В начале XX в. в татарской части города существовали и публичные дома, с татарками-владелицами и чисто татарским «пер-соналом» – в основном из татарских деревень.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТ О РИИ С.Ю. М АЛЫШЕВА ДОСУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА: КАЗАНЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв.  Во второй половине XIX — начале XX вв. в России процессы урбанизации, складывания потребительского общества, мас совой культуры и рынка развлечений вели к разграничению сфер труда и отдыха горожанина, к расширению последней (за счет нормирования и сокращения рабочего дня, введения календаря праздничных и н е- рабочих дней) и ее качественному изменению. Сфера досуга гор о- жанина быстро развивалась, предлагая все больше разнообразных форм отдыха, раздвигая границы дозволенного и одобряемого как для отдельного индивида, так и для различных социальных групп. При изучении городской жизни правомерно использовать те р- мин «хронотоп /хронотопы досуга» для характеристики пространс т- венно - временных рамок коммуникационных процессов в ситуации досуга. Время досуга, имеющее, в соответствии с теорией хронотопа М.М. Бахтина, преимущественное значение в этом «тандеме» 1 , в данной статье практич ески не будет затрагиваться. Речь пойдет о специфике досугового пространства провинциального города (и е- рархии пространств, их «диалоге» и «конфликте» и пр.), о жизни в этом пространстве горожан, их отношении к сфере отдыха. При из у- чении досугового простран ства высвечивается такая значимая черта  Исследование проведено в рамках стипендии Германского историч е- ского института в Москве и Фонда Герды Хенкель (ФРГ, Дюссельдорф) AZ 12/ SR /06, тема «Досуговая культура российского провинциального города второй п о ловины XIX в.». 1 Бахтин называл хронотоп «преимущественной материализацией вр е- мени в пространстве». Бахтин М.М. Формы врем ени и хронотопа в романе (Очерки по исторической поэтике) // Эпос и роман. СПб ., 2000. С . 9, 185. В пространстве социальной истории 306 хронотопов городского досуга, как диалогичность. О ней говорил М.М. Бахтин (в литературоведческом контексте): «Хронотопы могут включаться друг в друга, сосуществовать, переплетаться, сменяться, сопоставляться, против опоставляться или находиться в более сло ж- ных взаимоотношениях… Общий характер этих взаимоотношений является диалогическим (в широком понимании этого терм и на)». Пространство досуга провинциального города второй половины XIX – начала XX вв. отличала иерархич ность и сегрегированность. Она обуславливалась не только оппозицией мира городских слобод, рабочих предместий и районов ( Minimal City , по меткому определ е- нию Т. Колтона 2 ) с их убогой инфраструктурой досуга, и элитарного городского центра ( Monumental City ), средоточия благоустроенных очагов культурного отдыха. Иерархичность была свойственна вну т- ренней структуре досуговых пространств как Minimal City , так и Monumental City , подразделявшихся на публичные, частные и п о- граничные — групповые (национальные, сослов ные, професси о- нальные и пр.). Однако оппозиция различных частей досугового пространства, даже их «конфликт» предполагали все же в целом диалогический характер их взаимодействия. Досуговое пространство провинциального города рассматрив а- ется на примере Казан и — крупного губернского города, с довольно пестрым (в национально - конфессиональном и культурном, социал ь- но - классовом и сословном и в др. отношениях) населением, со см е- шанной «географической идентичностью» (Восток - Запад). Столь же смешанной была его «идент ичность» и в отношении провинциал ь- ности и столичности: выступая в качестве провинциального города перед лицом российских столиц, Казань имела также многие качес т- ва столичного города. 1. Публичные досуговые пространства: общедоступность и сегрег а ция К публи чным досуговым пространствам можно отнести горо д- ские сады и парки, кул ь турно - просветительные и зрелищно - 2 Colton T.J. Moscow. Governing the Socialist Metropolis. Cambridge; Mass.; L., 1995. P. 251, 325, и др . Колтон подчеркивал, что эти противоречия, хара к- терные для дореволюционных российских городов, были унаследованы сове т- скими городами первых десятил е тий. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 307 развлекательные заведения — музеи, выставки, галереи, библиотеки и читальни, театр, цирк, кабаре и варьете, ипподром, циклодром, игорные дома; к концу р ассматриваемого периода — и электротеа т- ры (кинематографы), чайные, кондитерские, трактиры и рестораны, а также различные городские клубы и собрания. К таковым, бе с- спорно, относятся и городские площади (пространство торжеств и празднеств, а также ярмарок и базаров), традиционно воспринима е- мые не просто утилитарно, а как места локализации многочисле н- ных развлечений. И, наконец, рекреационные загородные простра н- ства, которые в данной работе не затрагиваются. Инфраструктура досуговых пространств в рассматриваем ое время активно развив а- лась, однако это развитие происходило довольно неравн о мерно. Казань, расположенная на слиянии рек Волги и Казанки, являла собой причудливое сочетание горо д ских ландшафтов. Социально - сословный, национально - конфессиональный, профессио нальный состав жителей различных городских частей определял их культу р- ное своеобразие и специфику досуга отдельных городских районов. Высокая, гористая часть города с каменными домами классического стиля, широкими площадями и улицами, Кремлем, университето м, большим количеством православных церквей и монастырей, офиц и- альными учреждениями, была средой обитания преимущественно русской и русскоязычной городской элиты: дворянства, состоятел ь- ных горожан и интеллигенции. Эти городские кварталы располаг а- лись в 1 - й и отчасти в 3 - ей частях города (в администр а тивно - полицейском отношении Казань делилась на шесть частей). Пло т- ность досугового пространства была здесь наиболее интенси в ной. На городских площадях центра города разворачивались ва ж- нейшие городские празднеств а и торжества. Это, прежде всего, Ив а- новская площадь перед Кремлем и городской думой с установле н- ным в 1895 г. памятником императору Александру II (скульптор В.О. Шервуд), и Театральная площадь. На Ивановской площади с о- вершались молебны в дни важнейших пра вославных праздников или тезоименитств членов императорского дома. Через нее проходили соединенные крестные ходы из казанских церквей и монастырей (площадь находилась неподалеку от кафедрального собора в Кремле, в котором совершались главные церковные служ бы), парады войск В пространстве социальной истории 308 гарнизона 3 . На месте Театральной площади еще в начале XIX в. ра с- полагался «экзерциргауз» (военная площадь с манежем для обуч е- ния войск гарнизона). В начале XX в. она, хотя и реже, чем Ивано в- ская, фигурирует как место парадов и смотров 4 . В государственные праздники и в честь побед русского оружия 5 , центр города украшали национальными флагами и иллюминацией, пихтовыми гирля н дами. Центр города изобиловал садами и парками. Сады в 1 - й части продолжали один другой, как бы передавая друг другу «з еленую э с- тафету» — Банноозерский садик (его пространство с 1880 - х гг. занял цирк П.А. Никитина) около Кремля и прежде соединенный с ним Черноозерский сад. Последний тянулся параллельно находившейся кварталом выше центральной улицы города, Воскресенской, и был одним из самых любимых мест прогулок горожан. Здесь в 1890 - х гг. по вечерам играла музыка, летом и зимой работал ресторан Ожегова с бильярдом, кегельбаном и тиром, зимой заливался каток, и каза н- цы с удовольствием катались на коньках. Через дорогу от Че рн о- озерского сада, на Николаевской площади, был разбит в 1891 г. Н и- колаевский сквер, украшенный три года спустя фонтаном. Недалеко от сквера располагались сады, окружавшие городской театр: нах о- дившийся напротив здания театра Державинский сад, разведенный в 1871 - 72 гг. на месте бывшего плаца, с памятником Державину, а 3 Так, в день Крещения (6 января) через Ивановскую площадь в кафе д- ральный собор стекались крестные ходы со всего города, а после молебна и водосвятия на реке Казанке на этой площади происходил парад войск гарн и- зона (см., например: Камско - Волжская речь. 1916. 8 января). В день Воздв и- жения Честного и животворящего Креста Господня (14 сентября) на Ивано в- ской площади также совершался молебен (см., например: Камско - Волжская речь. 1913. 13 сентября). В «Славянский день» 22 мая 1916 г. на Ивановской площади также состоялся молебен и сбор средств в пользу разоренных войной славян (см.: Камско - Волжская речь. 1916. 22 мая). 4 Так, в честь прибытия в Казань великой княгин и Марии Павловны — председательницы Императорского Российского пожарного общества, — в мае 1913 г. на Театральной площади был подготовлен смотр городских п о- жарных об о зов (см.: Камско - Волжская речь. 1913. 12 мая). 5 Например, в честь празднования взятия Эрз ерума и Трапезунда в 1916 г.: Камско - Волжская речь. 1913. 30 янв., 17 февр.; 1916. 7 и 9 февр., 10 и 22 апреля, 5 и 14 мая, 24 мая, 21 июля. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 309 также находившийся позади театра Театральный сад 6 . Черноозе р- ский и Державинский были наиболее посещаемыми садами в этой части города. Правда, каждый из них имел «свою» публику. Вход в Черноозер ский сад был бесплатным, и соответственно, состав г у- ляющих более демократичным (здесь гуляли представители разных городских сословий, в т.ч. низших), а в Державинском прогулив а- лись в основном представители «чистой» публики (интеллигенция, чиновники, студен ты, гимназисты) 7 . Ряд общественных и частных городских садов располагались поблизости, в 3 - ей части города. Наиболее популярными из них были разведенный в 1869 - 70 гг. о б- щественный Лецкой сад, частные Панаевский сад и сад Николаи (н а- зывался последовательно садом Износковским, Александровским, Николаи, наконец, сад «Эрмитаж»). В этих садах, преимущественно платных, жизнь, особенно летом, била ключом: работали рестораны, летние театры, летние помещения казанских клубов и о б ществ 8 . Впервые газовое (1874 г.), а затем и электрическое освещение улиц (1897 г.) также появилось в центре города. Некоторые его об и- татели с 1874 г. наслаждались такими благами цивилизации, как в о- допровод, с 1888 г. могли звонить друг другу по телефону, а с 1899 г. могли прокатиться на трам вае 9 . Рост со второй половины XIX в. количества и популярности публичных досуговых пространств в немалой степени был связан с развитием городской инфраструктуры и коммуникаций. В 1860 г. местный дворянин свидетельствовал: «…все в Казани было в перв о- бытном состоянии. Мостовые содержались в таком виде, что ломали экипажи, тротуары, в свою очередь, ломали прохожим ноги. По н о- чам на улицах царила непроницаемая тьма. Кое - где по ним мелькали тусклые и вонючие фонари, заправленные маслом» 10 . Понятно, что 6 Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечател ь- ностей и справочная книжка города / Под ред. проф. Н. П. Загоскина. Казань, 2005. С. 640 - 645. 7 Ключевская Е. Казанские сады прошлого столетия // Татарстан. Казань, 1997. № 6. С. 24. 8 Алиев И. Место встречи — сад «Эрмитаж» // Казанские истории. К а- зань, 2007. № 5. С. 8. 9 Молодость древнего города. Казань, 1978. С. 35 - 36. 10 Суворов П.П. Записки о прошлом. Ч. 1. М., 1898. С. 44. В пространстве социальной истории 310 необходимо сть возвращаться домой по разбитым и темным дорогам, освещая путь ручным фонарем и подвергаясь риску нападения гр а- бителей, заставляла многих горожан отдавать предпочтение вече р- нему досугу в частном, домашнем, а не публичном пространстве. Появление освещени я на центральных улицах подвигло горожанина на активное освоение публичных досуговых заведений, а также сп о- собствовало увеличению времени досуга. Темное время суток, кот о- рое прежде горожане коротали в домашнем кругу, либо посвящали сну, теперь можно было п ровести в развлечениях и удовольствиях, которые сулили «огни большого города». Не зря в своих рекламных объявлениях владельцы увеселительных заведений настоятельно подчеркивали освещенность этих досуговых пространств, что дол ж- но было создать им дополнитель ную привлекательность в глазах потенциальных потребителей услуг 11 . Разумеется, расширению д о- суговых возможностей способствовало и появление в 1899 г. горо д- ского общественного транспорта — тра м вая. Однако развитие городской инфраструктуры и коммуникаций имел о двоякие последствия. Способствуя демократизации сферы досуга и сближению хронотопов, оно, с другой стороны, в опред е- ленной мере закрепляло дистанцию между ними. Так, появление уличного освещения только в центре города значительно углубило различия и конф ликт между досуговыми пространствами центра и периферии, которая по - прежнему утопала вечерами во мр а ке. В центре города располагались важнейшие очаги культурной жизни, культурно - просветительные и развлекательные учреждения. На Театральной площади в 1853 г. было построено здание Дворя н- ского собрания 12 , клуб которого был открыт для дворян, иностра н- цев и «почтенного купечества» (наиболее богатое, знатное и вли я- тельное купечество, которое было в состоянии оплатить членский 11 Так, завлекая горожан на дачу Серебряниковой на загородное гулянье «Чертов угол», газетное объявление сулило им «большой бриллиантовый фе й- ерверк» и заверяло, что «дача будет иллюми нирована разноцветными фонар и- ками и стаканчиками». См.: Казанский т е леграф. 1893. 28 апреля. 12 НАРТ. Ф. 350. Оп. 1. Д. 964. Дело о приеме губернским предводителем дворянства Нейковым дворянского дома в свое владение. 19 января 1857 г. – 12 апреля 1908 г. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 311 взнос в 25 руб.) 13 . В этом аристократиче ском центре города действ о- вали и другие клубы. Вслед за дворянством и купечеством ими стремились обзавестись и прочие городские слои: Русское соед и- ненное собрание, бывшее своеобразным «разночинским клубом», который посещали большинство профессоров и многие студенты университета 14 , Военное собрание, чьи балы и танцевальные вечера особенно славились в Казани 15 , Общество служащих в правительс т- венных и общественных учреждениях с его Новым клубом 16 . Эти клубы были досуговыми центрами прежде всего для казанского дв о- рянства, военной и гражданской интеллигенции, чиновничес т ва. Уже с середины XIX в. появляются любительские клубы, св я- занные с практическими интересами (сельское хозяйство, рыболо в- ство, пчеловодство, охота 17 ), а в конце XIX в. — различные спорти в- ные общества . Общество любителей конного спорта (1867) зимой и летом устраивало бега, собиравшие массы казанцев 18 . В 1885 г. на Воскресенской улице было основано Общество любителей шахма т- ной игры (Шахматный клуб). Это был чисто мужской клуб, в кот о- ром не практиковались ни танцевальные, ни семейные веч е ра 19 . 13 Спутник по Казани. С. 484. 14 Флерин Н.Ф. Быт студентов Казанского университета в 70 - х гг. Во с- поминания // Ученые записки Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова - Ленина. 1930. Кн. 5. С. 899. Русское соединенное собрание просуществовало с 1872 по 1891 гг.: НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 8704. Л. 12. 15 Оба клуба находились на центральной Воскресе н ской улице. 16 Общество возникло в 1900 г., Новый клуб, находившийся вначале на М. Лядской, в 1913 г. обзавелся собственным зданием поблизости от старого. Зорин А.Н., Клюшина Е.В. Общественные организации городов // Очерки г о- родского быта дореволюционного Поволжья. Уль я новск, 2000. С. 457. 17 Казанское общество охоты (1868), Общество любителей правильной охоты (позже — Казанский отдел Императорского общества охоты), Каза н- ское общество любителей птицеводства (1893), Казанское общество садово д- ства (1908), Общество козоводства, Общество рыболовства и рыбоводства (1902), Казанское общество пчеловодства (1904) и др. См.: Зорин А.Н., Кл ю- шина Е.В. Указ. соч. С. 458 - 4 62. 18 Зимний ипподром находился на озере Кабан, а летний — на Арском поле, на участке, приобретенном Обществом у города. См.: Зорин А.Н., Кл ю- шина Е.В. Указ. соч. С. 462 - 463. 19 Спутник по Казани. С. 486. В пространстве социальной истории 312 Весьма примечательна традиция клубов и обществ обзаводит ь- ся, по мере возможности, двумя помещениями — зимним (как пр а- вило, в центре города) и летним (в городской или реже — в загоро д- ной, рекреационной зоне). И дело не только в том, что пространство помещений клубов со временем становилось тесным. И не только из стремления разнообразить досуговую жизнь своих членов и нежел а- ния «терять» их на время летнего отдыха многие сословные и люб и- тельские клубы обзаводились летними помещениями, перенося в теплое время года свои собрания в рекреационные зоны города. Так, Русское соединенное собрание, желая поддержать свое пошатну в- шееся положение, обзавелось летним помещением в Износковом саду, в котором был театр оперетты и сцена мес тного общества л ю- бителей сценического искусства. Летнее помещение в Панаевском саду имел Шахматный клуб 20 . Купеческий клуб с мая открывал свое летнее помещение в саду «Русская Швейцария» 21 . Вероятно, трад и- ция иметь два помещения (зимнее и летнее) соответство вала пре д- ставлениям о «правильном» досуге. Клубный досуг в какой - то мере был «домашним досугом» в общественном пространстве, и на него экстраполировались традиции как светской жизни дворянства (з и- мой — город с балами, маскарадами, вечерами, летом — поместь е, усадьба с летними забавами), так и подражавших ему средних слоев, практиковавших летом да ч ный отдых. В центре располагался также Городской театр, возникший еще в 1791 г. и обзаведшийся в 1852 г. каменным зданием (оно, впрочем, часто сгорало и перестраив алось). Его пятиярусный зрительный зал вмещал на рубеже веков до 1150 зрителей 22 . Летние театры тоже в основном возникали в городских садах центра города. Напротив здания Городской думы помещался Городской музей, открытый для публики в 1895 г. Городская биб лиотека, созданная в 1846 г. и о т- крытая в 1865 г. в здании городской управы, и большинство частных и принадлежавших учебным заведениям библиотек 23 также распол а- 20 Там же. С. 485 - 486. 21 Татарская энциклопедия: В 5 - т и т. Казань, 2006. Т. 3. С. 525. 22 Спутник по Казани. С. 441 - 442. 23 К началу XX в. в Казани работали более 30 общественных библиотек. См.: Татарский энциклопедический сл о варь. Казань, 1998. С. 76. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 313 гались в «аристократической» части города, где жили представители высших слоев, интеллигенция, сл ужащие. Состав книг был ориент и- рован на потребности образованного читателя; некоторые библиот е- ки брали залог за пользование книгами или даже плату, что могли себе позволить далеко не все потенциальные читатели. К тому же время работы библиотек было рассчит ано на распорядок дня служ а- щего, учащегося, но не рабочего и мастерового 24 . Книжные магазины также традиционно располагались на центральных улицах, поближе к состоятельной и интеллигентной публике: в 1898 г. в Казани оф и- циально числилось девять книжных мага зинов, находившихся пра к- тически на одном «пятачке» городского центра 25 . Лишь в начале XX в. в «аристократической» части города и вблизи ее появились наро д- ные читальни. В частности, открытые городским комитетом попеч и- тельства о народной трезвости две библиот еки - читальни — имени Н.А. Некрасова в доме Чарушина в Собачьем переулке (ныне ул. Некрасова) и в доме Дряблова (ныне ул. М. Джалиля) 26 . Новые формы культурного досуга также появлялись, прежде всего, в пространстве городского центра. Так, первые сеансы син е- м атографа Люмьера состоялись в Казани в здании городского театра 2 - 14 мая 1897 г., причем, проходили в сопровождении симфонич е- ского оркестра, а с открытием летнего сезона сеансы перемещаются в летний театр сада Панаева. Когда в 1908 г. в городе появляются п ервые постоянные электротеатры, специально приспособленные для кинематографа, то они также локализуются в «аристократич е- ской части». Из трех десятков киноустановок (8 электротеатров и около 20 - ти киноустановок в гостиницах, ресторанах и трактирах) абсолютн ое большинство электротеатров и большинство киноуст а- новок в других помещениях находились в центре города и только 24 Наиболее демократичная в этом отношении городская публичн ая би б- лиотека лишь полгода (осенью и зимой) была открыта с 17 до 20 ч. В остал ь- ное время она открывалась только в 10 утра и закрывалась в 5 вечера, а то и в 2 часа дня. См.: Спутник по Казани. С. 414 - 417. 25 Семь из них находились на Воскресенской и прилега ющей Гостинно д- ворской улицах, два остальных — поблизости, на Большой Проломной и на Рыбнорядской улицах. См.: НАРТ. Ф. 505. Оп. 1. Д. 15. Л. 23об. - 24об. 26 Там же. Д. 55. Л. 49 - 49об. В пространстве социальной истории 314 четыре располагались в ресторанах и гостиницах Устьинской пр и- стани и одна киноустановка в Адмиралтейской сл о боде 27 . Расположенную ниже «аристок ратической» части (в админис т- ративно - полицейском плане, это в основном, 2 - я городская часть, и отчасти 4 - я), преимущественно русскую, торгово - купеческую, м е- щанскую и ремесленную часть города отличали каменные и дер е- вянные дома попроще, характерные торговые лабазы. Подражая дворянству и интеллигенции городского центра, элита проживавш е- го здесь купечества, торговослужащих и ремесленников активно создавала собственные досуговые центры. В 1859 г. был утвержден устав Казанского купеческого клуба, а в 1861 г. клу б открыл свои двери. В Купеческом клубе, имевшем зрительный зал со сценой, танцевальный зал, ресторан, буфет, библиотеку и читальню, пров о- дились балы и маскарады, танцевальные и благотворительные веч е- ра, детские праздники, отмечались торжественные события и праз д- нества 28 . В 1886 г. в Казани возник еще один клуб, созданный по сословно - профессиональному признаку — клуб «Вспомогательного общества приказчиков» 29 , для которого купцами было приобретено здание на ул. Рыбнорядской с целью «развлечений и культурного р азвития» приказчиков 30 . В 1895 г. создали свой клуб Ремесленное собрание на Большой Проломной улице казанские ремесленн и ки 31 . В этой части городского пространства предпринимались п о- пытки «облагородить» досуг представителей низших городских сл о- ев. 2 июня 1893 г. на углу набережной протоки Булак и Кузнечной улицы была создана первая чайная Общества трезвости для наро д- 27 Алексеева Е.П. Развитие и становление кинематографа в Казани и К а- занской губе р нии (1897 – 1917 гг.). Казань, 2007. С. 27, 35, 51, 53 и др. 28 Купеческий клуб был открыт на Большой Проломной улице (Спутник по Казани. С. 485), а с 1908 г. находился на пересечении Вознесенской и П о- перечно - Вознесенской (совр. ул. А. Островского и К. Наджми), ныне здание Казанского театра юного зрителя: Татарская энциклопедия. Т. 3. С. 525. 29 НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 33. Л. 2. Вспомогательное общество приказчиков было создано в 1866 г. См.: Казанский биржевой листок. 1869. 16 я н варя. 30 Глухов - Ногайбек М. Казанский ретро - лексикон. Первый опыт род о- словно - биографической и историко - краеведческой энциклопедии. Казань, 2002. С. 258. 31 НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 8704. Л. 1, 5, 9, 12, 13. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 315 ных масс города, с библиотекой и комнатой заседаний Общества трезвости и Комиссии народных чтений, с народной читальней, а у- диторией для вечерних и праздничных народных чтений 32 . В начале нового века была открыта библиотека - читальня им. Н.В. Гоголя в доме Николаи на Вознесенской ул. (ныне ул. Ос т ровского) 33 . Площади этой части города были важнейшими торговыми це н- трами, местами народных гуляний и развле чений в дни больших праздников. Здесь устанавливались балаганы, карусели, качели, др у- гие увеселительные сооружения. Такими местами народных гуляний становились, например, Николаевская и Рыбнорядская площади. Н а- ходившиеся «на границе» между престижной, двор янской частью города и более демократической, торгово - купеческой, они привлек а- ли внимание жителей и состоятельных кварталов. А располагавша я- ся под Кремлем у Булака весенняя ярмарка («весенняя биржа», н а- зываемая татарским населением «Ташаяк») была своеобраз ным «пограничьем», где с удовольствием проводили время горожане не только разных социальных слоев, но и разных национальностей. Особенно много бывало на этой я р марке татар. Садов и парков в этом районе не было. Практически единстве н- ным во 2 - й части был неб ольшой Мокринский садик, разбитый н е- далеко от железнодорожного вокзала. Однако в этой части города располагалось немало злачных мест, в которых искали сомнител ь- ных удовольствий представители низших и средних слоев горожан. Так, 2 - я часть, вернее, находивша яся в ее составе Мокрая слобода, во второй половине XIX в. была одним из двух районов Казани, где были наиболее плотно сосредоточены публичные дома и подпол ь- ные бордели (вторым районом были Пески в 4 - й части города, в С у- конной слободе), где процветала и од иночная проституция, всегда находившая спрос среди «гулявших» здесь мастеровых и солдат из расположенных неподалеку казарм. В Мокрой слободе круглосуто ч- но торговали вином, занимались ростовщичеством и скупкой вещей. Кроме того, вблизи упомянутой столовой О бщества трезвости, нах о- дился район, где «гуляли» как мастеровые, так и представители г о- родского «дна» (т.н. голяки и ночлежники). В конце 1890 - х гг. це н- 32 Казанский телеграф. 1893. 20 мая, 2 июня, 3 июня. 33 НАРТ. Ф. 505. Оп. 1. Д. 55. Л. 49 - 49об. В пространстве социальной истории 3 16 тром этих «безобразий» была гостиница «Россия», расположенная на городской протоке Булак вблизи т.н. Тол кучего рынка и городских ночлежек. Казанский полицмейстер, объясняясь с губернатором в 1898 г. по поводу жалоб постояльцев этой гостиницы, писал, что обитатели расположенных поблизости ночлежек и приютов, получив даровое питание в столовой Общества трезвос ти, расходятся по п о- денным заработкам. Добыв копейки, они пропивают их в сравн и- тельно дешевой гостинице «Россия», а когда заканчиваются деньги, идут на соседний Толкучий рынок и продают свою одежду. Пропив и ее, клянчат деньги у прохожих и постояльцев. Пол ицмейстер предлагал закрыть трактиры в этом районе вообще, т.к. «в этой м е- стности вращается народ бедный и слабый к спиртным напиткам, которого одна вывеска трактира соблазняет на выпи в ку» 34 . «С тылов» четыре казанские городские части окружали расп о- ложенные на этом же и на противоположном берегу реки Казанки (это 6 - я городская часть) рабочие слободы — Суконная, Адмира л- тейская, Ягодная, две Игумновы, чьи узкие, напоминавшие дереве н- ские, улицы, небогатые жилища и мрачные заводские здания и бар а- ки резко контрас тировали с ландшафтом г о родского центра 35 . Здесь инфраструктура досуга была слаборазвитой. Фактически, как и в селах, центром общественно - культурной жизни оставались православные храмы. Редким явлением можно считать создание в рабочих слободах клубов: речь идет о Военном собрании порохового завода в Пороховой слободе 36 (его членами состояли все офицеры и классные чиновники завода 37 ), и о значившихся в 1908 г. в списке казанских клубов «Собрании служащих при Алафузовской фабрике 34 НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 11447. Л. 3 - 4. 35 Перепись населения 1897 г. зафиксировала наличие 11 присоединенных к городу слобод — Академической, Суконной, Архангельской, Новотатарской, Адмиралтейской, Большой и Малой Игумновых, Ягодной, Гривки, Ко зьей, К и- зической. В них проживало тогда в общей сложности более 30500 чел. (приме р- но 24% населения Казани). (Первая всеобщая перепись населения. Т. 14. Каза н- ская губерния. 1897 год). Исторически слобод в Казани было намного больше. См.: Бикбулатов Р., Муст афин Р. Казань и ее слободы. К а зань, 2001. 36 Спутник по Казани. С. 486. 37 НАРТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 2979. Л. 46. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 317 и заводе» и «Адмиралтейском соед иненном собрании» 38 . Но это б ы- ли сословные клубы для представителей военной и гражданской и н- теллигенции, вынужденных по роду службы проживать в рабочей части города. Правда, усилиями благотворителей - промышленников кое - где создавались очаги культурного досуг а, специально предн а- значенные для проживавших здесь рабочих. В частности, беспла т- ные народные библиотеки: открытые в 1896 г. в Пороховой слободе библиотека для рабочих порохового завода 39 , в 1895 г. в Адмира л- тейской слободе библиотека - читальня на Московской улице в доме городского общественного управления 40 , в 1900 г. в Ягодной слоб о- де на ул. Архангельской в доме Торгово - промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов — народная библиотека - читальня для рабочих - татар Алафузовской фабрики 41 . Весьма показате льна пространственная привязка народных библиотек - читален и на раб о- чих окраинах, и в центре либо к месту работы читателя (завод), либо к церкви, либо к одному из немногих в России обществ, которые п ы- тались влиять на качество народного досуга (Общество тре з вости). Самым известным из созданных для рабочих благотворител ь- ных очагов культуры стал Алафузовский театр в Адмиралтейской слободе, построенный в 1898 – 1900 гг. на средства купца и промы ш- ленника И.И. Алафузова как «народный дом» и училище для раб о- чих. В эт ом здании был клуб, где ставились спектакли на русском и позже — на татарском языке, проводились танцевальные вечера, л и- тературные чтения, читали лекции преподаватели Казанского ун и- верситета, демонстрировались «туманные карт и ны» 42 . В рабочих слободах было н емного площадей, становившихся центрами празднеств (за рекой Казанкой — Пороховская площадь в Пороховой слободе, Николаевская площадь в Ягодной слободе (в советское время — площадь Петрова), Адмиралтейская площадь в 38 Там же. Л. 7, 45. 39 Принадлежала жене директора порохового завода, генерала Лукни ц- кого — М.М. Лукницкой. См.: НАРТ. Ф. 505. Оп. 1. Д. 15. Л. 25о б. 40 Учреждена приходским попечительством Боголюбской церкви. См.: НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 10082. Л. 1, 18, 25. 41 НАРТ. Ф. 505. Оп. 1. Д. 55. Л. 49 - 49об. 42 Татарская энциклопедия. Т. 1. С. 99; Бикбулатов Р., Мустафин Р. Казань и ее слободы. С. 158. В пространстве социальной истории 318 Адмиралтейской слободе), и парков, бывши х местами народных г у- ляний и воскресного отдыха. Практически единственным за рекой Казанкой был Андреевский сад в Адмиралтейской слободе. В «пл е- бейской», 4 - й части городских садов не было вообще, если не сч и- тать ботанического сада Казанского университета ( с 1830 - х гг.) на берегу озера Кабан (но считалось, что он находится уже в пригоро д- ной, рекреационной местности, на берегу пролива, соединяющего о. Ближний Кабан с Дальним (Средним) К а баном). Силами местных органов либо на средства купцов и промы ш- ленников ( получавших от этого определенный доход) в этих районах города в большие праздники (как правило, на Рождество, Святки и на Масленицу) строились временные сооружения для развлечения народа и гуляний (горки, карусели, качели). На озере Кабан на Ма с- леницу став ились холщовые балаганы, нехитрые развлечения в к о- торых (вроде кривляния паяцев или «музыки», состоявшей из бар а- бана и флейты) привлекали толпы простого народа 43 . Более «утонченные» развлечения иногда привлекали и «чистую» публику. Так, в декабре 1875 г. пе тербургский купец Г.Г. Тальквист построил на зиму горки для публичного катания в конце Адмиралтейской сл о- боды, у павильона на мосту конно - железной дороги 44 . Кататься пр и- езжали и жители других районов, в т.ч. студенты Казанского ун и- верситета, жившие на съемн ых квартирах в центре. Адмиралтейская слобода обретала привлекательность как место прогулок горожан из центра Казани и в весеннюю пору: отсюда, с волжских пристаней, приехавшие на извозчиках горожане любовались картинами ледох о- да, а в здешних ресторанах и трактирах замерзшие казанцы могли «обогреться, напиться чаю, в ы пить пива и что - нибудь съесть» 45 . Досуговое пространство слобод отличало большое число л е- гальных и нелегальных заведений, в которых некоторые группы г о- рожан практиковали социально неодобряемые ф ормы досуга. Речь идет, прежде всего, о публичных и игорных домах и притонах. Так, улица Пески в Суконной слободе была одним из двух мест локал и- зации наибольшего числа дешевых публичных домов, существова в- 43 Казанск ий биржевой листок. 1869. 9 марта. 44 НАРТ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 1183. Л. 1 - 2. 45 Флерин Н.Ф. Быт студентов Казанского университета… С. 900. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 319 ших с 1860 - х гг. 46 , услуги которых находили широкий с прос среди мастерового и студенческого населения, солдат из располагавшихся неподалеку казарм. Городские власти сознательно поддерживали существование злачных мест в слободах, предпочитая, чтобы «дома» самого низкого пошиба находились подальше от городског о центра и были сосредоточены как можно компактней, что облегчало ко н- троль за ними. Недаром, в ходе полицейской переписки по поводу просьбы жителей Песков о выселении публичных домов с их улицы, пристав 4 - й части Казани подчеркивал, что «улица Пески, исклю ч и- тельно, назначена для публичных зав е дений» 47 . За озером Кабан и частично за Булаком, отделявшими русскую часть города от татарской, взгляду путешественника представал н е- обычный мир Старо - Татарской и Ново - Татарской слобод с яркими красками деревянных и кам енных домов, узорчатых мечетей, пес т- ротой восточного базара, колоритно одетыми жителями. Татарские слободы официально составляли 5 - ю городскую часть, но фактич е- ски охватывали и часть 2 - ой. В отличие от русского, татарское о б- щество Казани до начала XX в. не имело собственных обществе н- ных и досуговых зданий 48 , за исключением мечетей. Татарское население было организовано в махалли («особые социальные с о- общества на конфессиональной основе», «регулировавшие межли ч- ностные, межгрупповые взаимоотношения»); каждая и з них относ и- лась к одной из девяти мечетей: «Марджани», «Апанаевской», «Бурнаевской», «Голубой», «Галеевской», «Усмановской», «Се н- ной», «Казаковской», «Азимовской» 49 . Состоятельное татарское к у- печество селилось в основном в Закабанье, а во второй половине X IX в. — и за Булаком, где традиционно жили мещане и ремесле н- 46 НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 6915. Л. 9об. 47 Там же. Л. 10. 48 Надырова Х.Г. Архитектурно - пространственная организация Старо - Та тарской слободы в конце XVIII - начале XX вв. // Старо - Татарская слобода — от прошлого к будущему: Материалы научно - практич. конф. Казань, 28 фе в- раля – 1 марта 2000 г. / Отв. ред. Н.Р. Галлеев. Казань, 2001. С. 196. 49 Салихов Р.Р. Актуальные проблемы и персп ективы изучения истории Старо - Татарской слободы // Старо - Татарская слобода… С. 18 - 19. В пространстве социальной истории 320 ники 50 . Функция мечети была не только религиозной; мечеть играла роль информационного центра, места общения, «клуба» м а халли 51 . Роль своеобразных клубов, где собирались, беседовали и вели деловые пе реговоры татарские мужчины, выполняли чайханы в т а- тарской части города, особенно на Сенном базаре (Сенной площ а- ди), который считался не только ее торговым, но и культурным це н- тром 52 . Важную функцию в общественной, культурной и досуговой жизни татарских слоб од выполняла Юнусовская площадь в Закаб а- нье (пересечение улиц Екатерининской и Поперечной, ныне — Т у- каевской и Ф. Карими). Вначале задуманная тоже как торговая, она стала своеобразным административным центром татарской части города, где проходили официальн ые церемонии и торжества. Так, в 1913 г. именно Юнусовская площадь стала центром торжеств м у- сульман города, связанных с общегосударственным празднованием 300 - летия Дома Романовых 53 . Площадь имела и повс е дневно - досуговое значение для обитателей слободы. К на чалу XX в. она стала площадью - сквером из четырех садов 54 , различавшихся по с о- циальному, гендерному и функциональному назнач е нию: «…благородные татарочки, светские девицы ходили на свидания к своим женихам в сад Любви, в центре которого стоял красивый фонтан , богато украшенный вазонами, окруженный узорными ажурными решетками. В о- круг цвели клумбы, тихо переливались воды фонтана, переговариваясь с решетками и цветами. Воздух сада состоял из вздохов, шепота и неровного дыхания влюбленных сердец. …Светские девицы ходили на свидания с прислугами, которые ждали их в саду Печали, названном так, может быть, потому, что разговоры во время ожидания вели бедные женщины о несч а- стьях, болезнях и печалях в своих семьях. …Сад Танцев. Под солнечными лучами дети бегали босиком по желтому булыжнику мостовой …и только искры летели из - под ног танцующих людей. …Светские благородные му ж- 50 Нугманова Г.Г. К вопросу о границах Старо - Татарской слободы // Т а- тарские слободы Казани: Очерки истории. К а зань, 2002. С. 77 - 78. 51 Салихов Р.Р. Указ. соч. С. 18 - 19. 52 Ф атхуллова Э.Ш. Старо - Татарская слобода в контексте развития т а- тарской культуры // Татарские слободы Казани… С. 181. 53 Камско - Волжская речь. 1913. 7, 8, 10, 19 февр. 54 Надырова Х.Г. Указ. соч. С. 196. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 321 чины выходили из мечети и шли в сад Майдан, где они устраивали деловые встречи, советовались между собой по ва ж ным делам» 55 . Заметим, однако, что тако й «универсализм» площади во мн о- гом был вынужденным, так как иных общественных парковых зон в т а тарской части города практически не было. В начале века культурная жизнь татарского общества интенс и- фицируется, и возникает необходимость в светских общественных пространствах. Но поскольку таковых не было, их функции нередко выполняли доходные дома и номера. В 1907 г. 56 представители т а- тарской интеллигенции, предпринимателей и духовенства создали и зарегистрировали культурно - просветительское общество «Восто ч- ный кл уб» («Общество мусульман г. Казани»), призванное обесп е- чить досуговые потребности казанских мусульман. В Восточном клубе ставились самодеятельные спектакли, проводились литер а- турно - музыкальные вечера, читались лекции 57 , в 1908 г. была созд а- на татарская библ иотека клуба, выступала созданная в 1907 г. тата р- ская театральная труппа «Сайяр» (Передвижная) 58 . Клуб размещался сначала в номерах «Булгар» (угол улиц Московской и Евангелисто в- ской), потом в частном доме М. М. Апанаевой на Евангелистовской улице 59 . Первая т атарская публичная библиотека, названная «Кита п- ханаи Исламия», обосновалась в 1906 г. в угловом здании издател ь- ского и книготоргового комплекса братьев Каримовых на углу улиц Екатерининской и Евангелистовской (ныне Тукаевская и Тата р- стан) 60 . Книжные лавки ( их в 1898 г. было 9) располагались в осно в- ном на Московской улице вблизи татарской части города и на Се н- 55 Биктимирова Н. Четыре сада Юнусовской площади // Казан ь. 1993. № 1. С. 70; Айдарова - Волкова Г. Бесценный опыт // Казань. 1999. № 9 - 10. С. 17; Фатхуллова Э.Ш. Старо - Татарская слобода в контексте развития тата р- ской культ у ры. С. 184 - 185. 56 По другим данным — 21 декабря 1906 г.: Салихов Р.Р. Актуальные проблемы и перспективы изучения истории Старо - Татарской слоб о ды. С. 20. 57 Миннуллин К.М. Роль Восточного клуба в изучении татарского н а- родного песенного искусства // Старо - Татарская слобода… С. 209 - 211. 58 Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX в. Казань, 1975. С. 2 76 - 277. 59 Благов Ю. К истории «Восточного клуба» // Татарстан. Казань, 1997. № 5. С. 78 - 79. 60 Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог - справочник. Казань, 1993. С. 230. В пространстве социальной истории 322 ной площади в татарской части Казани. 7 из 9 книжных лавок пр и- надлежали татарским крестьянам, мещанам, купцу 61 . Логично з а- ключить, что лавки, владельцами которых были татары, предн а зн а- чали свой товар, прежде всего, татарскому читат е лю. Татарская часть города не была лишена «злачных мест» и тра к- тирных заведений. О существовании здесь «татарского кабака» еще в середине XIX в. (где подавалась, правда, не чист ая водка, запр е- щенная исламом, а т.н. «бальзам» — настой трав на вине) упомин а- лось в материалах по Казанской губернии, собранных офицерами Генштаба 62 . Но особенно активно трактирные заведения открываю т- ся в начале XX в. Одно из них, Юнусовское подворье, упом инается в романе Атиллы Расиха «Ямашев»: «С утра до поздней ночи, не ст и- хая, гудят номера подворья, хлопают двери — в одни заходят, в др у- гие выходят, и в каждой комнате — своя развеселая, угарная жизнь» 63 . В начале XX в. в татарской части города существовал и и публичные дома, с татарками - владелицами и чисто татарским «пе р- соналом» – в основном из татарских деревень. Татарский поэт и публицист Г. Тукай в своих поэтических произведениях с негодов а- нием писал о мире татарских публичных домов в Закабанье, упом и- нал в статьях и названия этих заведений — «Коза Маги», «Подвал Фатыма», «Хусни с собакой», «Девочки публичных д о мов» 64 . Таким образом, публичные досуговые пространства были ра с- пределены по территории города весьма неравномерно, и плотность их размещения сильно различалась в зависимости от статуса района и от назначения того или иного досугового пространства. Так, очаги культуры и искусства в основном размещались в самой престижной части города, где проживала наиболее состоятельная и образованная часть населения . Заведения с сомнительной репутацией размещ а- лись, как правило, на окраинах, подальше от мест проживания «чи с- той публики» и поближе к потенциальным потребителям их у с луг. 61 НАРТ. Ф. 505. Оп. 1. Д. 15. Л. 23об. - 24об. 62 Материалы для географ ии и статистики России, собранные офиц е- рами генерального штаба. Т. 8. Казанская губерния / Сост. М. Лаптев. СПб., 1861. С. 219. 63 Казань в художественной литературе / В. Аристов, А. Каримуллин, В. Климентовский. Казань, 1977. С. 266. 64 См.: Тукай Г. Избран ное. В 2 - х тт. Т. 2. К а зань, 1961. С. 224. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 323 Публичность досугового пространства не всегда означала о б- щедоступность: существовали групповые публичные пространства, сегрегированные по национально - конфессиональному, сословному, профессиональному, гендерному и прочим признакам. Один из я р- ких примеров — казанские клубы: Дворянский, Военный, Купеч е- ский, Восточный, Шахматный и пр., суммы ч ленских взносов и у с- тавы которых отсекали доступ к членству в них представителей низших городских слоев, солдат, женщин, учащихся средних уче б- ных заведений, а правила ограничивали появление на мероприятиях клубов «посторонних» лиц, поскольку существовала с истема пр и- глашений и поручительства членов за приглашаемых го с тей. Сегрегация внутри публичного досугового пространства, пр и- званная не допустить в те или иные его части представителей о т- дельных групп населения, осуществлялась при помощи разных р ы- чагов. Оди н из них — административный. Например, выработанные в губернии в 1895 г. «Правила относительно соблюдения порядка и приличия учениками вне стен учебного заведения и вне дома» стр о- го запрещали учащимся средних учебных заведений посещать ма с- карады, клубы, тр актиры, кофейни, кондитерские, бильярдные, м о- лочные, некоторые другие публичные и увеселительные места (в т.ч. ряд городских садов). Посещение театра и публичных библиотек допускалось только с разового разрешения начальства учебного з а- ведения, время нахожд ения учеников вне дома было жестко огран и- чено 65 . Приказом по Казанскому военному округу от 29 ноября 1884 г. нижним чинам, состоявшим на действительной службе, был запрещен вход в заведения, производившие «раздробительную пр о- дажу крепких напитков» 66 . Однако и учащимися, и солдатами эти грозные запреты спокойно нарушались. Уставы практически всех клубов (даже клуба велосипедистов) зафиксировали запрет женщ и- нам состоять членами этих досуговых объединений. Дамы могли быть приглашены членом клуба на танцевальный или иной вечер, для чего требовалось купить билет (впрочем, во многих клубах до с- туп на вечера был довольно легок). Исключение составляло Каза н- 65 НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 9747. Л. 2, 4. 66 Там же. Д. 5721. Л. 105. В пространстве социальной истории 324 ское фотографическое общество (создано в 1895 г.), устав которого зафиксировал, что его членами «могут быть лица о боего п о ла» 67 . Были и другие рычаги, например, экономический (ценовой): повышенная плата за вход в престижные рестораны, даже за вход в городские сады и парки в определенные дни и часы, дифференцир о- ванная плата за проезд в разных частях городского прогулочн ого трамвая. Так, цены на билеты в городской театр в 1870 - х гг. варь и- ровались от 25 копеек («верхние места», раек) до 7 рублей (за лите р- ную ложу) 68 . Чуть позже, когда появились электротеатры, эта ди ф- ференциация осуществлялась и там: билет в 3 - й ряд в 1915 г . стоил 10 коп., а в ложу бельэтажа — 4 руб. 69 . Цены на пароход, курсир о- вавший летом по озеру Кабан, делились на два класса: в будни билет в первый класс стоил 15 коп., во второй — 10 коп., а в праздники, соответственно, 20 и 15 коп. Существовали и своеобра зные «соц и- альные» билеты: дети до 10 лет, «деревенские и нижние чины» пл а- тили по 5 коп. 70 Бесплатный вход в некоторые досуговые простра н- ства, его социальная недифференцированность нередко вызывали недовольство более обеспеченных и привилегированных слоев на с е- ления, не желавших смешиваться с «простой» публикой. Так, автор письма в казанскую газету, комментировавший открытие нового з а- городного гулянья на Дальнем Кабане, презрительно замечал: «Вход на «Пикник» бесплатный, и, по всей видимости, благодаря этому о бстоятельству нам пришлось встретить там деревенский л а поть » 71 . Сегрегация осуществлялась и при помощи «дресс - кода». В г о- родские сады оборванцев в лохмотьях и просто плохо одетых не пускала полиция. М. Горький в рассказе «Двадцать шесть и одна» (1899 г.), в споминая свою казанскую жизнь 1880 - х гг. и работу в п е- карне, подчеркивал разный «статус» таких работников хлебопека р- ного дела, как крендельщики и булочники. Говоря о более высоком статусе булочников, он писал: «они по праздникам и в свободное от работы вре мя одевались в пиджаки и сапоги со скрипом, двое из них имели гармоники, и все они ходили гулять в городской сад, — мы 67 Там же. Д. 9728. Л. 17. С. 4. 68 НАРТ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 440. Л. 12об. 69 НАРТ. Ф. 636. Оп. 1. Д. 1. 70 Казанский телеграф. 1893. 8 мая. 71 Там же. 25 июня. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 325 же носили какие - то грязные лохмотья и опорки или лапти на ногах, нас не пускала в городской сад полиция…» 72 . Бедные и плохо од е- тые студент ы нередко не появлялись на балах и вечерах в дворя н- ских домах, даже если имели на то право по принадлежности к с о- словию. А многие студенты вообще стеснялись появляться плохо одетыми вне студенческого сообщества. Так, мемуарист писал, вспоминая свое студенч ество в 1870 - х гг., что «многие студенты, из застенчивости и неимения приличного костюма, не вели знакомств с горожанами, а проводили время в товарищеской компании» 73 . Однако суровость «сегрегационных» мер смягчалась многочи с- ленными исключениями и послаблен иями, имевшими характер по ч- ти что нормы. К началу XX в. по мере демократизации и гомоген и- зации досугового пространства сегрегация еще ослабевает, а рычаги ее регулирования оказываются все менее действе н ными. 2. Частные досуговые пространства К частным досу говым пространствам относилось, прежде всего, пространство частного дома, квартиры (собственной или снима е- мой). Недостаток досуговых публичных пространств в определе н- ных частях города (например, рабочие и ремесленные слободы), о т- сутствие собственных группо вых публичных пространств у некоторых категорий городского населения (татары - мусульмане) — значительно повышали значение частных досуговых пространств. Эта гипертрофированная роль домашнего пространства способств о- вала преобладанию и лидированию в структуре досуга указанных категорий населения такой формы отдыха, как гостевание (прием гостей и походы в гости), характерной для традиционных кул ь тур. Частное пространство было довольно закрытым, что признавал даже закон, снисходительно позволяя практиковать в до машнем пространстве такие формы досуга, которые не разрешались в пу б- личном. Так, законы Российской империи запрещали азартные игры в карты и другие игры в публичном пространстве (другой вопрос — лукавая трактовка того, что является азартной игрой, и фактич еское разрешение карточных игр в сословных клубах). Игра же в дома ш- нем и дружеском кругу разрешалась «если игра игроку служила з а- 72 Горький М. Собрание сочинений в 16 тт. Т. 3. М., 1979. С. 408. 73 Флерин НФ. Быт студентов Казанского универс и тета… С. 899. В пространстве социальной истории 326 бавою или отдохновением посреди своей семьи и с друзьями и пр и- том оная не принадлежит к числу игр запрещенных, то вины нет» 74 . « Устав о предупреждении и пресечении преступлений» 1857 г. рег у- лировал вопросы «благочиния» отдельно для «домашних забав и увеселений» и для «общенародных». Отмечалось, что «домашние забавы и увеселения тогда только подлежат надзору полиции и во с- прещаются е ю, когда в оные входит что - либо, законам пр о тивное» 75 . Степень закрытости частного досугового пространства зависела от целого ряда факторов. В отношении Казани одним из значимых факторов был национально - конфессиональный. Речь идет о спец и- фике мусульманского частного досугового пространства. Татарская архитектура дома была ориентирована «внутрь», внутреннее пр о- странство закрыто от посторонних глаз. Находившееся внутри зам к- нутого квартала — махали, специфически организованное досуговое домашнее пространство вк лючало, помимо того, особую закрытую зону внутри этого «закрытого» дома — женскую половину, где пр о- водили свой досуг женщины семьи и их гостьи. Карл Фукс, врач, профессор Казанского университета, автор о д- ной из первых книг о казанских татарах и их быте (18 44), рассказал об одной из таких «вечеринок» богатых татарок — о пирушке нак а- нуне свадьбы 76 . Он подчеркивал, что был обязан своеобразным «присутствием» в женском досуговом пространстве только тому, что вылечил хозяйку дома от болезни, а также своему искусст ву угов а- ривать: в итоге, его спрятали в соседней комнате и позволили смо т- реть в дырочку на ширме. Кроме того, в качестве своеобразной «з а- ложницы» соблюдения приличия и для успокоения совести хозяйки на торжество была приглашена русская жена Фукса. Думается , что одной из причин, почему хозяйка дома согласилась тайно нарушить закрытость женского досугового пространства мусульманского ж и- лища, было и то обстоятельство, что Фукс был немцем, т.е. предст а- 74 Свод законов Российской империи. Издание 1857 г. Т. 14. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о со держащихся под стражею, и о ссыльных. СПб., 1857. Устав о предупреждении и пресечении пр е ступлений. С. 85 - 86. 75 См.: Свод законов Российской империи. Изд - е 1916 г. Т. 14. Устав бл а- гочиния и безопасности. Пг., 1916. Ст. 296. С. 60. 76 Карл Фукс о Казани, Каз анском крае. Труды, документы, воспомин а- ния, исследования. К а зань, 2005. С. 177 - 181. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 327 вителем совсем иной культуры. Он не подчинялся мусульманским традициям, поэтому не мог их и нарушить, как не мог нарушить «святость» женской половины дома, поэтому рассматривался в кач е- стве меньшей потенциальной опасн о сти, чем мужчина - татарин. Закрытое частное пространство досуга семьи, отдельного гор о- жанина позвол ялось нарушать лишь родственникам, близким друз ь- ям, приглашенным. Иллюзию открытости производили домашние досуговые пространства, с одной стороны, низших, с другой — высших слоев населения. В отношении низших слоев эта иллюзия создавалась широким распростр анением досуговой формы гостев а- ния. Однако доступ в досуговые пространства представителей ни з- ших слоев довольно жестко регулировала традиция и представления о поведении в будничное и праздничное время, восходившие к сел ь- ской культуре. Бытовавшая в среде ши роких слоев населения мысль о том, что «незваный гость хуже татарина», в полной мере отражала эту традицию. Т. Бернштам, изучавшая повседневную жизнь ру с- ской общины XIX – начала XX в., отметила, что посетитель, пр и- шедший без приглашения в будничное время, не удостаивался уг о- щения, поскольку не считался гостем 77 . В отношении некоторых домов богатых и знатных горожан, интеллигенции иллюзия «откр ы- тости» досугового пространства могла создаваться во время пышных балов и званых вечеров, регулярно организуемых сало нов и жу р- фиксов. Действительно, число «вторгавшихся» в частное досуговое пространство в эти дни необычайно расширялось. Но, несмотря на обилие посетителей, их состав жестко контролировался во избеж а- ние допуска «чужака». Состав гостей контролировался специа льн ы- ми приглашениями, рассылаемыми заблаговременно, а также сист е- мой докладов и «контролем» прислуги на входе. И не только прислуги: нередко хозяева сами встречали гостей. Так, описывая бал в доме казанской дворянской семьи, П. Боборыкин замечал, что «х о- зя ин дома, по обыкновению, торчал у входа в гостиную, говорил к а- ждому ― enchant é!‖…» 78 . «Естественный отбор» посетителей об у- славливался и самими формами досуга: присутствие на литературно - 77 Бернштам Т. . Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX вв. Л., 1988. С. 210. 78 Боборыкин П.Д. В путь - дорогу. Роман в 6 кн. СПб., 1864. Кн. 4. С. 51. В пространстве социальной истории 328 музыкальных чтениях, беседы в салонах интеллигенции требовали наличия оп ределенного интеллектуального и культурного це н за. Некоторым нарушением частного досугового пространства можно считать лишь традицию поездок с поздравлениями в частные дома в праздничные дни: краткие визиты поздравляющих приним а- ли вне зависимости от того, вхож визитант в дом или нет. Однако в зависимости от статуса и социально - профессиональной принадле ж- ности визитантов принимали по - разному. Историк В.И. Адо всп о- минал, что в начале XX в. приходивших поздравить с Пасхой пос е- тителей в доме его отца, крупного к азанского чиновника, принимали «по ранжиру». Родственников, знакомых, сослуживцев — «людей родительского круга» — принимали в гостиной и столовой, усаж и- вали за стол, потчевали. Священника и дьякона, совершавших в го с- тиной молебен, после молебна также пригл ашали к столу, а почтал ь- ону, дворнику и швейцару, не приглашая присесть, подносили водку и закуску и денежный подарок, причем, почтальона принимали через парадный вход, а двух др у гих — через черный ход 79 . Частное, домашнее досуговое пространство могло, при опред е- ленных условиях, трансформироваться на некоторое время в пу б- личное. Речь идет о бытовавшей, особенно среди городских мещан, практике «сдачи» своего дома или квартиры под проведение веч е- ринки, гулянки с платным входом по «билетам». Архивные док у- менты фиксируют многочисленные случаи такой «сдачи» помещ е- ний в Казани в конце XIX – начале XX вв.: так, в октябре 1893 г. провизор Бергман сдал квартиру на ночь за 10 руб. для студенческой вечеринки, в октябре 1895 г. вдова мещанина Ю.В. Шпакштейн сд а- ла свою дв ухкомнатную квартиру на всю ночь за 5 руб. для той же цели. И на той, и на другой вечеринке гуляло более 100 чел. (причем, вся семья Шпакштейн, включая ее сыновей - гимназистов, вынужде н- но присутствовала на этой вечеринке) 80 . На вечеринке в квартире мещанки С . Владимировой в ноябре 1892 г. гуляло более 150 чел. 81 . Такая практика вызывала порицание властей, неизменно указыва в- ших квартировладельцам или съемщикам, что недопустимо предо с- 79 А до В.И. Вспоминая прошлое… Записки русского интеллигента XX века // Казань. 2000. № 7. С. 47 - 48. 80 НАРТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 9235. Л. 1 - 1об.; Д. 9971. Л. 1 - 1об. 81 Там же. Д. 8998. Л. 2 - 2об. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 329 тавлять свое жилище для «незаконных» сборищ, каковыми являлись такие вечеринки. Практика сдачи/съема частных помещений под вечеринку была следствием такого новшества в хронотопе досуга средних и низших городских слоев, как расширение сферы досуга за счет ночных часов — от заката до рассвета — в подражание «эли т- ной» привилегии дворянс тва развлекаться до утра 82 (эта подраж а- тельная тенденция усиливалась по мере демократизации досуговой культуры во второй половине XIX – н а чале XX в.). 3. «Фронтир» и нарушение границ повседневного пространства в ситуации досуга Один из интересных аспектов проб лемы «конфликта/диалога» досуговых пространств — нарушение границ «своего» повседневн о- го обыденного пространства в ситуации досуга, выход за фронтир. Исследователи, обратившие внимание на эту «охоту к перемене мест», считали перемещение в пространстве досу га попыткой раз о- рвать замкнутость временнóго будничного цикла 83 . Частным случ а- ем нарушения обыденного пространства можно считать проведение досуга представителями разных социальных или национальных сл о- ев непосредственно на фро н тире. Своеобразным «фронтиром» , на котором проводили досуг ж и- тели разных районов города, представители различных социальных и национально - конфессиональных групп, были городские базары (на Николаевской, Рыбнорядской и др. площадях) и сезонные ярмарки (Весенняя биржа, или Ташаяк), нередк о располагавшиеся на границе районов. Фронтиром между русской и татарской частями города б ы- ло озеро Кабан. Ф.И. Шаляпин писал: «С одной стороны Кабана — тихая Татарская слобода и огромная фабрика Крестовниковых, а с другой стороны — Пески, где всю ночь нап ролет пьют, дерутся. А между этими противоположностями — спокойное, темное простра н- ство…» 84 . Именно на этой границе между татарской и русской ча с- 82 Об этом см.: Дуков Е. Ночь и город // От заката до рассвета: Ночь ка к культурологич е ский феномен: Сб. ст. СПб., 2005. С. 14. 83 См., напр.: Егоров Б.Ф. Труд и отдых в русском быту и литературе XIX в. // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 323 - 324. 84 Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жиз ни. Пермь, 1961. С. 40. В пространстве социальной истории 330 тями Казани, на льду озера Кабан, традиционно проводились кула ч- ные бои: дрались «татары» против «русских» 85 . Пове дение на этом фронтире было четко регламентировано негласными правилами к у- лачных боев и неукоснительно соблюдалось обеими сторон а ми. Нарушения границ досугового пространства практиковали все слои. Представители высших городских слоев искали развлечений в б едных кварталах; горожан из низших слоев любопытство привод и- ло в досуговую сферу богатых кварталов. Одной из форм свободн о- го времяпрепровождения представителей низших городских слоев были драки за территорию в кварталах их проживания 86 . Жители русских часте й города отправлялись в «тихую татарскую слободу» за восточной экзотикой и мнимым покоем и благолепием. А пре д- ставители татарского населения отправлялись в русские части гор о- да в поисках развлекательных заведений, запрещенных в татарских слободах. И это бы л не только, например, театр, но трактиры и пу б- личные дома, даже специальные татарские публичные дома, разм е- щавшиеся с конца 1850 - х гг. до начала XX в., ввиду противодейс т- вия татарской общины, в русской части города (в Мокрой слоб о де). Примечательно отноше ние мусульманской общины к наруш е- нию ее представителями границ «своего» досугового пространства и проведению запрещенных досуговых форм вне его. Так, у татарской театральной традиции долгое время не было собственного простра н- ства, ввиду религиозных запрето в ислама она возникает довольно 85 На стороне «русских» — мастеровых Суконной слободы, — мальчи ш- кой дрался на льду озера Кабан и будущий великий певец Шаляпин. (Там же. С. 40 - 41). Впрочем, принципы разделения «сражающихся сторон» в городах были разными. Кроме «наци онального», довольно нередок был «территор и- альный» — по районам города, и даже принцип «социальный» — «городские против деревенских», как описано в воспоминаниях И.А. Слонова о кулачных боях в Коломне на льду Москвы - реки, или в воспоминаниях М. Горького о нижегородских воскресных кулачных боях — против нижегородцев дрались крестьяне окрестных деревень и рабочие ассенизационных обозов. См.: Сл о- нов И.А. Из жизни торговой Москвы (Полвека назад). М., 1914. С. 23 - 25; Гор ь- кий М. В людях // Собр. соч. в 16 - ти т. Т . 9. М., 1979. С. 220. 86 Одну из таких драк 1880 - х гг., в которой он случайно участвовал, — между матросами и алафузовскими рабочими, не поделившими пространство одного заведения, — описал М. Горький. Горький М. Мои университеты // Собр. соч. в 16 тт. Т. 9 . С. 373. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 331 поздно. Однако интересно, что эти запреты не мешали татарам и д а- же татаркам посещать русские спектакли в русском театре в первой половине XIX в. 87 . Одной из причин отсутствия открытой негати в- ной реакции мусульманского духовен ства на эти посещения (пом и- мо того, что «нарушителями», как правило, были члены богатых, знатных и влиятельных татарских семейств, либо представители п е- редовой интеллигенции) была пространственная удаленность «места нарушения» от традиционного повседневног о и досугового пр о- странства татарских слобод. Попытки же в начале XX в. создать татарский театр на своей повседневной территории и в пространс т- ве своей собственной национальной культуры встречали бурное с о- противление как татарского духовенства, так и немал ой части тата р- ского общества — именно ввиду религиозных запретов ислама. К началу ХХ в. под влиянием становления потребительского общества и предпринимательской инициативы в сфере досуга н а- блюдались тенденции гомогенизации и демократизации досугового прост ранства города, размывания границ между его частями. К пр и- меру, к началу XX в. идет активная экспансия трактирных и иных развлекательных заведений в районы города, где прежде их было мало. Так, русские трактиры и пивные появляются в большом кол и- честве и в татарских частях города. Русские трактиры посещались татарами и раньше. Еще Карл Фукс в 1844 г. отметил усилившееся «в течение последних 20 лет» «…сильное стремление их к русским трактирам, где познакомились они с европейской роскошью и пья н- ством». Однако раньше это «стремление» сдерживалось традицией и боязнью публичного осуждения мусульманским духовенством и с о- обществом. Неодобряемое и в обычное время, посещение трактира в дни мусульманских праздников могло дорого обойтись «нарушит е- лю». Фукс отмечал, что «во время Рамазана, т.е. поста, Татары днем не являются в трактир, но в сумерки идут туда толпами. Многие м о- лодые люди посещали бы в это время трактиры и днем, если бы не боялись, по их самолюбию, подвергнуться насмешке от своей бр а- тьи» 88 . По свидетельству Фукса, застигнутому в Рамазан в кабаке 87 Об этом см.: Спутник по Казани. С. 444; Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Т. 8. Казанская г у берния / Сост. М. Лаптев. СПб., 1861. С. 230. 88 Карл Фукс о Казани, Казанском крае. С. 147 - 148. В пространстве социальной истории 332 мулла назначал наказание — его мазали сажей и гоняли в таком виде по улице. Увеличение числа трактиров (в 1884 г. в Казани насчит ы- валось около трехсот питейных заведений, одно на 490 жителей или почти на 15 домов 89 ), в купе с происходившим сближением моделей досугового времяпрепровождения горожан и ослабеванием средств контроля конфессиональных сообществ за поведением их членов, вело к тому, что посещение этих заведений стало вполне обыденным досуговым поведением татарск их мужчин. В 1911 г. Г. Тукай отм е- чал: «люди, которые всего лет 10 - 15 назад приходили по вечерам домой, подсаживались к разостланной скатерти с кипящим самов а- ром, к детям, радующимся возвращению отца, брали обеими руками ломоть калача, разламывали его с мо литвой на устах и, держа в руке блюдце с чаем, с треском откусывали сахар, — теперь эти люди в те же часы сидят в пивных, куда идти противно даже свиньям, и грызут завалящие сухари. И по какой бы улочке ни шли они домой, всюду манит их зелено - желтая вывеск а: Не иди туда, милый, вернись сюда, На каждой улице русские тра к тиры» 90 . Однако, одновременно с гомогенизацией досугового простра н- ства города, наблюдалась и другая тенденция — специализация о т- дельных городских районов по тем или иным досуговым предлож е- ниям . Так, развитие инфраструктуры города, борьба за улучшение качества досуговой инфраструктуры теснили публичные дома (ос о- бенно низшего пошиба) с их насиженных мест на окраины. «Мо к- ринские притоны» с их обитателями были потревожены в конце XIX в. строительст вом железной дороги, но на первых порах уцел е- ли 91 . Зато бордели с т.н. «Дегтярки» (ул. Дегтярная, практически на границе 4 - ой, «плебейской» части города и «арист о кратической» 1 - ой) в начале XX в. были выселены вглубь 4 - й части, на берег озера Кабан 92 . Наличи е на окраинах форм развлечений, отсутствующих в 89 Тал антов В., Лукина М. Gran Premio за радение о трезвой Казани // К а- зань. 2005. № 7 - 8. С. 244. 90 Тукай Г. Избранное. В 2 - х тт. Т. 2. С. 141. Кстати, и сам Тукай призн а- вался в письмах к друзьям - писателям в грехе пьянства и в посещении тракт и- ров. (Там же. С. 24 2, 247). 91 См.: Казанский телеграф. 1893. 19 августа. 92 В начале 1960 - х гг. об этом свидетельствовал в беседе с историком Б.Ф. Султанбековым бывший служащий одного из публичных домов в Пе с ках. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 333 центре, привлекали туда представителей «высших» и «средних» г о- родских классов, жителей «аристократической» части Казани. С о- зерцание ледохода традиционно происходило на волжских прист а- нях в Адмиралтейской слоб оде, куда съезжался «весь город». В то же время, улучшавшееся материальное положение «низших кла с- сов», рост их культурных запросов и формирование новых общ е- принятых стандартов досуга стимулировали освоение ими досугов о- го пространства городского центра, в к отором в большинстве своем были сконцентрированы «очаги культурного досуга», и где по большей части развивались и самые демократичные новые формы досуга — скажем, просмотр кинофильмов в «электротеатрах». Раз у- меется, ввиду этого «досуговые миграции» в разли чные части города отнюдь не прекращаются, а даже усилив а ются. Эти миграции породили целый ряд проблем. Одной из самых серьезных была проблема соответствующего поведения в досуговых пространствах. Она, впрочем, была не нова. Например, много бесп о- койства рес пектабельным горожанам — представителям дворянства, купечества — доставляли студенты, часть которых в первой полов и- не XIX в. была вхожа в их досуговые пространства, ввиду дворя н- ского происхождения, либо характера мероприятия, подразумева в- шего свободный вхо д (например, маскарады в Дворянском собрании), либо ввиду известного либерализма по отношению к ст у- денчеству хозяев домов, где давались балы и вечера. В известном романе П.Д. Боборыкина о жизни казанского студенчества 1850 - х гг. описана ситуация, когда пос ле скандала на маскараде в Дворянском собрании, устроенном нетрезвыми студентами (они приставали к знатной даме, пытаясь снять с нее маску), с ними во время бала в одном казанском дворянском доме отказались танцевать б а рышни - дворянки, заявив, что не танцую т со студентами. Оскорбившиеся студенты демонстративно покинули бал, а на другой день вечером остановили четырехместный возок с отказавшими им «аристокра т- ками» и заставили их сделать с ними два тура польки по снегу 93 . По досуговому поведению казанские студе нты были одной из самых мобильных групп населения: они легко и непринужденно п е- ресекали границы досуговых пространств и нередко чувствовали 93 Бобрыкин П.Д. В путь - дорогу. Т. 2. Кн. 3. С. 51 - 67. В пространстве социальной истории 334 себя «своими» как на дворянском балу, так и в самых низкопробных трактирах - «дешевках» и в публичных домах на Песках. Местные власти и полиция весьма снисходительно относились к «шалостям» студиозусов. Впрочем, эта «мягкость» не находила понимания у центральной власти. Так, в 1866 г., пеняя губернатору на очередное попустительство студенческим «шалостям» в городском теат ре (о с- вистали артистов, а при попытке вывести их из театра оказали с о- противление полиции), канцелярия Министерства внутренних дел настоятельно напоминала, что студенты являются «как и прочие ж и- тели города, дворянами, сыновьями купцов, мещан и прочих», а зн а- чит, должны вести себя соответственно званию, а наказывать их, как людей образованных, надо строже, чем других гор о жан 94 . В начале XX в. размывание границ досуговых пространств и усилившиеся «досуговые миграции» еще более обострили проблему коммуникации го рожан. Теперь в одних и тех же пространствах сталкивались стандарты «нормального» досугового поведения пре д- ставителей различных слоев населения. Так, 6 сентября 1911 г. К о- миссия городской управы, заведовавшая городскими садами и па р- ками, жаловалась в своем докладе Казанской городской думе, что, несмотря на развешанные во всех парках плакаты с просьбами с о- блюдать порядок, этот порядок постоянно нарушается, особенно в Андреевском садике в Адмиралтейской слободе и в Черноозерном саду в центре города. «Рабочие близнаходящегося завода Свешник о- ва и другая публика позволяют себе не только ходить по газону, но даже лежать на нем и прочее», — сетовала Комиссия, отмечая, что то же самое происходит и в других городских садах и парках. К о- миссия предлагала думе издать об язательное постановление, которое воспрещало бы горожанам рвать в городских садах и парках цветы, мять траву, выгуливать собак, ездить на велосипедах и т.д. 95 Конфликтные ситуации рождались не только из - за столкнов е- ния разных представлений о допустимом/недо пустимом поведении, стандартов поведения в одних и тех же досуговых пространствах. «Конфликт пространств» наблюдался и в связи с изменением стру к- туры городского досуга к концу XIX – началу XX вв. Новые формы 94 НАРТ. Ф . 1. Оп. 3. Д. 393. Л. 14 - 14об. 95 НАРТ. Ф. 98. Оп. 5. Д. 281. Л. 269 - 270. С.Ю. Малышева. Досуговое пространство… 335 досуга не всегда одобрительно встречались больши нством горожан ввиду принципиального неприятия нового, из - за боязни, из зависти к тем, кто мог себе позволить практиковать эти новые формы, и т.д. К тому же, они, как правило, занимали то пространство городского центра, в котором практиковались привычные ф ормы досуга. Скажем, появление в конце XIX в. в городском пространстве прогулочных и спортивных велосипедов вызывало порой самые н е- гативные отклики горожан, находившие отражение и в газетных з а- метках, и в фельетонах. На улице они позиционировались как исто ч- ники опасности для жизни и здоровья жителей: «…Задавили бабу, / Но не сильно, нет!/ Кто же это сделал? / Да велосипед!». Высказыв а- лись мнения и о негативном влиянии велосипедов и увлечения ими на качество досуга горожан, особенно молодежи. Автор стихотво р- ного фельетона, укрывшийся под псевдонимов «Невидимка и Кº», озвучил это мнение таким обр а зом: «Гимназист уроки Очень плохо знает, Своего Тацита Он под стол бросает. Что ж тому причиной? Знаете вы? Нет? Ах, причина эта – Он, велосипед!! Юноша томится Места не находит, На часы все смотрит, Дома тенью бродит… Он влюблен? И рвется На свиданье? Нет! Он идет не с «нею», С ним — велосипед!» 96 . Важный момент в этом неприятии составляло нежелание видеть велосипед в привычном досуговом пространстве, в частности, в пр о- странстве городских садов и парков. Когда городские власти после долгих дискуссий разрешили велосипедистам ездить только по п е- риметру (!) городских садов, послышались возмущенные голоса, что велосипедистам вообще надо запретить ездить по дорожкам горо д- 96 Злоба дня // Казанский телеграф. 1893. 31 октября. Примечательно, что само слово «велосипед» автор писал неизменно закавыченным. В пространстве социальной истории 336 ски х садов и мешать отдыху прогуливающихся казанцев 97 . В данном случае, любители традиционной формы досуга, пеших прогулок в городских садах, не желали делиться пространством с любителями новой формы досуга — прогулок на велосипедах. Так что стремл е- ние создать в Казани зимний и летний циклодромы в немалой степ е- ни было обусловлено и желанием образовать новое «групповое» пространство, предназначенное только для нужд практикующих эту новую форму досуга и «сочувс т вовавших» им. Таким образом, на протяжении рассматри ваемого периода и е- рархичность и сегрегированность городского досугового простра н- ства являлись его неотъемлемыми характеристиками. Нараставшие процессы гомогенизации и демократизации этого пространства пр о- текали непросто и довольно противоречиво. Постепенно е сближение моделей досугового времяпрепровождения различных городских слоев создавало условия для все более свободного и непринужде н- ного пересечения границ досуговых пространств. Но, несмотря на размывание этих границ, они все же не перестали существовать , в немалой степени из - за того, что идея «своего» и «чужого» простра н- ства была глубоко укоренена в ментальности горожанина. Иера р- хичность и сегрегированность городского досугового пространства привычно воспроизводилась горожанами даже в ситуации выхода за его пределы, например, в дачных поселках и других рекреационных зонах вокруг Казани. Так, в 1908 г. перекочевавшая на летние дачи на станции Васильево «чистая публика» создала досуговое клубное объединение — «Общество благоустройства дачной жизни» 98 , пре д- на значенное для весьма узкой категории дачников. Этот клуб тут же начал создание и соответствующих пространств (курзал для досуг о- вых мероприятий, купальня и пр.). Иерархичность и сегрегирова н- ность городских досуговых пространств в немалой степени спосо б- ствов али консервации множественности досуговых моделей, которые практиковались представителями разных городских слоев, несмотря на нараставшие тенденции сближения досуговых пра к тик. 97 Излюбленное место велосипедистов // Казанский тел еграф. 1893. 29 августа. 98 НАРТ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 2979. Л. 9, 46.

Приложенные файлы

  • pdf 26566168
    Размер файла: 398 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий