Так предоставляется возможность показать ученикам глубину русских фильмов, а также познакомить с великими русскими актерами.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Шукурова Элла Владимировна


1


Использование технических средств на уроках

русского языка и литературы



Сегодня в системе образования произошла целая революция:
поменялся сам объект образования


ученик. Дети


начала ХХI века
кардинально отличаются от детей конца ХХ века


в этом, я
думаю, многие
со мной согласятся. Поэтому


не случайно сейчас возникают трудности и
сложности в процессе обучения. Наши учащиеся прекрасно ориентируются в
новом, высокотехнологичном и предельно информатизированном мире
начала ХХI века


в отличие от многих
педагогов. Многие дети просто
отказываются учиться «по старинке». И здесь уже перед педагогом во весь
рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками,
«войти в ритм » информатизированного общества. На сегодняшний день
практически все к
абинеты оснащены современными техническими
средствами, что позволяет разнообразить уроки, качественно повысить
процесс обучения.


По данным ЮНЕСКО
, когда человек слушает, он запоминает 15%
информации, когда смотрит
-

25% видимой информации, когда видит и
слушает
-

65% получаемой информации. Необходимость применения ТСО,
которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на
различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств
отбора, передачи, преобразования и отображения инфо
рмации позволяет
механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы,
которые всегда были прерогативами человека,
-

управление, проектирование,
исследование и т.п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным
усложнением объектов обучения: не
возможно продемонстрировать сложное
техническое устройство, микросхему или технологический процесс только
вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти
Шукурова Элла Владимировна


2

за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть
невооружѐн
ным глазом, имитировать любые сит
уации.



Будем откровенны: сегодня мы учим детей малочитающих или
увлеченных зарубежной мистикой, фэнтези. К тому же произведения русской
классики 19 века современному школьнику малопонятны: давно исчезли
реалии той эпохи,
коренным образом изменился уклад русской жизни. А
главное


многие слова наполнились совершенно иным лексическим
значением, это другой язык. Поэтому для чтения и понимания русской
классики требуются определенные усилия, готовность к серьезной
внутренней ра
боте. Причем надо не просто понять произведение, а
эмоционально пережить его, ибо только прочувствованное становится
достоянием духовного опыта и запоминается надолго.


Как же заинтересовать учеников произведениями русской литературы?
При подготовке и пров
едении уроков я обязательно продумываю, как
поддержать образное восприятие школьников зрительным рядом.
Разумеется, я не отказываюсь от таблиц и плакатов (в том числе
выполненных своими руками), мела и доски. Но в школу пришли и заняли
свое неоспоримое дос
тойное место новые информационные технологии,
современная мультимедийная техника. Наверное, не стоит рассуждать о
преимуществах уроков, на которых используются ИКТ. Это очевидно. ИКТ


замечательное средство, инструментарий для оптимизации учебного
процесс
а, особенно на уроках, напрямую связанных с различными видами
искусства.


На DVD
-
дисках в серии "Школьная классика" и "Литературная
классика на экране" выпущены фильмы и спектакли по многим
произведениям русской литературы 19

20 веков. Это реставрация лу
чших
советских фильмов и спектаклей, сохранивших бережное отношение к нашей
классике, с хорошим музыкальным сопровождением и гениальной игрой
актеров. Задача моих уроков остается прежней: сделать произведение
доступным для восприятия ученика, помочь пережи
ть эстетическое
Шукурова Элла Владимировна


3

удовольствие, углубиться в проблематику и поэтику произведения,
подготовить к письменным работам в соответствии с программными
требованиями. В дополнение к этому теперь можно планировать и
приобщение школьников к другим видам искусств: музы
ке, театру, кино. Да,
на изучение литературы каждому из моих коллег не хватает отведенных
программой часов. Но, реализуя право корректировать программу на 15

20
%, учитель найдет возможность на нужном этапе урока включить заранее
подготовленный фрагмент фи
льма. Это приближает произведение к
школьнику, делает понятнее конкретную ситуацию, эпизод, (особенно в
драматических произведениях), задает эмоциональный тон урока, повышает
интерес школьников не только к произведениям литературы, но и к кино,
музыке, теа
тру. Так предоставляется возможность показать ученикам
глубину русских фильмов, а также познакомить с великими русскими
актерами. Перед просмотром фрагмента фильма или спектакля ставится
учебная задача, затем начинается работа не только по видеоматериалу,
но и
по тексту, фильм становится замечательным средством постижения
произведения. После просмотра фрагмента спектакля ближе и понятней стал
Чацкий, обстановка дворянского дома, ситуация на балу в доме Фамусовых.
К тому же появился повод для новых размышлен
ий (ведь фигура главного
героя далеко не однозначна): насколько актерское воплощение раскрывает
авторский замысел, совпадает ли с восприятием ученика 21(!) века?
Выстраивается интересная цепочка преемственности: произведения 19 века


постановка 20 века


зрители 21 века.


Новые возможности появляются при формировании и углублении темы
"маленького человека" в русской литературе после просмотра фрагментов
фильмов "Станционный смотритель" (в главной роли Н. Пастухов) в 8
-
м
классе и "Шинель" (в главной роли Р.

Быков) в 9
-
м классе. Зрительные
образы наполняют иным смыслом прочитанное, дают повод вновь
обратиться к тексту и, сравнивая, искать новизну, дополнительные
смысловые оттенки, которые вносят в произведение художественные
Шукурова Элла Владимировна


4

средства кино и театра. Или другой

пример. Фильм 2007 года "Герой нашего
времени" (в главной роли И. Петренко) вызывает неоднозначные суждения,
недоумение "свободным" обращением с романом М. Ю. Лермонтова. Но
соответствующий фрагмент фильма помогает представить напряженную
обстановку дуэли
, взаимоотношения героев, накал борьбы самолюбия с
представлениями о чести, нарушение "кодекса" дуэли, коварство и
готовность на подлость сторонников Грушницкого, трагическое одиночество
Печорина.


В своѐм арсенале имею большое количество дисков
DVD

с
тел
еспектаклями, которые позволяют сравнивать образы персонажей,
созданные разными видами искусства, разными режиссѐрами, сопоставить их
с литературным источником, с субъективным восприятием самих детей. Это
позволяет выстроить интересные задания для индивиду
альной и групповой
работы как на уроке, так и в домашней обстановке. Например, в ходе
изучения повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» был просмотрен
видеофрагмент одноимѐнного фильма
-

оперы П.И.Чайковского. Судьба Лизы
была изменена великим композитором. Задан
ие было следующим:
попытаться объяснить, почему в опере девушка заканчивает жизнь
самоубийством, а у Пушкина она создаѐт семью и вполне счастлива. Для
выполнения задания учителем было рекомендовано обратиться к датам
создания этих произведений, учитывая ис
торические реалии этих
совершенно разных периодов.


Диски с музейными экспонатами и документальными фильмами об
искусстве Древней Греции, Древнего Египта, об истории западноевропейской
и русской живописи оказывают мне большую помощь в проведении уроков
МХК
. Диски с документальными фильмами о нашей истории («Кто мы?»:
цикл телепередач Ф.Разумовского, проекты Л.Парфѐнова и А. Сванидзе)
помогают актуализировать знания учащихся, получение на уроках истории и
необходимые на уроках литературы и МХК.

Шукурова Элла Владимировна


5


Кроме фильмо
в, хорошим дополнением к перечисленным урокам
является иллюстративный материал и готовые презентации.На уроках МХК
программой предусмотрено знакомство с творениями художников,
иконописцев, композиторов разных эпох. Здесь мне просто не обойтись без
примене
ния ИКТ. Ученики 8

9
-
х классов


"уверенные пользователи ПК"


при выполнении домашнего задания готовят презентации с видеорядом и
текстовым материалом. Например, при изучении темы "Музыка в храме"
звучат православные молитвы (в исполнении ансамбля "Валаам
"


это
готовые записи на диске), песни иеромонаха Романа, сопровождаемые
показом слайдов. Следующий урок


"Русские колокольные звоны", для него
подготовлены презентации "История колоколов", "Приметы, пов
ерья,
поговорки о колоколах" и сообщение "Звоны на Руси". На уроке звучат
колокола. На 3
-
м уроке


просмотр фрагмента фильма А. Тарковского
"Андрей Рублев" "Колокол" с комментариями учителя к нему. Итог


целостное представление о том, как зарождалось иску
сство колокольных
звонов, какую роль играло в истории православия и культуре Руси, как
отливали колокола, есть информация и о современных фестивалях
колокольных звонов России (они проходят и в нашем городе). Согласитесь,
без современных достижений техники
ученики узнали бы "кое
-
что кое о
чем". Незаменимы (наряду с альбомами и репродукциями) презентации и при
изучении темы "Образы Богородицы". Ученики не только знакомятся с
разными образами Богородицы (Умиление, Одигитрия, Знамение, Оранта),
но и рассказываю
т о чудесных явлениях икон людям, о даровании исцелений,
о чудесах и знамениях от икон, в том числе и о чуде новгородской иконы
"Знамение". Потом можно посетить храм и в нашем городе, где ученикам
показывают иконы, рассказывают историю их создания.


Степен
ь и формы использования сети Интернет на занятиях МХК
сильно зависят от наличия техники и устойчивой связи. Чаще всего учителя
используют информационную сеть при подготовке традиционного урока, для
сбора иллюстративных материалов, которые затем предъявляют
ся учащимся
Шукурова Элла Владимировна


6

на уроке. Но даже в этом, достаточно уже традиционном виде работы, можно
рекомендовать учителю не все делать самому. Какую
-
то часть работы по
сбору иллюстративного материала можно поручить учащимся, разбив их на
определенные тематические группы
, и определив точное задание. Например,
учитель готовит урок о мегалитических сооружениях древности. Эта тема
необычайно интересна ученикам, и они с большим удовольствием будут
искать в сети материалы по ней. Одна группа учащихся ищет изображения
менгиров,

другая


кромлехов, третья


дольменов. Такой поиск может
составить немалую долю, так называемых, предваряющих домашних
заданий.


Иногда приходится потратить немалое время, чтобы рассказать
учащимся биографии деятелей искусства, познакомить их с основным
и
произведениями художников, архитекторов, композиторов. В этом случае
ученики, как правило, являются лишь пассивными слушателями (зрителями).
При наличии сети Интернет на занятии, этот процесс можно превратить в
активную деятельность самих учащихся. Естес
твенно, что руководить этой
деятельность должен учитель, правильно задавая параметры поиска сведений
и иллюстративного материала. Задания для такой самостоятельной работы в
сети я предлагаю следующие:

• выберете три произведения Микеланджело, характеризующ
ие основные
стороны его творчества;

• найдите по три примера итальянского, французского и английского парков;

• найдите произведения Д. Веласкеса, которые отражают основные этапы его
жизненного пути;

• найдите по два примера каждого из жанров, в которых ра
ботали «малые
голландцы»;

• найдите по пять изображения архитектурных сооружений,
характеризующих московский и петербургский классицизм.


Как показывает практика, для такого поиска учащимся, знакомым с
принципами поиска в сети, требуется 20
-
30 минут. Остав
шуюся часть
Шукурова Элла Владимировна


7

занятия можно посвятить демонстрации результатов поиска, обоснованию
учащимися своего выбора, подведению итогов. Такие занятия всегда
проходят насыщенно, живо, интересно и надолго остаются в памяти
учеников. Понятно, что такого типа заданий мож
ет быть множество. При
организации поиска такого типа часто желательно усложнить задание,
попросив учеников сравнить художников или их произведения по тем или
иным параметрам:

• найдите по три изображения древнегреческих статуй раннего периода
(куросы, кор
ы) и эллинистического периода, сравните их и назовите пять
отличий;

• укажите на найденных изображениях, какие элементы древнегреческого
театра используются в современных театральных зданиях;

• покажите на изображениях, как формы древнерусской деревянной
а
рхитектуры повторяются в каменном строительстве на Руси;

• найдите пять ярких отличий полотен Рембрандта от полотен Рубенса;

• определите, к какому типу европейских парков ближе всего традиционный
японский садик, и докажите это на изображениях;

• определит
е основное отличие бытового романса от романса, написанного
профессиональным композитором;

• назовите схожие черты в произведениях абстракционистов и сюрреалистов
в XX веке.


Понятно, что на такую работу должно отводиться больше времени. К
тому же подобное

сравнение возможно лишь тогда, когда ученики, в
основном, уже освоили то, что сравнивают. Такого типа задания очень
неплохо использовать в качестве контрольных работ при завершении
изучения какой
-
либо темы.

Некоторые темы из курса МХК вполне можно предлож
ить учащимся для
самостоятельного изучения. В этом случае лучше пользоваться сетевыми
энциклопедиями, в которых иллюстративный материал оснащен большим
Шукурова Элла Владимировна


8

количеством пояснений. Подобную работу лучше предлагать в качестве
домашней. Но небольшие темы могут быт
ь освоены и прямо на занятии.


Формированию навыков содержательного, смыслового, стилевого
анализа художественного текста на уроках литературы помогает музыка,
используемая в качестве дидактического материала. Загадочный
музыкальный мир, взаимодействуя с
миром художественного слова,
развивает эмоциональную сферу ребѐнка, помогает ему более полно
выразить мысли и чувства. Здесь мне на помощь приходит магнитофон с
аудиозаписями. Я убеждена, что при отборе музыкального дидактического
материала учителю не обяз
ательно иметь специальное музыкальное
образование, важнее ориентироваться на эстетические симпатии. Музыка
может быть помощницей при создании творческих работ, не заменяя при
этом традиционные, прекрасно зарекомендовавшие себя виды работы.
Источниками ус
тных и письменных высказываний учащихся могут
послужить музыкальные образы тех предметов речи, которые представлены в
художественных произведениях. Это явления природы, предметы, времена
года и т.д., способные вызвать эстетические переживания. Музыка помож
ет
лучше понять замысел автора, характер описываемого. Однако используемые
музыкальные отрывки не должны быть большими по объѐму. Это позволит
неоднократно прослушать музыку, а значит добиться более качественного
«перевода» информации с языка одного искусс
тва на язык другого, отыскать
для этого выразительные языковые средства, предупредить возможные
ошибки,
-

иными словами, подготовить учащихся к устным и письменным
высказываниям. Кроме того, звучащая на уроке литературы музыка является
своеобразной подсказ
кой, которая направляет воображение учащихся,
создаѐт определѐнный эмоциональный настрой. В качестве примера можно
привести аудиозаписи музыкальных картинок Свиридова к повести
А.С.Пушкина «Метель» или «Реквием» Моцарта на уроке, посвящѐнном
маленькой тр
агедии «Моцарт и Сальери».

Шукурова Элла Владимировна


9


Какие виды заданий могут быть предложены учащимся?


1. Использование музыкального фона на уроке, создающего эмоциональную
атмосферу при работе над художественным произведением или эпизодом.


2. Сопоставление пейзажных зарисовок

в музыке и художественном
произведении.


3. Аналитическая работа по характеристике персонажей, созданных
языковыми и музыкальными средствами.


4. Итоговая работа по осмыслению философских понятий художественного
произведения. ( Сравн.: рассказ Ф.Глинки
«Последнее уничтожение на
Бородинском поле» и пьесу М.П.Мусоргского «Катакомбы» из цикла
«Картинки с выставки»).


5. Создание устного и письменного сочинения на основе музыкального
произведения по теме рассказа.


6. Отбор собственного музыкального иллюстр
ативного материала к
художественным произведениям.


Все вышеназванные приѐмы и методы использования технических
средств и информационных ресурсов позволяют мне сэкономить учебное
время, вовлечь учащихся в проектную деятельность, формируют их
креативность,

развивают духовно и эмоционально. Разумеется, нужно
учитывать, что использование их на уроках не цель, а средство в активизации
учебно
-
воспитательного процесса в современной школе. Поэтому
необходимо тщательно продумывать целесообразность их использования

на
том или ином этапе урока. Однако, исходя из современной концепции
образования, широкое применение их не только возможно, но и необходимо.




Приложенные файлы

  • pdf 26566373
    Размер файла: 85 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий