specialist technology and some lessons in details. Concepts professional and psychology sustainability are being discussed. Schema of psychology sustainability and describing of its some components are given. Exclusive attention is on authority role play as a base technology providing of interdisciplinary lessons.
Business and role game are compared as two cognate interactive learning methods. This article includes short describing of authority role-play under name “Tender providing on buildings works”. The ways of role play modification in business game with role components are shown. Some real difficulties of lessons with interactive methods implantation in learning process is being discussed.
Использование интерактивных технологий обучения наиболее привычно для преподавателей психологических дисциплин, так как само содержание курсов заведомо требует организации взаимодействия, не позволяя оставаться только в рамках объяснений и иллюстраций. Так, полноценное овладение психологией общения возможно только в случае дополнения традиционных теоретических занятий социально- психологическими тренингами, ролевыми и деловыми играми. Перечисленные методы являются интерактивными и именно их сейчас ФГОСы и рекомендуют к применению в обучении. Хотим поделиться практикой использования интерактивных методов обучения в рамках курса «Психология делового общения» и надеемся обрести единомышленников для построения междисциплинарных курсов на базе разрабатываемой нами в течение последних десяти лет на кафедре практической психологии СПбГАСУ технологии повышения психологической устойчивости специалиста.
Психологическая устойчивость (ПУ) изначально рассматривалась нами прежде всего как ядро профессиональной устойчивости. При этом, под профессиональной устойчивостью подразумевалось сохранение высокого уровня мотивации (и даже превышение его по сравнению с обычным) по отношению к исполняемой деятельности при неблагоприятном внешнем возмущении (например, при временном снижении эффективности деятельности, отсутствии социального одобрения исполняемых действий [9, с. 27-30]). А собственно психологическая устойчивость представлялась как некое интегративное свойство, проявление которого у конкретного профессионала может быть оценено по таким трем компонентам как:
- уровень психофизиологических затрат;
- сохранение целеполагания и, как следствие, результативности психологического воздействия (ПВ);
- адекватность психологического воздействия (что с нашей точки зрения может оцениваться по уровню психологической подготовки в плане владения методами и приемами ПВ, по предпочтениям в выборе определенных методов и средств ПВ и по достижению запланированных целей соответственно) [5,с.85-87; 9,с.27-30; 10,с.17-20].
Нужно отметить, что авторское представление о психологической устойчивости в определенном отношении пересекается с концептуальным видением психологической устойчивости Л.В. Куликова. В его работах ПУ описывается как сложное и емкое качество личности, в котором можно видеть три аспекта: стойкость, уравновешенность и сопротивляемость [3, с. 88-92]. В отличие от Л.В. Куликова мы рассматриваем ПУ специалиста в большей мере как функциональную характеристику, изменение которой возможно произвести посредством специального обучения. При этом наличие психологической устойчивости в личностном плане только приветствуется. Наш подход подразумевает не психотерапевтическое, а скорее педагогическое решение проблемы повышения уровня психологической устойчивости, основанное в большей степени на бихевиористском подходе.
С течением времени авторское представление о психологической устойчивости было несколько скорректировано благодаря знакомству с монографией Е.В. Сидоренко «Тренинг влияния и противостояния влиянию» [14]. Именно проблема противостояния влиянию была не вполне раскрыта в проведенных нами исследованиях. Принятие же во многом позиции Сидоренко Е.В. [16,с.23-30] позволяло определиться с понятиями и четко расставить учебные, воспитательные и развивающие цели при разработке курса.
В нашем представлении о специалисте с более высоким уровнем психологической устойчивости появилась такой функциональный компонент как способность работать, используя преимущественно цивилизованные формы влияния, и побуждать другие также оставаться в границах этой формы влияния. Мощным техническим арсеналом для него становится освоение диагностики ситуаций нецивилизованного влияния совместно с защитными техниками [8, с. 61-64; 11,с.51-54].
В результате представление о профессиональной психологической устойчивости приобрело чисто функционально следующий вид:
Владение различными тактиками психологического воздействия и грамотный (адекватный) выбор в зависимости от условий такового;
Владение тактиками и техниками защиты в ситуациях нецивилизованного влияния;
Владение методами самодиагностики и самокоррекции неблагоприятных психофизиологических состояний;
Сохранение целеполагания по отношению к задачам профессиональной деятельности, обеспечивающее эффективность делового взаимодействия.
При приобретении концептуального понятия «психологическая устойчивость» во многом функционального характера позволило выйти на формулирование целей и задач, а также на начальный этап проектирования соответствующей психолого- педагогической технологии. В этот момент времени наиважнейшей задачей стало изучение различных психолого- педагогических технологий для подбора основы проектирования как отдельных занятий, так и курса по психологии делового общения в целом.
Технология по сути – это совокупность операций, осуществляемых определенным способом (образом) в определенной последовательности для достижения конкретных целей.
Под педагогической технологией подразумевают: (в техническом отношении) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала, осуществляемых в процессе производства ( от греческого (techne – искусство, мастерство, умение).
Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов обучения или воспитания в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач. Выделяют разные уровни педагогических технологий:
- технология проведения конкретного занятия (локальный: использования совокупности методов по отношению к какой-либо части учебного процесса (например, технологии контроля);
- частно- методический (например, методика преподавания, используемая конкретным педагогом в рамках одного предмета): работа-новатора (см. работы Шаталова – обучение по опорным точкам);
- общепедагогический уровень – технология как сама педагогическая система), например, подготовка воспитателей в педагогическом колледже. [12, с.344-347]
Термин «технология», пришедший в педагогику и психологию из технической сферы, в рамках данной работы используется нами в двух разных значениях:
- технология ведения дисциплины «Психология делового общения»;
- технология ведения отдельных занятий, в частности, авторских ролевых и деловых игр в рамках курса;
В частности, заключительная ролевая игра, запроектированная в рамках курса «Психология делового общения», использовалась автором как технология обучения и в качестве контрольно- измерительного материала, на основе которого во многом оценивались знания, умения и навыки (ЗУН) студентов, полученные в процессе изучения дисциплины. Базой для разработки критериев оценки ЗУН в первую очередь стали психологические характеристики, в частности:
- оценка отдельных параметров психофизиологического состояния обучаемых на входе в игру и на ее выходе;
- эффективность выполнения инструкции, полученной в соответствии со сценарием игры;
- выбор методов психологического воздействия в процессе игры;
- субъективные переживания самих участников в процессе игры;
- взаимные оценки участников друг друга;
- в отдельных случаях экспертные оценки преподавателя, ведущего данный курс.
Заключительная ролевая игра носит условное название: «Проведение тендера на выполнение …работ». Тип работ определяется спецификой специальностей студентов, принимающих участие в игре. Дадим краткое перечисление этапов игры:
1. Предварительный этап.
1а) Разделение по командам: образуется директорский совет (Заказчик) и несколько фирм (Подрядные организации).1б) Знакомство каждой команды с инструкцией по игре, с основными этапами и задачами игры, с игровыми документами.2. Рабочий процесс.
2а) Проведение совещания в директорском совете по формулированию критериев оценки проектов (с учетом ролевых ограничений);
2б)Обсуждение и изменение шаблонов проектов в рабочих группах с учетом ролевых задач и сформулированных критериев;
3. Представление командами проектов отдельным членам директорского совета;
4. Проведение рабочего совещания директорского совета: выступления заместителей в поддержку отдельных проектов;
5. Объявление о присуждении тендера конкретной фирме: решение принимается директором в соответствии с данной ему инструкцией ;6. Предварительный анализ результатов игры: каждая группа самостоятельно анализирует ошибки;
7. Окончательный анализ результатов игры:
- проигравшие фирмы последовательно высказывают свое мнение о причинах неудачи;
- фирма, выигравшая тендер, анализирует причины своих успехов;
8. Формальное подведение итогов: участники групп оценивают свою работу и других по предложенным преподавателем критериям.
В данном варианте игра была ограничена по времени и по сути являлась ролевой, так как все участники получали скрытые мотивы, которые должны были постараться реализовать (с опорой на полученные в ходе обучения психологические знания, навыки и умения), а собственно никаких работ над проектами не проводилось (инициатива не возбранялась), однако группы–фирмы были жестко ограничены в определении стоимости строительства и времени, что во многом предопределяло ход игры. Основной упор делался на отработку методов психологического воздействия, техник противостояния нецивилизованному влиянию, навыков презентации и самопрезентации, умений распознавать скрытые мотивы и самоконтроля.
На данный момент игра преобразуется в деловую с ролевыми компонентами. Причинами преобразования технологии занятия являются студенческий запрос и требования ФГОС. При работе с заданными шаблонами проектов студенты выказывали явную неудовлетворенность и стремились к созданию и защите собственных игровых вариантов проектов. В особенности это касалось студентов строительных специальностей, профессиональная подготовка которых на 4-м курсе и позволяет и предполагает осуществление проектной деятельности. Выход же из рамок только психологической дисциплины способствует появлению междисциплинарного курса, соответствующего требованиям ФГОС.
«Ролевая игра как метод основана на моделировании ситуации взаимодействия двух и более людей в определенном социальном контексте. При этом взаимодействие осуществляется в рамках ролей – моделей поведения, обусловленных положением человека в системе социальных и межличностных отношений… Деловая игра как метод тренинга подразумевает имитацию (моделирование) конкретных жизненных ситуаций (чаще профессиональных) участников. При этом группа ставится перед необходимостью принятия решений в заданных вводных игровых условиях... Деловая игра позволяет погрузить участников в реальную профессиональную деятельность и ознакомить на непосредственном опыте с ее специфическими особенностями…» [1, с.285-286].
«Деловая игра… -это сложное многоплановое явление… Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера…»[13, с. 168)].
«Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других интерактивных технологий обучения:
- моделирование процесса труда (деятельности) по принятию управленческих или профессиональных решений;
- распределение ролей между участниками игры;
- различие ролевых целей при выработке решений;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели и игрового коллектива;
- коллективная выработка решений участниками игры%
- реализация цепочки в игровом взаимодействии;
- многоальтернативность решений;
- наличие управляемого эмоционального напряжения;
- наличие разветвленной системы оценивания деятельности участников игры;» [13, с. 171]
Для осуществления трансформации в порядок проведения игры внесен ряд изменений: произведена отмена шаблонов проектов (проекты, участвующие в тендере, подготавливаются участниками игры в рамках игрового проектирования), отменены жесткие экономические и временные критерии. Одновременно в сценарий игры закладывается время на определение критериев оценки как самих проектов, так и непосредственно выступлений команд, эти проекты предлагающих. В технологию же всего курса вводится занятие, основанное на игровом проектировании в форме авторской модификации «World-Café».
В новом варианте игра уже приобретает междисциплинарный характер: студенты опираются не только на психологические знания, умения и навыки, но и на профессиональные. В рамках предлагаемого подхода качественно меняется познавательная мотивация обучаемых, появляется возможность формирования мета-компетенций, студенты могут обрести опыт совместного творчества, навыки работы в группах. Но для этого необходимо создание условий для реальной разработки проектов под руководством (или с участием на уровне консультации) специалистов в конкретных предметных областях.
Дадим краткое психолого- педагогическое обоснование проектируемой нами технологии: особо остановимся на мотивационной составляющей, используемых в рамках технологии методах психологического воздействия, покажем значение игры для замещение практического профессионального опыта и формирования мета-компетенций, отметим роль игры в диагностике и самодиагностике сферы профессиональных интересов. Итак, использование выбранной игровой формы занятия позволяет одновременно достичь несколько целей:
В первую очередь, это конечно, повышение мотивации обучаемых в отношении учебного процессе в целом: придание занятиям соревновательного характера положительно сказывается на активности студентов. В дальнейшем результаты соревновательного процесса могут быть включены в балльно- рейтинговую систему оценивания процесса обучения.
Во-вторых, использование кооперативного обучения позволяет студентам не только обмениваться профессиональными и социально- психологическими знаниями, но и предоставляет как таковую возможность группового взаимодействия, как раз то, чего в рамках обычных занятий учебные группы лишены, вследствие чего уровень развития учебных групп собственно как групп в социальном плане как правило невысок, а удовлетворенность групповыми процессами в них самих обучаемых довольно низка.
В третьих, занятие на основе деловой игры вовлекает обучаемых в пространство профессионального взаимодействия вне зависимости от их начальной увлеченности собственной выбранной профессии: такое вовлечение в специальным образом организованную деятельность может с большой эффективностью привести к возникновению новых установок, если они связаны с реализацией особо привлекательной для человека роли [2, с. 348]. То есть можно сказать, что использование ролевой или деловой игры может создать основу для совершенно иного отношения обучаемых к их будущей профессиональной деятельности.
В четвертых, деловая игра с использованием результатов даже игрового проектирования (не говоря уже о реальных продуктах проектной деятельности) позволяет формировать мета-компетенции, которые в рамках обычной профильной дисциплины развивать не представляется возможным. Движение вглубь конкретного специального знания оставляет мало времени на развитие коммуникативной компетентности, да и установление связей с прочими областями профессионального знания происходит только в случае с наличием у обучаемого специфических индивидуально- психологических особенностей [4, с.155].
И наконец, в пятых, наличие возможности попробовать себя в разных профессиональных ролях, «примерить» разные формы профессиональной активности открывает студентам возможность более осознанного выбора специализации, служит определенной базой для диагностики (преподавателем и психологом) и самодиагностики сферы профессиональных интересов самими обучаемыми.
Практика ведения интерактивных занятий заставляет акцентировать внимание на основные проблемы, которые возникают при внедрении данных методов непосредственно в учебный процесс:
- построение расписания занятий: занятия, базирующиеся на интерактивных технологиях не могут быть жестко ограничены по времени; при этом проблема не столько в самом игровом взаимодействии, сколько в последующем анализе результатов проведенной игры, который по определению не может быть регламентирован, поскольку носит не формальный, а скорее личностный характер; в каком- то смысле служит базой для личностного роста участников;- отсутствие специализированных аудиторий для проведения занятий с использованием игротехники;
- отсутствие прочных связей между специалистами, работающими в строительной отрасли, и преподавателями, проводящими профессиональную подготовку кадров, а также недостаточный уровень взаимодействия преподавателей разных кафедр при создании новых учебных планов и программ учебных дисциплин (в особенности междисциплинарных).
Использование интерактивных методов (на базе которых создана технология авторского курса по психологии делового общения) дает возможность систематизации знаний, полученных обучаемыми из разных предметных областей, особенно в тех случаях, когда игры носят имитационный характер. Имитация функций, осуществляемых в профессиональной деятельности, в определенной степени замещает собой настоящий профессиональный опыт, который всегда шире сведений одной дисциплины. О необходимости изменения как собственно идейной платформы, так и реальных технологий и методов обучения, мы говорили еще в 1998 году (в материалах кандидатской диссертации). [4, с.50-52,60-66]. Уже в той работе было показано, что для благополучного формирования профессионального мышления (рефлексии профессиональной деятельности) необходимы задания, позволяющие перекидывать мостики, выстраивать взаимосвязи между различными аспектами решения одной и той же производственной ситуации. [4, с.42-43,135-136]
Особую роль в нашем курсе играет тот момент, что в лекционном потоке, с которым мы работаем, объединены студенты разных специальностей. Взаимодействие в рамках игрового проектирования дает возможность получения обратной связи относительно принятых решений со стороны других специалистов, способствует появлению системных решений производственных ситуаций в соответствии с концепцией устойчивого развития: «Разработка стратегии города на принципах устойчивого развития, интегрируя экономические, социальные и экологические цели и задачи городского сообщества, предлагает комплексные и компромиссные решения городских проблем» [15].
Но особенно ценным полученный в деловых играх опыт может стать только при условии, что как сценарии занятий, так и оценки результатов игрового взаимодействия проводятся экспертами в данных областях. Экспертами могут быть преподаватели, ведущие соответствующие дисциплины, а в идеальном случае можно привлекать в качестве экспертов работающих специалистов, в обязанности которых входит выполнение функций, имитируемых в рамках деловых игр.
Основной потенциал и основные сложности внедрения технологии связаны с объединением преподавателей разных кафедр для полноценного педагогического проектирования и проведения данного курса, а также с привлечением специалистов, работающих в строительной отрасли, в качестве экспертов. В том случае, если сама идея существования междисциплинарного курса получит поддержку коллег с других кафедр (прежде всего профильных), можно будет продумать обеспечение его связей с учебными планами и программами. Пока мы предлагаем использовать технологию в трех вариантах для таких междисциплинарных курсов как введение в специальность, развитие рефлексии профессиональной деятельности и психологии профессионального взаимодействия, преддипломное игровое проектирование.
Список литературы:
Азарнова, А. Г. Метод ролевой игры в тренинге. Создание, проведение и разбор ролевой игры- СПб, Речь, 2011. -347с.
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия : Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000. -544с.
Куликов, Л.В Психогигиена и психопрофилактика личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Питер, 2004. - 463 с.
Лобанова, Ю. И. Исследование влияния особенностей рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста /дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Спб, 1998. -203с.
Лобанова, Ю. И. Основы концептуального подхода к диагностике и описанию психологической устойчивости / Ю.И. Лобанова //Печ. Северная психологическая конференция (материалы научно- практической конференции). 2003. – Вологда: изд. «Русь», 2003г, с. 85-87
Лобанова, Ю. И. Особенности морально- нравственных критериев оценки ситуации как фактор психологической устойчивости/ Ю.И. Лобанова // Вестник Балтийской Педагогической Академии. -2003. - Вып. 50. – СПб.: 2003 . - С. 19-24
Лобанова, Ю. И. Психологическая устойчивость как профессионально важное качество современного специалиста”/Ю. И. Лобанова//Вестник Балтийской Педагогической Академии. – 2002. -Вып. 48-2002, СПб, С. стр.24-28
Лобанова, Ю. И. Психологический анализ эффективных реакций в ситуациях нецивилизованного влияния с опорой на иррациональные идеи // Ю.И. Лобанова, И.М. Красавина // Тематический сборник «Проблемы и перспективы практической психологии и социальных технологий». – СПб.- 2011.- С. 61-64с.
Лобанова, Ю. И. Профессиональная и психологическая устойчивость / Ю.И. Лобанова // Вестник БПА. -2006. - Вып. 71.- СПб. – 2006.- С. 27-30
Лобанова, Ю. И. Теоретическое исследование компонентов психологической устойчивости / Ю.И. Лобанова // Вестник БПА. – 2004.- Вып. 54. – СПб., 2004г.- С.17-20
Лобанова, Ю. И. Эффективное поведение в ситуациях варварского и промежуточного влияния / Ю.И. Лобанова, И.М.Красавина // Актуальные проблемы современного строительства,ч.3, сборник докладов 64 международной научно- технической конференции молодых ученых, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. -2011. – СПб.: изд. СПбГАСУ. -2011. -С.51-54
Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2т. Т1: Дидактика / Н.А.Морева. –М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 432с.
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А.П. Панфилова. - СПб., СПбИВЭСЭП, 2003. -536с.
Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2007. -256с., иллhttp://strateg.novo-sibirsk.ru/sp027-3.htm

Приложенные файлы

  • docx 26565870
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий