Программа «Танцуем сами, танцуйте с нами» реализуется в рамках художественно-эстетической направленности. В программу включены следующие разделы



ВВЕДЕНИЕ
Хореографическое искусство учит красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физическую силу, ловкость и смелость, а также эффективное средство организации досуга, форма отдыха. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию участники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Кроме того, танец демократичен, ему все возрасты покорны. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. В танце раскрывается душа. Он помогает расширить творческий и личный потенциал у ребенка, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением и учит расслабляться.
Ну а целительная сила танца известна с давних времен. Исчезают боли, различные нарушения в организме, регулируется обмен веществ, улучшается работа кровеносной системы, стимулируется чувствительность и повышаются защитные функции организма.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года №1726-р. и последующими документами: «Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом учреждения, Положением о структуре и содержании учебной программы.
Актуальность предлагаемой общеобразовательной программы определяется запросом со стороны взрослого населения (старше 18 лет) микрорайона. В центре созданы условия и имеется материально-техническая база для реализации данной программы. Данная общеобразовательная программа педагогически целесообразна, так как при правильной организации педагогического процесса, опирающегося на социальную, педагогическую, организационную, методическую и спортивно-оздоровительную его составляющие, появляется возможность создания «ситуации успеха». Упражнения, применяемые на занятиях, оказывают влияние на весь психофизический облик человека, создают правильные моторные привычки, укрепляют память, устойчивость, сосредоточенность и распределение внимания, стимулирует творческую фантазию.
Программа составлена на основе типовой программы М.С. Боголюбской «Хореографический кружок», учебно-тематического пособия того же автора и предназначена для оказания дополнительных образовательных услуг. Программа является составительской.
По направлению данная программа художественной направленности.
Цель программы: создание условий для воспитания организованной, творческой, гармонически развитой личности через музыку и танец.
Задачи:
- обучить основам хореографии;
- развить художественное воображение и творческие
способности
- привить умения раскрепощаться и выражать себя в танце
перед зрителями;
-обеспечить сохранение правильной осанки, укрепить мышечный корсет средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
- развить танцевальные и музыкальные способности,
- воспитать качества инициативности, целеустремленности о ответственности
Программа «Танцуем сами, танцуйте с нами» реализуется в рамках художественно-эстетической направленности.
В программу включены следующие разделы:
- Введение;
- Азбука музыкального движения;
- Элементы классического танца;
- Элементы народного танца;
- Элементы современного танца;
- Постановочная и репетиционная работа;
- Концертная деятельность.
Принципы обучения:
- принцип культуросообразности (соответствие процесса обучения достижениям современной культуры, творческой самореализации личности, её интеграции в систему мировой и отечественных культур, приобщение к общечеловеческим ценностям);
- принцип гражданственности (воспитание чувства патриотизма, развитие национального характера);
- принцип научности (соответствие уровню развития современной науки);
- принцип воспитывающего обучения (уважительное отношение к личности обучающегося и разумную требовательность к нему);
- принцип доступности (построение учебного процесса с учётом уровня развития познавательной сферы обучающихся);
- принцип наглядности (от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному);
- принцип преемственности, последовательности и систематичности (взаимосвязь познания чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного);
- принцип природосообразности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям (уровень психологического развития, воспитанности и социальной зрелости обучающихся).
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесный (устное изложение, беседа, объяснение, консультация и т.д.)
- наглядный (показ, демонстрация (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (упражнения, репетиция)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся
- объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение готовой информацию; объяснение, консультация;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
- частично-поисковый – участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающими
- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия обучающихся
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
- в парах – организация работы по парам
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,
Приемы: упражнения, беседа, анализ, показ видеоматериалов, иллюстраций; демонстрация (исполнение) педагогом; наблюдение; работа по образцу, тренинг и др.
Формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- лекция;
- творческая встреча;
- мастер-класс.
Педагогические технологии:
-здоровьесберегающие,
-педагогика сотрудничества,
-информационно-коммуникативные,
-групповые.
Программа адресована взрослым от 18 лет и старше Рассчитана на один год обучения, сориентирована на работу со взрослыми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа является краткосрочной, рассчитана на один год обучения - 216 часов, из них: теория - 66 часов и практические занятия – 150 часов. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
Ожидаемые результаты:
Программа даёт возможность использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. Вместе с тем, в основе преподавания лежит профессиональная методика, без которой невозможно получить необходимые навыки. За время обучения воспитанники должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, сила, лёгкость, грация.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ Тема Количество часов
Теория Практика Всего
Введение 4 - 4
Азбука музыкального движения 10 24 34
Элементы классического танца 14 28 42
Элементы народного танца 20 32 52
Элементы современного танца 10 22 32
Постановочная и репетиционная работа 8 24 32
Концертная деятельность - 20 20
Всего: 66 150 216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Теория:
Организационное занятие. Техника безопасности. Цели и задачи, содержание и форма занятий в объединении. Расписание занятий (количество часов, время занятий). Внешний вид и форма одежды для занятий (репетиционный костюм, прически). Техника безопасности при проведении занятий.
Азбука музыкального движения
Теория:
Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 8/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая – грустная. Динамические оттенки в музыке. Форте-меццо, форте-фортиссимо, пиано- меццо, пиано-пианиссимо. Правила и логика перестроения из одних рисунков в другие; логика поворотов вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт. Особенности метро-ритма, чередование сильной и слабой долей танца. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы быстрые и медленные. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские танцы.
Практика:
Музыкально – пространственные упражнения:
- Маршировка в темпе и ритме музыки;
- Шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево;
- Пространственные музыкальные упражнения;
- Повороты на месте, продвижения на углах, с прыжком (вправо, влево);
- Фигурная маршировка с перестроениями;
- Из колонны в шеренгу и обратно;
- Из одного круга, в два и обратно;
- Продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт;
- Акцентировка на сильную долю такта в шагах;
- Музыкальная структура движения: половинный каданс-полный каданс;
- Вступительные аккорды, заключительные.
Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и умеренном темпе. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Выделение сильной доли. Этюды и упражнения для развития актёрской выразительности. Они являются как бы «зачатком» танцевального образа и включают сразу несколько задач: изобразительно- выразительные, музыкально- ритмические, условно-пластические.
«Ковырялочка»-поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. «Полуприсядка» - полное приседание. Лёгкие прыжки с обеих ног с одновременным их сгибанием (в полуприседании). «Хлопушки» (одинарные) – в ладоши, по бедру. Ходы: основной, скользящий, переменный, боковой, боковой ход с припаданием.
Элементы классического танца
Теория:
Изучается, уровень подъёма ног (положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги – «ку де пъе», икры и колена). Подготовительное движение руки («препарасьон»). Закрывание руки в подготовительную позицию на два заключительных аккорда. Координация ног, рук и головы в движении.
Прыжки: с двух ног на две ноги. Разные этапы прыжка («тан леве соте»): подготовка к взлёту, толчёк, взлёт, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка. изучается, уровень подъёма ног (положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги – «ку де пъе», икры и колена). Подготовительное движение руки («препарасьон»). Закрывание руки в подготовительную позицию на два заключительных аккорда. Беседы. Создание балетного спектакля, о балете «Лебединое озеро». Краткая история создания балета, тема добра и зла в балетах Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Прослушивание фрагментов из этих балетов.
Практика:
Постановка корпуса. Позиции ног 1,2,3,4,5. Позиции рук – 1,2,3; вначале изучаются на середине, при неполной выворотности ног; «деми плие» в 1,2,3,5 позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой). Музыкальный размер 3/4. «Батман тандю» с первой позиции, позднее с 5 позиции в сторону, вперёд, назад. Размер 2/4. «Батман тандю авек деми плие – с 1 позиции (раздельно, слитно). «Батман тандю» - с 5 позиции в сторону, затем вперёд, позднее (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась за станок одной рукой). «Деми рон де жамб пар тер» - вначале лицом к станку, позднее держась за станок одной рукой. Правила постановки руки (держась за станок одной рукой). Размер 3/4 - один такт на движение, один такт на фиксацию положения. «Батман тандю пике» - натянутые движения ноги, колющий бросок. Батман релеве лян на 45, 90 (стоя боком к станку). Размер 3/4, 4/4, по такту на движение и фиксации положения. Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку в 1 позиции. Размер 3/4 характер медленный, спокойный, по 2 такта на движение. Прыжки разучиваются лицом к станку. «Тан леве соте» - по 1,2,5 позициям. Размер 2/4, характер быстрой польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый. Размер 4/4, 3/4, сочетание плавного и чёткого темпов. Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза «краузе», «еффасе» (с ногой на полу). Размер 3/4, характер плавный, исполняется на 4 такта. «Па курю» - мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в невыворотной позиции, вперёд и назад. Размер 4/4, 2/4, 3/4, движения исполняются шестнадцатыми. Характер лёгкий, живой. Опускание на одно колено.
Элементы народного танца
Теория:
Народно-характерные упражнения у станка и на середине – подготовка к чёткому исполнению народных движений (каблучные движения, присядки для мальчиков). Точные позиции положения и движения рук в танцах восточных республик. Источники народных тем, сюжетов, движений, сказки, былины, национальные игры. Показ рисунков национальных костюмов. Правила народных движений, основные координации и характерные рисунки и ходы русских танцев. Основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Пробные движения русского танца, настроение и характер (озорной, задорный, удаль и т.п.) Музыкальные характеристики танцев (фонограммы).
Практика:
Характерный тренаж (станок).
Подготовительные движения рук (из подготовительной позиции руки открываются через 1 позицию во 2 и закрываются на талию).
Полуприседание и полное приседание по 1,2,4,5 открытым позициям, плавные и резкие приседания.
Скольжение «оно по» и по полу – вытягивание ноги на носок с переводом стопы на ребро каблука (вперёд, в сторону, назад, лицом к станку). Переступание на полупальцах в разных ритмических сочетаниях.
«Ковырялочка» - разучивается у станка заново. Скольжение по ноге в открытом положении (подготовка к верёвочке), в открытом и закрытом положении на всей стопе опорной ноги; размер 4/4. маленькие броски от щиколотки с вытянутой стопой, в открытом положении (вперёд, в сторону).
Подготовка к каблучным движениям.
Упражнения на середине. Повторение и закрепление элементов русского танца. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах; звёздочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны на месте и с движением вперёд и назад. Ходы: простой шаг с продвижением вперёд и назад; переменный шаг с продвижением вперёд и назад. Притоп – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка) – мелкая непрерывная дробь, с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Гармошка – одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1 закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание – на месте с продвижением в сторону, с поворотом на 1/4.
«Ковырялочка» - без подскока и с подскоком. «Верёвочка» (простая) – подряд, с переступанием. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоками на другой ноге; на месте, с продвижением. Для мальчиков: хлопушечки (одинарные) – в ладоши, по бедру, по голени. Ключ - дробный простой. Полная присядка – разучивание у станка, с переходом на середину. Русский танец: положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения, навыки в обращении с платком
Ходы: направление назад, переменный шаг с каблука, с продвижением вперёд и назад. «Девичий шаг» с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперёд, назад. Дробь с подскоком - подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением.
«Верёвочка» - простая и с переступанием.
«Ключ» - дробный, сложный.
Присядки-комбинации из полуприсядок и полных присядок.
Бегунец – длинный шаг вперёд с прыжком, с двумя последующими шагами на низких полупальцах, в небольшом полуприседании.
Дорожка простая (припадание), с продвижением в сторону, с поворотом.
Элементы современного танца
Теория:
Разновидности эстрадного танца. Движения свободной пластики. Развитие взаимосогласованности частей тела. Волны, взмахи. Полуакробатические элементы. Основы танца модерн.
Практика:
Динамические движения головы, плеч, корпуса. Движения руками. Приставные шаги право-лево, вперёд-назад.
Волны: прямые, обратные, боковые. Взмахи: вперёд, в сторону. «Малая» (пластическая) акробатика: стойки, перевороты вперёд, назад, боком.
Основы рок-н- рола: основное движение, перемена места, притопы. Разновидности шагов.
Основные виды уровней: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на коленях, лёжа. Акробатические уровни: шпагат, стойка на руках, колесо.
Стрейч (растяжение) в положении лёжа и стоя. Положение тела: свободно без напряжения, колени в естественном положении, голова и торс чуть наклонены вперёд (колапс). В простых сочетаниях, затем в более сложных даются движения изолированных центров. Первоначально эти движения изучаются в чистом виде. Изоляции подвергаются все центры, обычный порядок - сверху вниз, от головы к ногам.
Работа телом целиком:
амплитудные движения (наклоны) всего торса, различные изгибы и «спирали». Упражнение делается в медленном темпе. Передвижение в пространстве («кросс») - различного типа шаги, прыжки и вращения.
Чередование темповых прыжков с более медленными шагами.
Постановочная и репетиционная работа.
Теория:
Правила поведения на сцене.
Практика:
Постановка и репетиции концертных номеров
Концертная деятельность
Практика:
Выступление на концертах центра творческого развития, города.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу года обучения, обучающиеся должны
знать:
- следующие движения: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, ковырялочку, переменный шаг;
- подготовительное движение рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;
- основы танца модерн;
- характерные движения рук в восточных танцах;
- позиции ног и рук классического танца;
- правила основных движений классического танца;
- положение стопы, колена, бедра – открытое, закрытое;
- правила постановки ног у станка (при выворотной опоре);
- положение ног сюр лек у де пье – «условное», «обхватное»;
- элементы русского танца: «верёвочка», переменный ход, притопы, «ключ» простой, дробный, припадание;
уметь:
- правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку;
- чувствовать характер марша, уметь передать его в шаге;
- распознавать характер разных танцев;
- выразить образ в разном эмоциональном состоянии: веселья, грусти;
- исполнять правильно батман тандю вперёд, в сторону и назад;
- исполнить фигуры хоровода на переменном шаге (цепочка, звёздочка);
- исполнить сюжетный танец, весёлую польку;
- исполнить простейшие «дроби» русского танца;
- станцевать простейший русский танец.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для эффективного и интересного проведения занятий необходимо:
Просторный зал;
Аудио и видео аппаратура;
Зеркальная стена;
Хореографический станок;
Фонограммы с музыкой для танцев;
Танцевальная обувь;
Концертные костюмы;
Гимнастические коврики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года N 1726-р.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам».
Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн. СПб.: Лань, 2011
Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. СПб.: 2006.
Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. – СПб.: Лань, 2006.
Барышникова Т. М. Азбука хореографии / Т. М. Барышникова. - М.: Рольф, 2001.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. СПб.: Владос, 2007.
Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб.пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006.
СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
Ф.И.О.Бузунова Алена Сергеевна
Место работы МБУ ДО ЦТР, структурное подразделение г. Реж, ул. Пятилетки д. 6
Должность педагог дополнительного образования, I категории
Образование среднее профессиональное
Стаж работы 4 года
Рабочий адрес г. Реж, ул. Пятилетки, 6, тел. 3-31-13
АННОТАЦИЯ
Цель программы: создание условий для воспитания организованной, творческой, гармонически развитой личности через музыку и танец.
Задачи:
обучить основам хореографии;
развить художественное воображение и творческие способности;
привить умения раскрепощаться и выражать себя в танце перед зрителями;
обеспечить сохранение правильной осанки, укрепить мышечный корсет средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
развить танцевальные и музыкальные способности;
воспитать качества инициативности, целеустремленности о ответственности.
Программа составлена на основе типовой программы М.С. Боголюбской «Хореографический кружок», учебно-тематического пособия того же автора и предназначена для оказания дополнительных образовательных услуг. Программа является составительской.
Разделы программы:
Введение;
Азбука музыкального движения;
Элементы классического танца;
Элементы народного танца;
Элементы современного танца;
Постановочная и репетиционная работа;
Концертная деятельность.
По направлению данная программа художественной направленности.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающими
коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия обучающихся
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
в парах – организация работы по парам-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,
Приемы: упражнения, беседа, анализ, показ видеоматериалов, иллюстраций; демонстрация (исполнение) педагогом; наблюдение; работа по образцу, тренинг и др.
Формы занятий:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
лекция;
творческая встреча;
мастер-класс.
Педагогические технологии:
здоровьесберегающие,
педагогика сотрудничества,
информационно-коммуникативные,
групповые.
Программа адресована взрослым от 18 лет и старше Рассчитана на один год обучения, сориентирована на работу со взрослыми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа является краткосрочной, рассчитана на один год обучения - 216 часов, из них: теория - 66 часов и практические занятия – 150 часов. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
Ожидаемые результаты:
Программа даёт возможность использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. Вместе с тем, в основе преподавания лежит профессиональная методика, без которой невозможно получить необходимые навыки. За время обучения воспитанники должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, сила, лёгкость, грация.

Приложенные файлы

  • docx 26566129
    Размер файла: 375 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий