Тем не менее, и в Москве, и в Петербурге действовали и русские, и иностранные труппы. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
)33. 1997
-
45
58 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
http:ТТwww.art
-
education.ruТelectronic
-
journal

№ 2, 2016



146



Соловьянова Ольга Юрьевна

Ol
'
ga

Solov
'
yanova


преподаватель сольного пения

ГБПОУ г. Москвы КМТИ им. Г
.
П
.
Вишневской

solo singing teacher

of Moscow

musical theater college named after

G
.
P
.

Vishnevskaya




ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
-
ВОКАЛИСТОВ
К МУЗЫКАЛЬНО
-
ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Historical retrospective and modern features
of

students
’ initiation

to
musical theater




Ключевые слова:
учебный музыкальный театр, история становления, взаимодействие, синтез
искусств, развитие вокалиста.

Keywords:
students‱

musical theatre, the history of the
devepoment
, interaction, synthesis of arts,
development of singer.


Аннотация
.
В данной статье через историческую ретроспективу раскрывается значение
учебного музыкального театра для развития профессиональных качеств уч
ащихся
-
вокалистов.

Abstract
.
In this article, using a historical perspective
it is revealed

the importance of the academic
musical theatre for the development of
students
-
vocalists


professional qualities.



Cинтетические

модели образования имеют глубокие исторические корни и
соотносятся с формированием всесторонне развитой, гармоничной личности уже в
древневосточной и древнегреческой культурах.

Исторические корни учебного музыкального театра в нашей стране ведут к
тем
временам, когда театральное искусство осуществляло свои первые шаги.

Так, во второй половине ХVII века складывающийся новый культурный и
бытовой уклад способствовал возникновению первого в России театра, который
разместился во дворце царя Алексея Михайлов
ича в селе Преображенском.
Большую роль в формировании этого театра сыграл Иоганн Готфрид Грегори (с
1658 года


учитель в школе при лютеранской кирхе в Москве), знакомый с
европейской традицией школьного театра, получившего название школьно
-
дидактического
. Школьные пьесы носили назидательный характер, и их главная
цель состояла в воспитании и обучении.

Первые спектакли ©Артаксерксово действоª (1672 г.) и ©Олоферново
действоª (1673 г.) включали в себя развернутое музыкальное сопровождение: ©и в
органы играл
и, и на фиолах, и в страменты, и танцевали…ª [1].

)33. 1997
-
45
58 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
http:ТТwww.art
-
education.ruТelectronic
-
journal

№ 2, 2016



14
7

В 1703 году в Москве по указу Петра I открывается публичный театр
©Комидийная храминаª


большое здание, вмещавшее до 500 человек зрителей.


Главной задачей театра Петр считал воспитание патриотических чувс
тв в
обществе на основе воспевания побед русского оружия и прославления государя, а
основным требованием к этому развлечению было требование ©разумности и
приличийª.

В этом театре выступала труппа немецких актеров, возглавляемая
антрепренером И.Х. Кунстом
. Этот опыт не был удачным, и театр не пользовался
большим успехом у зрителей. Это было связано с тем, что пьесы, исполнявшиеся в
этом театре, были написаны тяжелым, запутанным слогом, имели значительную
временную продолжительность.

Вместе с тем, в среде р
оссийской аристократии уже в то время было модно
устраивать у себя так называемые ©музыкальные мирыª.

Европейская традиция школьного театра повлияла на развитие русской
культурной жизни в первой четверти ХVIII века


школьные театры создавались
при учебны
х заведениях в Москве и в других городах.

Центром этого процесса стала Славяно
-
греко
-
латинская академия, где
спектакли отражали требования Петра к прославлению военных побед русской
армии в театральных постановках.


Значительным произведением школьной дра
матургии стала трагикомедия
©Владимирª, написанная видным государственным деятелем Феофаном
Прокоповичем. ©Обращение к теме крещения Руси, одной из древнейших реформ,
давало возможность, не выходя за пределы традиционной религиозной тематики
школьной драмы
, создать политически актуальное произведениеª [2].

В это время по
-
новому проявляется и народный театр. Наиболее ярким
явлением этого вида театрального искусства стала народная драма ©Царь
Максимилианª, сохранявшаяся в народной памяти на протяжении двух ст
олетий.
Несмотря на то, что оформление самого спектакля было предельно простым и
лаконичным, в спектакле значительную роль играло музыкальное сопровождение.
Оно заключалось, в основном, в пении народных песен, характер которых
соответствовал содержанию той

или иной сцены.

Со школьным театром тесно был связан и кукольный вертепный театр.
Тематика спектаклей была основана на событиях Рождества


поклонении волхвов,
пастухов, избиении младенцев и наказании царя ирода. Во второй части
представления показывалис
ь комические сцены, сопровождавшиеся музыкой и
пением народных песен.

Со времен Анны Иоа
нновны забота о публичном театре стала все более
занимать и императорскую фамилию, и придворных. Но постепенно
поступательное движение театрального дела стало тормозиться из
-
за ряда
анахронизмов


религиозной символики, аллегорических олицетворений и т.п.,

которые применялись в школьной драме и придавали всему действу тяжелый,
малоподвижный характер.

Тем не менее, и в Москве, и в Петербурге действовали и русские, и
иностранные труппы. Так, одной из самых известных была труппа итальянских
)33. 1997
-
45
58 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
http:ТТwww.art
-
education.ruТelectronic
-
journal

№ 2, 2016



148

артистов, руководи
мая Джиованни
-
Батиста Локателли. Театр был приписан к
Московскому университету, директором которого в то время был Михаил
Матвеевич Херасков, который был очень увлечен театром и сам писал для него
пьесы. Среди актеров театра были и студенты университета, в

том числе, и
прославившийся впоследствии драматург Денис Иванович Фонвизин.

В середине XVIII века в Петербурге, в Зимнем дворце, где выступала
придворная итальянская труппа, происходит значимое событие, отражающее
поступательный путь развития русского теа
тра.


В 1751 году на сцену выходит Елизавета Белоградская, которую считают
первой профессиональной певицей России. ©На публичном театре женские роли
впервые стали исполняться женщинами … вслед за учреждением постоянного
русского театра. Первыми русскими ак
трисами были Марья и Ольга Ананьины и
Мусина
-
Пушкина…ª [3].

В театре Сухопутного Шляхетного начинает свою драматургическую
деятельность А.П. Сумароков, в творчестве которого складываются формы
русского классицизма, восходящие к корнелевской традиции. Здесь

в 1747 году
была поставлена трагедия А.П. Сумарокова ©Хоревª, в которой античный сюжет
интерпретируется в русле легендарной истории Киевской Руси. Последующие
пьесы этого автора дают представление о тех изменениях, которые происходят
внутри самой театраль
ной формы. Так, в постановке трагедии ©Дмитрий
Самозванецª вводятся новые звуковые эффекты


например, звук колокола за
сценой, а также, что особенно важно в русле данного исследования, изменяется
форма монолога. ©Это не традиционные монологи
-
размышления,
дающие
последовательное и логическое развитие мыслей, плавные и мелодические по
звучанию. Главные монологи Дмитрия


это взволнованные тирады, наполненные
короткими фразами
-
восклицаниями, со множеством многоточий, вопросительных
и восклицательных знаковª [
2].

Это изменение коснулось и музыкального театра, где вокальные
высказывания героев становятся более эмоциональными, взволнованными, в них
активизируется динамика развития музыкальной фразы, используются яркие
музыкальные.

©Обращение русских литературн
о
-
театральных деятелей к опыту
европейского и, в первую очередь французского классицизма сделало возможным
быстрое и интенсивное развитие этого стиля в Россииª [2].


На первый план выходят морально
-
этические проблемы, достоинство и
права человека, ответств
енность монарха перед народом. Передача в сценическом
пространстве подобных чувств и настроений требовала особой подготовки
артистов. Музыка давала гораздо большую свободу высказывания, чем
прозаический или даже стихотворный текст. Поэтому роль музыкальног
о театра во
второй половине ХVIII века значительно возрастает.

Традиции школьных театров продолжают развиваться на новом уровне


так,
в театральная деятельность студентов Московского университета обогащается
хорошей музыкальной подготовкой, серьезные заня
тия музыкой придают
театральным постановкам Смольного института благородных девиц яркость и
)33. 1997
-
45
58 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
http:ТТwww.art
-
education.ruТelectronic
-
journal

№ 2, 2016



149

глубину передачи содержания разыгрываемых пьес. ©В России сложились все
условия для создания национального театра: возникла и развивалась драматургия,
в широко расп
ространившихся по стране театрах ©охочих комедиантовª
формировались многочисленные кадры полупрофессиональных актеров.
Учреждение общедоступного постоянного профессионального театра связано с
выдающимся деятелем русской культуры ХVIII века Ф.Г. Волковым, к
оторого
Белинский называл ©отцом русского театраª [2].

В 1749 году в Ярославле был открыт первый публичный театр, которым
руководил Федор Волков, а уже в 1752 году труппа этого театра по указанию
Елизаветы Петровны представляет в Петербурге мистерию св. Д
митрия
Ростовского. В скором времени театр Ф.Г. Волкова становится одним из
Императорских театров.

Наиболее яркие страницы становления русского театра связаны все же с
музыкальным театром.

В качестве примера можно привести постановку оперы Ф. Арайи на ли
бретто
А.И. Сумарокова ©Цефал и Прокрисª, осуществленную силами актеров русской
оперной труппы (3 февраля 1755 года). Этот день считают днем рождения русского
оперного театра. Пресса того времени так откликнулась на это событие: ©Шестеро
молодых людей росс
ийской нации, из коих старшему от роду не более 14 лет и
которые нигде в чужих краях не бывали… представляли сочиненную господином
полковником Александром Петровичем Сумароковым на российском языке и
придворным капельмейстером господином Арайем на музыку п
оложенную оперу
©Цефал и Прокрисª называемую, с таким в музыке и в итальянских манерах
искусством и столь приятными действиями, что все знающие справедливо
признали сие театральное представление за происходящее совершенно по образцу
наилучших в Европе опер
ª [4].

Примечательно, что кроме спектаклей придворных трупп при дворе
Екатерины II, при дворе большим успехом пользовались любительские спектакли,
которые довольно часто показывали в Эрмитажном театре.

В таких спектаклях принимали участие и совсем юные
артисты
-
любители


это были придворные пажи, кадеты Морского и Сухопутного шляхетного
кадетского корпуса, а также воспитанницы вновь учрежденного Смольного
института благородных девиц, в программу обучения которых входили занятия
музыкой, пением и танцами.


Популярность любительских театров говорит о том, что участие в
любительских спектаклях, в том числе, и музыкальных, не требовало от артистов
-
любителей больших усилий


вокальные партии представляли собой
непродолжительные, не сложные в техническом отноше
нии номера, отличающиеся
мелодичностью, выразительностью и позволяли исполнителям
продемонстрировать свою музыкальность и индивидуальные вокальные данные,
даже в том случае, если они на отличались выдающимися качествами.

В 1759 году в Москве ©был завед
ён публичный русский театр, но он
просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в
1762 году по случаю коронования Екатерины II. ©После первого московского
)33. 1997
-
45
58 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
http:ТТwww.art
-
education.ruТelectronic
-
journal

№ 2, 2016



150

театра при Московском университете постоянно действующая антреприза начала
сь
в Москве с открытием в 1766 так называемого Российского театра, который
возглавил полковник Н. С. Титов. Для его спектаклей императрица Екатерина II
предоставила помещение московского придворного театра


Головинский
Оперный дом [в Лефортове].ª [5].

Ва
жным фактором развития вокального творчества становится деятельность
крепостных театров, так как в лучших из них создаются особые, как сейчас сказали
бы ©лабораторныеª условия подготовки оперных артистов.

©При Екатерине II славились театры Румянцева, Волко
нского; у гр.
Шереметева было четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и
Останкино). В 1790
-
х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при
160 актёрах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах
были оркестры му
зыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие
помещичьи труппы бывали и в провинции…ª [5].


Ярким примером выдающегося уровня развития музыкального образования
стал театр Шереметевых. Из документов, писем и воспоминаний современников
известно,
что будущие певцы шереметевского театра начинали учиться в 7 лет.
Программа их обучения была насыщенной и разнообразной. Будущие артисты
постигали премудрости теории музыки, осваивали игру на нескольких
музыкальных инструментах, изучали иностранные языки,
занимались танцами,
сценической речью, им прививали утонченные манеры.

В первую очередь, высокий уровень подготовки обуславливался тем, что с
учениками занимались лучшие педагоги. Так, со знаменитой солисткой
шереметевского театра Прасковьей Ковалевой
-
Жем
чуговой занимался сам
Джузеппе Сарти


бывший в то время художественным руководителем
императорских театров, а также вокалисты Е.С. Сандунова, Барборини и Олимпий,
игру на арфе преподавал Кордон, М.С. Синявская и И.А. Дмитревский


драматическое искусство,

Торелли


итальянский язык, мадам Дюврии


французский.

Принимая во внимание высокий уровень подготовки вокалистов в
крепостных театрах, а также в тех учебных заведениях, которые возникли на
протяжении ХVIII века


Сухопутный шляхетный корпус, музыкальны
е классы в
Московском университете и Академии художеств, необходимо отметить, что
социальной группы свободных музыкантов в России тогда еще не существовало и
полноценное профессиональное обучение музыке, и вокалу, в том числе,
начинается уже во второй поло
вине ХIХ столетия с момента создания сначала
Петербургской, а вскоре и Московской консерваторий.

Значение театра этого времени укладывалось, в основном в определение
©благонравное развлечениеª, но внутри поступательного процесса развития этого
вида искусс
тва происходило становление важнейших основ, давших направление
дальнейшему расцвету театрального дела в России и, что особенно важно для
данного исследования, складывались художественно
-
музыкальные формы,
которые могут оказать существенную помощь в обучен
ии вокалистов и в наше
время.

)33. 1997
-
45
58 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
http:ТТwww.art
-
education.ruТelectronic
-
journal

№ 2, 2016



151

Изучение истории становления музыкального театра в России позволяет
сделать вывод о значимости этой формы в развитии вокального искусства.

Важной задачей музыкантов
-
исполнителей в современном мире является
освоение и проникн
овение в сущность высокохудожественных произведений не
только музыки, но и всех видов искусства, так как они в той или иной степени
взаимосвязаны и имеют общую цель


транслировать ощущения и образы, влиять
на духовную жизнь человека.


Музыкальный театр д
ает возможность для создания особой развивающей
среды, в которой синтез искусств воздействует на личность, побуждая ее к
всестороннему совершенствованию.

Современная социокультурная ситуация требует развития у учащихся
-
вокалистов лидерских качеств и коммун
икативных компетенций. Очевидно, что
студенческий учебный музыкальный театр


это образовательная модель, где
учащиеся могут получать практические навыки и компетенции, свойственные
лидеру.

Сегодня для успешного развития профессиональных качеств учащихся
-
в
окалистов будет полезным обращение к театральным технологиям, взятым в
контексте музыкального материала, характерного для второй половины ХVIII века
так, как:

-

музыкальный театр того времени уже приобрел отчетливые черты
профессионального творческого организма, а особенности развития русского
музыкального театра отразились на содержании и форме музыкальных
произведений, в особенности, вокальных.

-

их содержани
е было призвано воспитывать патриотические чувства, а
идейно
-
художественное наполнение должно было выражаться при помощи
естественного певческого звучания, которое опиралось в своей основе на глубокие
народные певческие традиции.



ЛИТЕРАТУРА

1.

Варнеке

Б.
В. История русского театра: Изд. 2
-
е, значи
тельно дополненное [Текст] / Б.
В.
Варнеке / СПб.: Изд. Н. Н. Сергиевского, 1914.


С. 31.


702 с.

2.

Некрасова

Л.
М. Русский театр и драм
атургия ХVIII века [Текст] / Л.
М. Некрасова
/Мировая художественная культу
ра.
Эпоха Просвещения / под ред. Е.
П. Кабковой.


СПб.:
Питер, 2006.


С. 301.


464 с.

3.

История создания русского театра [Элект
ронный ресурс].


Режим доступа
:

http://theatreru.narod.ru/index.html

4.

Финдейзен

Н.
Ф. Очерки по истории музыки в России, т. I

[Текст] / Н.
Ф. Финдейзен.


М
-
Л.
:

Госмузиздат, 1929.


С. 95
-
96.


348 с.

5.


Хромов

О.
Ю. Начало русского т
еатра [Электронный ресурс] / О.
Ю. Хромов.


Режим
доступа: http://www.notabene.ru/history/1rusteatr.html



Приложенные файлы

  • pdf 26566377
    Размер файла: 435 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий