Комплексное этнокультурное содержание осуществляется в Бардымской гимназии, в которой преподавание ведется на русском языке, а на учебных дисциплинах и факультативных курсах осваиваются татарский и башкирский языки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
19.07.2016 шСЭД-26-01-06-536
Юб утверждении Концепции "" развития этнокультурного образования в Пермском крае
В целях совершенствования и дальнейшего развития этнокультурного образования в Пермском крае ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития этнокультурного образования в Пермском крае.
2. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов (городских округов) Пермского края при организации работы руководствоваться данным приказом и довести данный приказ до сведения заинтересованных лиц. |
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Сидорову Л.С.
И.о.министра j/^Jy^ ^\ О.В.Шабурова
СЭД-26-01-06-536 19.07.2016
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от ^_ = №
КОНЦЕПЦИЯ
развития этнокультурного образования в Пермском крае
Пояснительная записка
Концепция развития этнокультурного образования в Пермском крае (далее - Концепция) предусматривает обеспечение конституционных прав граждан на получение качественного образования с этнокультурным содержанием, в том числе право на обучение на родных языках и изучение родных языков, а также совершенствование образования в Пермском крае через этнокультурное содержание в рамках законодательных документов Российской Федерации.
Положения Концепции обращены на развитие и обогащение этнокультурной образовательной среды в Пермском крае с учетом совершенствования педагогических практик и изменяющихся требований общества, на сохранение многокультурных традиций Российской Федерации, воспитание гражданских чувств и общероссийских ценностей.
Концепция определяет основные цели, задачи и принципы развития этнокультурного образования в Пермском крае, выделяет его основные направления и средства реализации, формулирует ожидаемые результаты.
Концепция как система взглядов на место и роль этнокультурного содержания в образовании предназначается в качестве идейного документа управлениям образования муниципальных районов (городских округов) Пермского края, образовательным организациям и педагогам, реализующим этнокультурное содержание образования.
Концепция является теоретико-методологической основой развития содержания этнокультурного образования в Пермском крае.
Концепция определяет:
основные перспективы развития этнокультурного образования в Пермском крае;
единые научно-методические подходы к разработке и внедрению этнокультурного содержания образования в регионе;
основные социально-педагогические условия и принципы этнокультурного содержания образования.
Концепция констатирует, что этнокультурное образование имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное
значение. Концепция призвана расширить возможности образования на основе этнокультурного содержания.
Г.Общие положения
Содержательные и организационно-функциональные изменения в образовательной политике России на современном этапе обусловлены введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), открывающих предусмотренную законом возможность и механизмы реализации конституционных прав граждан на сохранение и развитие родных языков и национально-культурное развитие. Население Пермского края проявляет заинтересованность в сохранении своей культуры, языков, духовности через развитие системы образования. Исходя из данного положения, главное назначение Концепции - определить концептуальные подходы этнокультурного образования в современной образовательной политике в Пермском крае.
Прежде всего, необходимо обеспечить гражданское согласие многонационального пермского сообщества, укрепить гражданское единство в Пермском крае как неотъемлемой территории Российской Федерации, проявляя в равной мере заботу о больших и малых языках и культурах. Образовательная организация с этнокультурным содержанием должна выступать проводником и воспитателем гражданской консолидации, источником просвещения о культурном разнообразии Пермского края, проводником равенства культурных прав.
Для этих целей необходима разработка оптимальных путей внедрения этнокультурного содержания образовательными организациями,
реализующими программы с этнокультурным содержанием. Эти организации должны обеспечивать, наряду со стандартной подготовкой обучающихся, удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей участников образовательных отношений.
Необходимы поддержка, укрепление, развитие действующих и открытие новых школ, классов, групп, учреждений дошкольного и дополнительного, среднего профессионального образования с этнокультурным содержанием образования в Пермском крае, с возможностью объединения таких учреждений в единую сеть и использования скоординированной образовательной программы. Количество учреждений с этнокультурным содержанием образования охватывает малую часть образовательных организаций региона и не отвечает современным вызовам в сфере межнациональных отношений.
Необходимы правовая и организационная поддержка сертификации, контроля, количественных и качественных оценок деятельности государственных общеобразовательных учреждений по реализации
этнокультурного содержания образования, их методическое сопровождение, апробация и внедрение соответствующих учебных курсов и модулей.
Требуется система экспертизы программ и учебников, используемых в общеобразовательных организациях, в части этнокультурного содержания (в т. ч. экспертизы учебной и методической литературы зарубежного происхождения).
Концепция разработана во исполнение положений Конституции Российской Федерации, международных обязательств России1, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, одна из основных задач которой - «организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами»2. Концепция учитывает положения федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, воспитания, культуры, национальной политики3.
Концепция исходит из следующих задач, указанных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года4:
задачи в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания, которые «заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательных отношений путем:
повышения роли гуманитарного направления в образовании, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;
совершенствования системы обучения в общеобразовательных организациях в целях сохранения и развития культур и языков народов России
1 Постановление Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. Ла 1559-1 «О ратификации Конвенции о правах
ребенка»,
г Указ Президента РФ от 01.06.2012 г, № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-
2017 годы».
3 Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального
согласия»; Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе
«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».
* Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. Х° 1666. «О стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
введения в программы общеобразовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России;
использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;
совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения»;
задачи по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России:
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка; недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества.
Концепция детализирует механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», которым в ст. 14 «Язык образования» гарантируется «получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования»5.
Концепция опирается на основные положения ФГОС, которые учитывают региональные, национальные и этнокультурные потребности обучающихся Российской Федерации и направлены на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Концепция учитывает основные направления развития воспитания, изложенные в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в части создания условий «для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными
5 Федеральный закон от 29.12.20 ] 2 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
языками, навыками коммуникации; знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры; <...> воспитания у детей гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развития культуры межнационального общения»6.
Концепция развивает и конкретизирует основные положения ст. 13 «Национальное образование» Закона Пермского края от 12 марта 2014 года № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае»7. Концепция разработана во исполнение подпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» государственной программы Пермского края «Обеспечение взаимодействия общества и власти»8.



















II. Современное состояние этнокультурного образования в Пермском крае
Современная этнографическая карта Пермского края представляет сложную мозаику. В настоящее время в Пермском крае проживают представители 146 национальностей. По данным Всероссийской переписи 2010 года, в Пермском крае русские составляют 2,2 млн чел., или 83% населения, татары- 115,5 тыс. (4,4%), коми-пермяки- 81 тыс. (3,1%), башкиры - 32,7 тыс. (1,2%), удмурты - 20,8 тыс. (0,8%), украинцы - 16,3 тыс. (0,6%). Сохраняются территории компактного расселения ряда этнических групп. Наряду с этим, при значительных объемах миграции, возрастает дисперсность расселения. Полиэтничными являются не только города Пермского края, но и сельские поселения. В значительной части образовательных учреждений коллективы обучающихся также полиэтничны по составу.
В Пермском крае имеются группы, проживающие компактно в сельских поселениях, сохраняющие родной язык и особенности народной культуры. К ним относятся коми-пермяки, коми-язьвинцы, группы татар и башкир, марийцев, удмуртов, а также группы русского населения. В местах компактного расселения некоторых групп в дошкольных учреждениях имеется: обучение на родном языке (татарский), билингвальное обучение или использование русского языка на занятиях, родного - во внеучебной деятельности (татарский, коми-пермяцкий языки). В школьных учреждения ведется обучение на родном языке (на татарском) в начальных классах, изучается родной язык как учебная дисциплина (татарский, коми-пермяцкий, удмуртский) в начальной и основной
6 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7 Закон Пермского края от 12.03.2014 г. № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае».
* Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1326-п. Об утверждении государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти».
школах. Изучается родной язык (коми-пермяцкий, коми-язьвинский, марийский, удмуртский) на факультативных курсах в начальной и основной школах.
В настоящее время в крае сохраняется модель общеобразовательного учреждения «национальная школа», главный статусный критерий которой -преподавание родного языка. С 2000 года действует пока единственная в крае «национальная гимназия» (с. Барда), реализующая комплексное этнокультурное образование. В 2015/16 учебном году функционировало 96 школьных образовательных учреждений, в которых велось обучение на родном (нерусском) языке или язык изучался как предмет. Количество детей, обучающихся на родном языке - 239 человек, изучающих родной язык как предмет - 5343 человека, факультативно - 1013 человек. Большинство из таких учреждений составляют школы с преподаванием татарского языка - 49; коми-пермяцкого языка - 43, в двух школах изучается коми-язьвинский язык, в одной - удмуртский и в одной - марийский.
На протяжении последних десяти лет в некоторых дошкольных учреждениях наблюдается переход на общение с детьми на русском языке, в школьном образовании - сокращение числа национальных школ и количества обучающихся в них детей. Сеть национальных образовательных учреждений представлена в основном сельскими школами, которых в первую очередь коснулись такие проблемы, как уменьшение численности обучающихся из-за демографической ситуации, оптимизация сети образовательных учреждений. В большинстве национальных школ родной язык преподается только до 9 класса, а на некоторых территориях с компактным проживанием народов вообще не ведется преподавание предмета «родной язык». Двухгодичный перерыв в языковом образовании и отсутствие предметов по языку негативно сказываются при поступлении выпускников в профессиональные учреждения по специальным профилям филологического образования. Повышается спрос на этнокультурное содержание в системе дошкольного образования.
На территории края реализованы проекты по обеспечению учебно-методическим комплексом и отдельными учебными изданиями по коми-пермяцкому и коми-язьвинскому языкам, коми-пермяцкой литературе. Разработан и успешно реализуется новый методический образовательный комплекс для дошкольного образования. С 2006 по 2012 год осуществлялся проект «Новый коми-пермяцкий учебник». За пять лет разработано и издано 11 учебников. В настоящее время ведется работа над учебно-методическими комплексами по родному коми-пермяцкому языку и вузовскими учебниками, соответствующими требованиям ФГОС. С начала 2000-х годов впервые стали разрабатываться учебные программы, факультативные и интегрированные курсы для школ по изучению языка, культуры, истории коми-язьвинцев:
«Коми-язьвинскии букварь», «Традиционный фольклор язьвинских пермяков», «Книга для чтения», «Дидактические материалы к урокам изучения лексики коми-язьвинского языка» и др.
Помимо языкового образования, детские сады и школы активно используют другие формы работы с этнокультурным содержанием -осуществляют проектную и исследовательскую деятельность, вводят этнокультурное содержание в учебно-познавательные задачи в рамках освоения программ учебных дисциплин и т. д. Примеров позитивного опыта работы много. Так, по проблеме обновления содержания образования на традициях русского народа работали педагогические коллективы школ г. Чайковского (№ 2 и № 8), Суксунского района (школа № 2), Чернушинского района (школа № 6) и других территорий края. Комплексное этнокультурное содержание осуществляется в Бардымской гимназии, в которой преподавание ведется на русском языке, а на учебных дисциплинах и факультативных курсах осваиваются татарский и башкирский языки, обучающиеся участвуют в собирательской и исследовательской деятельности, осваивают этнокультурное содержание на краткосрочных курсах и других образовательных формах. Одна из главных задач педагогов Васькинской основной школы Суксунского района, где обучаются дети трех марийских деревень: Васькино, Тебеняки, Иванково, создание воспитательной среды, основанной на истории и культуре Суксунского района, родных деревень и национальных традициях марийского и других народов. Осуществлению этнокультурного образования способствуют учебные издания по географическому, литературному, историческому краеведению Пермского края (Князева Н. А. «Маленький пермяк»; Горбацевич Н. П., Шатрова Н. В. «Прикамье; странички далеких и близких времен»; Чагин Г. Н. «Народы и культуры Урала в XIX-XX вв.» и др.), которые нуждаются в обновлении для соответствия требованиям ФГОС.
Значительная часть представителей разных народов и этнических групп в Пермском крае расселены дисперсно, они не сохранили или сохранили не в полной мере бытовое общение на нерусских языках (белорусы, мордва, немцы, поляки, татары, украинцы и др.). В крупных поселениях и городах по инициативе общественных национальных центров функционируют воскресные школы и центры изучения родных языков и культур. С 2004 года в г. Чернушке по инициативе курултая башкир и при поддержке районной администрации работает центр изучения башкирского языка и культуры «Оран» («Зов»), В г. Перми на базе Дворца детского (юношеского) творчества более 20 лет действуют воскресные школы. Воскресные школы и языковые курсы работают и при обществах российских немцев «Видергебурт» («Возрождение») в г. Березники, Краснокамске, Соликамске, Перми, пос. Усть-Качка и других населенных пунктах; а также при Пермской региональной
еврейской национально-культурной автономии, на базе которой ведутся курсы по ивриту и культурным традициям еврейского народа.
На территории Пермского края с конца XX века обосновалось немало выходцев из других российских регионов и других государств. Особенно заметны переселенцы с Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Чечня). По переписи 2010 года в Пермском крае насчитывалось 5,6 тыс. азербайджанцев, 5,5 тыс. армян, 4,2 тыс. узбеков, 3,5 тыс. таджиков, 1 тыс. киргизов, 1 тыс. грузин, а также некоторое количество дагестанцев, чеченцев, осетин. Хотя доля «новых» мигрантов в составе постоянного населения региона не является существенной (постоянно проживающие таджики, армяне, азербайджанцы, узбеки, киргизы составляют лишь 0,1-0,2% жителей региона), компактность их расселения, замкнутость социальных структур, представленность лишь в определенных сферах занятости, проблемы социальной и этнокультурной адаптации делают их заметными в регионе. В образовательных учреждениях наблюдается слабая адаптация детей из семей мигрантов, а для детей выходцев из других государств, кроме этого, препятствием к адаптации и успешной учебе является языковой барьер.
В настоящее время ряд образовательных учреждений в Пермском крае вводит специальные программы и осуществляет проекты, направленные на развитие толерантной среды, адаптацию детей мигрантов к условиям школы, освоение ими русского языка (МБОУ «Карагайская СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 25» г. Перми и др.).
По инициативе общественных национальных организаций - Центра армянской культуры, Общества пермских грузин «Иберия» - в г. Перми действуют языковые воскресные школы, способствующие как сохранению этнической специфики, так и интеграции детей в региональное сообщество.
Полученный образовательными учреждениями опыт работы с детьми мигрантов отражен в публикациях педагогов и учителей, в методических рекомендациях.
Большая часть этнокультурного содержания образования осуществляется во внеурочной деятельности и в организациях дополнительного образования, в системе которых реализуются следующие направления:
народное декоративно-прикладное творчество,
краеведческий туризм,
фольклорное песенное и хореографическое творчество,
учебно-исследовательская и проектная работа,
музейная деятельность,
спортивная деятельность (народные виды игры, борьбы и др.).
В Пермском крае 114 образовательных учреждений имеют паспортизированные школьные музеи по краеведению, этнографии, научно-
технической и другим темам. Более 30 детских фольклорных коллективов в своем репертуаре учитывают местные народные традиции. В декоративно-прикладном творчестве осваиваются традиционные народные технологии и используются региональные изобразительные мотивы.
В крае имеется опыт проведения мероприятий, направленных на развитие взаимодействия, культурный обмен и повышение мотивации обучающихся к изучению родного языка, истории и культуры Прикамья. С 1991 года традиционно проводятся в регионе областные (краевые) олимпиады по родному языку. Имеется позитивный опыт организации летних творческих и профильных лагерей по изучению родных языков, культуры, истории. Проводятся ежегодные краевые исследовательские конкурсы обучающихся по этнографическим и краеведческим темам, либо мероприятия включают соответствующие секции. В течение 7 лет (2005-2012) детские и подростковые коллективы образовательных организаций с этнокультурным содержанием образования собирал фестиваль «Содружество», в рамках которого культурно-досуговые воспитательные мероприятия обеспечивали создание позитивного поликультурного пространства для взаимодействия детей и взрослых, выработку у них навыков культуры межнационального общения. Культурно-просветительские мероприятия на территории края проводятся в День коми-пермяцкого языка, утвержденный указом губернатора Пермского края в 2010 году, в дни национальных культур народов Пермского края.
Профессиональная подготовка педагогических кадров в крае включает учебные дисциплины и специальные курсы по этнокультурному образованию, краеведению, обеспечивая формирование этнопедагогической компетентности будущих педагогов. Подготовку специалистов-филологов по родному языку осуществляют коми-пермяцко-русское отделение Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Кудымкарский педагогический колледж (коми-пермяцкий язык), до недавнего времени - Осинское педагогическое училище (татарский язык). В настоящее время существует проблема недостаточного обеспечения образовательных учреждений учителями по коми-язьвинскому языку, так как данная специальность появилась только недавно, а также подготовки в крае молодых специалистов по татарскому языку и литературе.
Повышение квалификации педагогических кадров, реализуемое в крае ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», Коми-Пермяцким институтом усовершенствования учителей, вузами, включает мероприятия по проблемам этнокультурного образования в форме курсов, семинаров, круглых столов, конференций, конкурсов, которые способствуют освоению инновационных практик, выявлению положительного опыта педагогов, взаимодействию образовательных организаций. В качестве одного из примеров
развития профессионального сообщества педагогов в этнокультурной деятельности можно назвать краевую конференцию «Этническая культура и современная школа» (2003-2011), проводившуюся в разных муниципальных районах, что позволяло педагогам лучше узнать родной край, познакомиться с опытом работы образовательных учреждений.
С целью повышения квалификации педагогов выстроены связи с образовательными учреждениями соседних регионов (Удмуртской Республики, Республики Татарстан), способствующие оказанию педагогам научной и методической помощи в преподавании родных языков и реализации этнокультурного содержания.
Несмотря на сохранение и функционирование в крае этнокультурного образования, назрела потребность в его модернизации, которая обусловлена необходимостью учета:
новых государственных стандартов системы образования,
происходящих современных этнокультурных и миграционных процессов и современных задач национальной политики Российской Федерации,
современных потребностей многонационального сообщества региона, показывающих интерес не только к языковой (лингвистической) ориентации содержания этнокультурного образования, но и широкой его этнокультурной составляющей.
Среди частных проблем, требующих решения и развития в рамках современного образовательного пространства:
стагнация в развитии этнокультурного образования, необходимость развития новых моделей образовательных учреждений, новых видов и методов работы, а также обеспечения вариативности в освоении этнокультурного содержания,
отставание в разработке современных учебных комплексов, учебно-методических материалов, отвечающих государственным образовательным стандартам,
необходимость включения учебно-методических комплексов этнокультурного содержания в федеральный перечень учебников,
необходимость развития новых форм, которые способствуют взаимодействию субъектов этнокультурного образования,
потребность в осуществлении мониторинга системы этнокультурного образования в крае.




III. Цель и задачи этнокультурного образования в Пермском крае
Цель этнокультурного образования - обеспечение развития и совершенствования образовательной системы в Пермском крае с учетом
интересов граждан, исторических и этнокультурных особенностей Пермского края и современных требований к образованию.
Задачи этнокультурного образования:
реализация конституционных прав человека и гражданина на обучение родным языкам, использование родных языков в повседневной жизни, образовательной и воспитательной среде, права на национально-культурное развитие;
формирование у обучающихся представлений о российском гражданском единстве, гармонизация развития личности обучающегося как ответственного гражданина страны, осознающего ценность ее культурного разнообразия и наследия;
формирование знаний, умений и навыков, повышающих социальную компетенцию и адаптационные возможности обучающихся, улучшающих возможности выпускников на общероссийском и международном рынке труда;
воспитание уважения к национальным языкам, традициям, обычаям, формирование отношения к ним как явлению культуры,
IV. Принципы реализации содержания этнокультурного образования
в Пермском крае
К основным правовым принципам реализации содержания этнокультурного образования в Пермском крае следует отнести:
создание условий для реализации прав обучающихся и других участников образовательных отношений на изучение, сохранение и развитие родных языков, народных традиций, культурного и духовного наследия;
учет региональных, национальных, этнокультурных, языковых потребностей населения регионов Российской Федерации9;
соответствие этнокультурного содержания нормативным требованиям государственных образовательных стандартов;
этнокультурное содержание образования является частью системы образования в Пермском крае и направлено на повышение ее эффективности;
органическое сочетание в системе образования русского языка как государственного и родных (национальных) языков; истории России и ее регионов; общероссийского культурного наследия и народных традиций.
Мировоззренческие принципы:
формирование понимания участниками образовательных отношений фундаментального значения разнообразия культур, уважения иного мнения, способности к разумному компромиссу как условия бесконфликтного сосуществования и социального мира в современном российском обществе;
9 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
уважение участников образовательных отношений к культурному наследию Пермского края и регионов России;
принцип преемственности традиций - общероссийских, региональных, этнокультурных, семейных;
формирование у обучающихся представления о ценности единства российской гражданской нации и неотъемлемости ее культурного и языкового разнообразия;
признание обязательности владения государственным русским языком и знания истории России как основы гражданской интеграции.
Социально-педагогические принципы:
добровольность и элективность этнокультурного содержания образования;
вариативность этнокультурного содержания образования, которая предусматривает создание учебных заведений с родным языком обучения разных типов, отвечающих потребностям населения и объективным условиям, использование различных методик, моделей и методов на основе применения современных образовательных технологий;
формирование конкурентоспособности - социальная и социально-профессиональная ориентированность этнокультурного содержания образования, формирование знаний, умений и навыков социальной адаптации обучающихся;
соответствие запросам и потребностям обучающихся, их родителей, других участников образовательных отношений;
личностно ориентированный подход в преподавании этнокультурного содержания образования с учетом особенностей возрастных и социальных групп обучающихся;
непрерывность этнокультурного содержания образования, включая дошкольный уровень и дополнительное обучение;
научность этнокультурного содержания образования и методических приемов обучения и воспитания;
комплексное освоение этнокультурного содержания образования обучающимися - обучение родным языкам, предметам либо темам этнокультурной направленности.
V. Приоритетные направления развития этнокультурного образования
в Пермском крае
Этнокультурное образование развивает и делает более эффективной систему образования в целом, являясь ее важной гуманитарной составляющей. Среди направлений и задач этнокультурного образования;
создание благоприятных условий для преподавания национальных языков и культур, и модернизация системы их преподавания;
повышение эффективности образовательной деятельности с этнокультурным содержанием;
содействие образованию, социальной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов;
развитие этнокультурной компетенции педагогов;
обеспечение научно-методического сопровождения этнокультурного образования.
5,1. Развитие системы преподавания родных языков
Современные тенденции языкового образования направлены на полилингвальное обучение. Система языкового обучения должна строиться на методически обоснованном соотношении трех основных составляющих: 1) изучение русского языка как государственного, являющегося основой гражданской идентичности россиян, 2) изучение родного языка как реализация конституционных прав граждан и улучшение возможностей социализации в региональном и местном сообществе, 3) изучение иностранного языка как механизм приобщения к мировой культуре и развития коммуникативных. способностей.
Обучение на родном языке и изучение родного языка - одна из основ личностного развития обучающихся, формирующая уникальные качества самовыражения, основа для сохранения многонационального российского сообщества.
Развитие системы преподавания родных языков возможно при комплексном использовании ряда средств.
Формирование благоприятной среды для развития у обучающихся мотивации к изучению родньгх языков. Одним из важных обстоятельств развития мотивации в современных условиях является практическая востребованность языка, которая актуализируется при наполнении учебного материала, его популяризацией в учебных организациях (вывески, афиши, видеоматериалы, интернет-сайты на родных языках, внедрение фольклорных материалов в учебные дисциплины) и его использованием при решении учебных задач проблемного и практико-ориентированного характера. Существенными факторами поддержания мотивации являются использование родных языков в общественных местах, в прессе, табличках организаций, в семейном общении, а также осознание обучающимися историко-культурной ценности языков, чему способствует интегрированное этнокультурное образование, развитие образовательных и воспитательных форм работы с использованием родных языков.
Развитие на уровне субъекта Российской Федерации нормативной базы по обеспечению прав граждан на получение образования на родных языках,
в том числе утверждение рекомендаций по учебно-тематическому планированию, документов по подготовке государственной итоговой аттестации, по установлению статусов образовательных учреждений с преподаванием родных языков.
Обеспечение возможности непрерывного изучения родного языка в образовательных учреждениях в рамках специальных предметов, факультативных курсов и других форм деятельности как лингвистического, так и этнокультурного содержания в учебном и воспитательном процессе. Непрерывность обучения обеспечивает поддержание качественного лингвистического знания, сохранение языковой учебной среды и потенциал использования родного языка обучающимися в будущем в профессиональных целях.
Максимальное использование потенциалов образовательной среды для обеспечения качественного изучения родного языка и реализации творческих способностей на родном языке. Образовательная среда имеет широкие возможности для поддержания и развития коммуникативных и лингвистических компетентностей обучающихся через развитие межпредметных связей, использование языка во внеурочных, дополнительных формах деятельности.
5.2. Совершенствование этнокультурного содержания образования
Этнокультурное содержание представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, определяемых историко-культурными этническими и региональными особенностями.
Этнокультурное содержание образования должно способствовать воспитанию нравственно-этических и семейных ценностей; развитию личностного отношения обучающихся к малой родине, родному народу; пониманию самобытности культур разных народов, воспитанию уважительного и позитивного отношения к культурным различиям, культуры межнационального общения; адаптации обучающихся к социально-культурным условиям региона и местности; формированию всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому развитию на основе национальных и региональных традиций, ценностей российской и мировой культуры.
Совершенствование этнокультурного содержания образования выражается в следующем.
Разработка программ этнокультурного образования на региональном, муниципальном, институциональном уровнях, учитывающих культурные особенности населения территории, ее традиции и историю, системно описывающих основные механизмы реализации и предполагаемые результаты.
Развитие комплексного характера этнокультурного содержания образования: реализация основных его составляющих (языковой, художественно-эстетической, исторической и др.) в системе работы образовательных организаций, что позволяет формировать более полное представление о народной и региональной культуре, выявлять таланты и возможности обучающихся, использовать разные формы работы, в том числе межпредметные связи.
Максимальное использование в образовательных целях регионального и местного материала, научных достижений этнографии, краеведения.
Использование для реализации этнокультурного содержания образования учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического профилей, путем включения дополнительных материалов для решения предметных и метапредметных задач.
Организация специальных курсов, воспитательной деятельности и обеспечение дополнительного образования с отражением местной традиционной духовной культуры и истории.
Применение системно-деятельностного подхода в реализации этнокультурного содержания образования: развитие активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Совершенствование педагогических форм и технологий работы: поисковой, краеведческой, исследовательской и проектной деятельности, детского познавательного туризма, театральной и музейной педагогики, прикладного и социального творчества; а также методов, ориентированных на «активное познание», способствующих реализации этнокультурного содержания по требованиям образовательных стандартов.
Развитие деятельности музеев образовательных учреждений как этнокультурных, краеведческих образовательных центров, аккумулирующих этнокультурное содержание.






5.3. Образование для детей из семей мигрантов
Образование детей из семей мигрантов должно строиться на правовых законодательных нормах РФ, быть доступным и качественным, способствовать их адаптации и интеграции в российском сообществе и в конкретных образовательных учреждениях. В основе образования детей из семей мигрантов лежат следующие способы и формы работы:
обеспечение освоения русского языка в необходимом объеме;
обеспечение освоения основных ценностей российской и региональной культуры;

развитие толерантной образовательной среды и равноправного отношения ко всем обучающимся в образовательных учреждениях;
применение индивидуального подхода в образовании: введение дополнительных занятий по русскому языку, альтернативных форм получения и освоения предметных знаний;
использование диалоговых форм работы, позволяющих установить контакт и понимание, адаптироваться к условиям образовательной среды.
5.4. Подготовка и повышение квалификации педагогических работников
Подготовка педагогических кадров подразумевает обеспечение системы образования края специалистами по родным языкам и другим направлениям этнокультурного образования, компетентными в вопросах этнических традиций и межэтнического общения. Подготовка кадров осуществляется на базе средних специальных и высших учебных заведений региона и подразумевает учет следующих вопросов:
обеспечение подготовки специалистов по коми-пермяцкому языку на территории края;
выстраивание системы взаимодействия с регионами России и зарубежными странами для обеспечения подготовки специалистов по родным языкам (удмуртский, марийский, башкирский, чувашский и другие), обеспечение целевой подготовки необходимых кадров в вузах соседних регионов;
включение в учебные программы средних специальных и высших педагогических организаций дисциплин и специальных курсов по этнокультурному образованию;
проведение целевой подготовки и переподготовки кадров по узким специальностям (учитель коми-язьвинского языка, специалист по музейной педагогике, руководитель детского фольклорного коллектива и другие).
Современное содержание образования придает новый смысл и создает новые условия реализации этнокультурного образования. Это предопределяет изменения в системе повышения квалификации работников образования, которая призвана решать задачи удовлетворения их профессионально-образовательных потребностей и направлена, с одной стороны, на освоение педагогом продуктивных способов проектирования этнокультурного содержания, с другой стороны, на отработку технологий и приемов эффективной его реализации с использованием принципа сетевого взаимодействия. Потенциал сетевого взаимодействия позволяет консолидировать ресурсы современных организаций для решения актуальных проблем этнокультурного образования и достижения значимых образовательных целей.
Содержание повышения квалификации подвижно, оно изменяется и зависит от задач, которые стоят перед школой сегодня. В контексте развития этнокультурного образования актуализируются темы: «Культурно-исторические особенности и традиции народов Пермского края», «Развитие педагогической толерантности», «Воспитание толерантности у школьников», «Управление эмоциями», «Управление проектами», «Воспитание гражданственности у школьников», «Культура межнационального общения» и др.
Образовательные мероприятия для педагогов должны включать технологии интерактивного обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти и внимания, но и на творческое, продуктивное мышление, поведение и общение. Этому способствуют такие формы повышения квалификации, как научно-методические, проектные, учебно-методические семинары, семинары-тренинги, проектные мастерские, дискуссионные площадки и др. Использование результатов апробационной деятельности по введению государственных образовательных стандартов нового поколения в процессе повышения квалификации повышает эффективность результатов.
Изменения в системе повышения квалификации для педагогических работников предусматривают решение следующих задач:
повышение квалификации педагогических работников на основе их профессиональных потребностей;
повышение персональной ответственности педагогов за дальнейшую реализацию результатов, продуктов, полученных в рамках образовательных мероприятий;
апробация, рецензирование и распространение дидактических, методических материалов, разработанных в ходе и по результатам образовательных мероприятий;
стимулирование инновационной образовательной деятельности педагогов через проведение конкурсов профессионального мастерства, учебных разработок, педагогических форумов и других мероприятий.





средствами совершенствования системы научно-методического обеспечения являются следующие.
Обновление и развитие комплексов учебных и методических пособий по родным языкам и литературе, региональной истории, краеведению в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и регистрация их в федеральном перечне.
Формирование и развитие баз информационных, методических и учебных материалов, соответствующих современным требованиям, на уровне образовательных краевых, муниципальных, институциональных учреждений.
Проведение регулярных мероприятий на краевом, муниципальном и институциональном уровнях (конференций, конкурсов, фестивалей, смотров и др.) по этнокультурному содержанию образования, содействующих распространению педагогического опыта, укреплению связей между образовательными организациями, межкультурному общению обучающихся.
Развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями для реализации совместных образовательных и методических проектов, взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся и общественными объединениями.
Проведение исследований по изучению особенностей формирования этнической и региональной идентичности подрастающего поколения в современных условиях.
Мониторинг этнокультурного образования, направленный на изучение процессов удовлетворения этнокультурных и региональных образовательных потребностей населения.
VI. Модели образовательных организаций
Имеющийся положительный опыт этнокультурного образования, созданные инновационные образовательные модели требуют законодательного закрепления.
Модели образовательных организаций должны основываться на принципе комплексного освоения этнокультурного содержания образования обучающимися - обучение родным языкам, предметам либо темам этнокультурной направленности. Для удовлетворения этнокультурных потребностей населения и сохранения этнокультурного многообразия образовательные организации должны быть дифференцированы и иметь разный статус, закрепленный в уставных документах.
В регионах России в настоящее время нет единого термина для обозначения образовательных учреждений, работающих с этнокультурным содержанием, по-прежнему используется термин «национальная школа». Учитывая требования законодательства Российской Федерации, следует
использовать термин образовательная организация, реализующая этнокультурное содержание (этнокультурная образовательная организация). В отсутствие данного определения в федеральном законодательстве для необходимого правового регулирования данный термин требует закрепления на уровне субъекта федерации.
Развитие различных типов и моделей этнокультурных образовательных организаций происходит на основании устойчивых запросов участников образовательных отношений, требований федеральных государственных образовательных стандартов образования и с учетом особенностей культуры, традиций и бытующих языков региона или местности. Функционирующие модели. Модель 1. Этнокультурная гимназия.
Современная ситуация определяет разные потребности в обучении родному (нерусскому) языку: от его знания на бытовом уровне до получения базовых фундаментальных знаний по языку и этнической культуре. Одним из механизмов реализации разных потребностей общества может служить этнокультурная гимназия, образовательная модель которой основана на широком и глубоком освоении этнокультурного содержания, инновационной образовательной деятельности.
Успешный опыт реализации данной модели образовательного учреждения представлен в деятельности Бардымской гимназии (с. Барда Бардымского района), в которой ведется преподавание, наряду с русским и иностранными языками, татарского и башкирского языков, действует этнографический музей, этнокультурное содержание представлено в разных направлениях деятельности. Успешный опыт гимназии следует использовать в организации образовательных отношений в других территориях региона. Модель 2. Образовательное учреждение с изучением родного языка. Внутри данной модели реализуется несколько вариантов: школы с преподаванием на родном языке в начальной школе, в дальнейшем преподавание родного языка как предмета;
школы с русским языком обучения, с преподаванием родного языка как учебной дисциплины.
Этнокультурная составляющая кроме языкового образования включена отдельными элементами в содержание предметов, внеурочную деятельность и носит комплексный характер.
Модель 3. Образовательное учреждение, реализующая этнокультурное содержание.
Образовательные организации, где имеются предметы, курсы этнокультурной направленности, разделы или темы с этнокультурным содержанием в рамках основного или дополнительного образования (например,
ведется факультативное преподавание родного языка, а также выстроена система работы с этнокультурным содержанием через музейную педагогику, систему дополнительного образования, другие направления деятельности).
Модель 4. Воскресная школа.
Школа, реализующая преподавание родного языка и знакомство с народной культурой в системе дополнительного образования детей и в рамках деятельности общественных, религиозных и иных центров.
Перспективные модели
Модель 5. Образовательное учреждение - этнокультурный центр.
Осуществляет комплексное освоение этнокультурного содержания, а именно: преподавание родного языка, включение этнокультурного содержания образования в учебные дисциплины, факультативные курсы, в разные виды внеклассной работы и дополнительного образования. Школа -этнокультурный центр активно взаимодействует с государственными и общественными институтами10.
Модель 6. Образовательное учреждение - сетевой этнокультурный образовательный центр.
Образовательное учреждение становится образовательной и методической базой для реализации актуальных проектов в этнокультурной сфере, выступает площадкой для апробации новых методик, реализует проекты, охватывающие сеть образовательных организаций, по той или иной тематике. Потребность в таких центрах существует как на краевом уровне, так и на уровне муниципалитетов, в частности она обусловлена выработкой организационных и содержательных методик по технологиям адаптации и интеграции мигрантов. К таким сетевым проектам можно отнести и возможность организации обучения родным языкам в районах дисперсного и этнически смешанного расселения.
Дошкольные образовательные учреждения, реализующие этнокультурное содержание, также могут включаться в предложенные модели. Для дошкольных образовательных учреждений возможно три варианта выстраивания образовательной и воспитательной программы:
дошкольные образовательные учреждения с использованием родного языка в обучении и воспитании;
дошкольные образовательные учреждения, реализующие билингвальное образование;
дошкольные образовательные учреждения с русским языком обучения, реализующие этнокультурное содержание в образовательной деятельности.
10 В настоящее время к такой модели образовательного учреждения можно отнести некоторые школы Пермского края: МБОУ «Архангельская C011I» Юсьвинского района, МБОУ «Болыпекочинская СОШ» Кочевского района, МБОУ «Карьевская СОШ» Ординского района.
Учитывая индивидуальность и уникальность каждой этнической ситуации в муниципалитетах, особенности опыта и традиций образовательных организаций, уровень компетентности преподавательского состава, каждая образовательная организация выстраивает свою модель этнокультурного образовательного и воспитательного пространства.
VII. Целевые характеристики выпускника образовательной организации Пермского края, реализующей этнокультурное содержание
образования
Реализация этнокультурного содержания в образовательных организациях должна выражаться в формировании у выпускника следующих качеств и характеристик:
осознание своей гражданской принадлежности (или: осознание себя гражданином Российской Федерации), основанное на чувстве долга, любви к своей стране, понимание ценности ее культурного и языкового богатства;
осознание своей этнической принадлежности, основанное на чувстве ответственности за сохранение и развитие культурного наследия, интересе к народной культуре, любви к родному краю, знание его истории и географии;
наличие языковых и культурных компетенций, направленных на сохранение региональных и местных культурных традиций;
толерантное сознание и поведение, владение нормами поведения и общения, готовность и способность вести диалог с людьми своей и иной культуры, достигая взаимопонимания;
уважение к народам, культурам и традициям регионов России и других государств; знание и уважение традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа;
способность к адаптации и самореализации в современных социально-экономических условиях, готовность к участию в жизни края и страны, сохранению и приумножению культурной самобытности и культурного наследия России и своего региона.













VIII. Термины и понятия
В содержании этнокультурного образования используются следующие термины и понятия.
Гражданский мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех этнических групп Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической и религиозной основе; политика толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий населения Российской Федерации.

Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через общественные институты. Ответственный фажданин как представитель гражданского общества формируется посредством воспитания и образования, включая приобретение знаний о многообразии культур, языков и традиций, понимание сложности окружающего мира.
Духовно-нравственное воспитание личности фажданина России -педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых фажданских ценностей, носителем которых являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья.
Культурное многообразие - многообразие культур и народов в России и мире, признаваемое участниками образовательных отношений как самостоятельная ценность, как проявление свободы культурного выбора, условие свободного развития, стабильного фажданского общества.
Мониторинг этнокультурного образования-организация систематических наблюдений содержания образовательных курсов, профамм, модулей, соответствующих методических разработок и результатов их внедрения для целей корректировки этнокультурного содержания образования и его воздействия на целевые характеристики обучающихся.
Народ - 1) население государства, фаждане государства-фажданская нация (российский народ), жители страны; 2) этническая общность, национальность (русский народ, народы Севера); 3) трудовая масса населения страны (трудовой народ, простой народ).
Национальное самосознание, национальная идентичность - разделяемое фажданами представление о своей сфане, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. Формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о фажданской нации - одна из основ воспитания патриотизма.
Национальность - 1) в некоторых сочетаниях означает то же, что нация; 2) то же, что народ в значении 2; 3) в Конституции Российской Федерации -национальная принадлежность.
Национальный язык - 1) см. родной язык; 2) языки народов Российской Федерации; язык населения11.
Нация (от лат. nation - племя, народ) - 1) государственно-территориальная и политико-правовая общность фаждан, обладающая - при
11 Закон РФ от 25.10.1991 г. Jfe 18-07-1 (ред. от 12.03.2014 г.) «О языках народов Российской Федерации», вводная часть, ст. 3.
сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия - общностью языка, культуры, самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъективности в геополитическом пространстве нового времени; 2) в отечественной научной традиции - одна из ступеней исторического развития этнической общности.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, гордость за свое Отечество и малую родину, готовность к служению Отечеству.
Предметы этнокультурной направленности - специальные учебные курсы, предметы, дисциплины, включая преподавание родных языков, краеведение и др., ориентированные на приобщение обучающихся к этнокультурному наследию, обучение элементам и навыкам традиционной/народной культуры.
Преподавание родного языка - наличие курсов, предметов, дисциплин (основных, дополнительных), в рамках которых обучающиеся получают знания и навыки владения родным языком (см. также национальный язык).
Родной язык - язык, который оценивается личностью как родной; человек может владеть или не владеть родным языком, использовать или не использовать этот язык в повседневной жизни; человек может иметь более одного родного языка. Конституция Российской Федерации гарантирует право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68, п. 3).
Российская гражданская идентичность - свободное самоотождествление личности с российской нацией, представление о принадлежности к российскому государству.
Современная образовательная политика в области этнокультурного образования - это совокупность разработанных теорией и получивших практическое развитие в действующем законодательстве доктринальных идей, определяющих функционирование и развитие системы образования, воплощаемой в работе сети образовательных организаций, государственных образовательных стандартах и реализующих их образовательных программах с учетом региональных особенностей.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими людьми своих идей, позиций, действий и т. д. Толерантность - признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства. В политике толерантность означает допущение и терпимое отношение к оппозиции. Толерантность - необходимое условие решения социально-политических и идеологических проблем при помощи взаимного учета и согласования интересов в ходе переговоров и достижения компромиссов. Толерантность нельзя смешивать с беспринципностью и соглашательством, непротивлением злу насилием, терпимостью к вседозволенности, в том числе к антиконституционным незаконным действиям,
Этническая группа - то же, что народ в значении 2, либо часть этого народа.
Этническая принадлежность - в российской традиции то же, что национальная принадлежность в ее этнографическом (этнокультурном) значении. Ощущаемая либо декларируемая индивидом принадлежность к группе, общине, народу с определенными этнографическими особенностями (в языке, культуре, религии и проч.).
Этнический - относящийся к принадлежности к народу в значении 2 либо к группе этого народа.
Этнокультурное образование - процесс изучения и освоения этнокультурного содержания образования в рамках федерального государственного стандарта образования.
Этнокультурное содержание образования - наличие в программе учебных курсов, предметов, дисциплин отдельных разделов, тем и сюжетов, формирующих представление обучающихся о родных языках и этнокультурном наследии (сведения о традиционных народных культурах).
Язык обучения - язык, на котором ведется преподавание одного или нескольких курсов, предметов, дисциплин, помимо собственно изучения данного языка. Языком обучения может быть государственный язык, родной язык, иностранный язык.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими людьми своих идей, позиций, действий и т. д. Толерантность - признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства. В политике толерантность означает допущение и терпимое отношение к оппозиции. Толерантность - необходимое условие решения социально-политических и идеологических проблем при помощи взаимного учета и согласования интересов в ходе переговоров и достижения компромиссов. Толерантность нельзя смешивать с беспринципностью и соглашательством, непротивлением злу насилием, терпимостью к вседозволенности, в том числе к антиконституционным незаконным действиям,
Этническая группа - то же, что народ в значении 2, либо часть этого народа.
Этническая принадлежность - в российской традиции то же, что национальная принадлежность в ее этнографическом (этнокультурном) значении. Ощущаемая либо декларируемая индивидом принадлежность к группе, общине, народу с определенными этнографическими особенностями (в языке, культуре, религии и проч.).
Этнический - относящийся к принадлежности к народу в значении 2 либо к группе этого народа.
Этнокультурное образование - процесс изучения и освоения этнокультурного содержания образования в рамках федерального государственного стандарта образования.
Этнокультурное содержание образования - наличие в программе учебных курсов, предметов, дисциплин отдельных разделов, тем и сюжетов, формирующих представление обучающихся о родных языках и этнокультурном наследии (сведения о традиционных народных культурах).
Язык обучения - язык, на котором ведется преподавание одного или нескольких курсов, предметов, дисциплин, помимо собственно изучения данного языка. Языком обучения может быть государственный язык, родной язык, иностранный язык.
Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через общественные институты. Ответственный фажданин как представитель гражданского общества формируется посредством воспитания и образования, включая приобретение знаний о многообразии культур, языков и традиций, понимание сложности окружающего мира.
Духовно-нравственное воспитание личности фажданина России -педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых фажданских ценностей, носителем которых являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья.
Культурное многообразие - многообразие культур и народов в России и мире, признаваемое участниками образовательных отношений как самостоятельная ценность, как проявление свободы культурного выбора, условие свободного развития, стабильного фажданского общества.
Мониторинг этнокультурного образования-организация систематических наблюдений содержания образовательных курсов, профамм, модулей, соответствующих методических разработок и результатов их внедрения для целей корректировки этнокультурного содержания образования и его воздействия на целевые характеристики обучающихся.
Народ - 1) население государства, фаждане государства-фажданская нация (российский народ), жители страны; 2) этническая общность, национальность (русский народ, народы Севера); 3) трудовая масса населения страны (трудовой народ, простой народ).
Национальное самосознание, национальная идентичность - разделяемое фажданами представление о своей сфане, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. Формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о фажданской нации - одна из основ воспитания патриотизма.
Национальность - 1) в некоторых сочетаниях означает то же, что нация; 2) то же, что народ в значении 2; 3) в Конституции Российской Федерации -национальная принадлежность.
Национальный язык - 1) см. родной язык; 2) языки народов Российской Федерации; язык населения11.
Нация (от лат. nation - племя, народ) - 1) государственно-территориальная и политико-правовая общность фаждан, обладающая - при
11 Закон РФ от 25.10.1991 г. Jfe 18-07-1 (ред. от 12.03.2014 г.) «О языках народов Российской Федерации», вводная часть, ст. 3.
сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия - общностью языка, культуры, самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъективности в геополитическом пространстве нового времени; 2) в отечественной научной традиции - одна из ступеней исторического развития этнической общности.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, гордость за свое Отечество и малую родину, готовность к служению Отечеству.
Предметы этнокультурной направленности - специальные учебные курсы, предметы, дисциплины, включая преподавание родных языков, краеведение и др., ориентированные на приобщение обучающихся к этнокультурному наследию, обучение элементам и навыкам традиционной/народной культуры.
Преподавание родного языка - наличие курсов, предметов, дисциплин (основных, дополнительных), в рамках которых обучающиеся получают знания и навыки владения родным языком (см. также национальный язык).
Родной язык - язык, который оценивается личностью как родной; человек может владеть или не владеть родным языком, использовать или не использовать этот язык в повседневной жизни; человек может иметь более одного родного языка. Конституция Российской Федерации гарантирует право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68, п. 3).
Российская гражданская идентичность - свободное самоотождествление личности с российской нацией, представление о принадлежности к российскому государству.
Современная образовательная политика в области этнокультурного образования - это совокупность разработанных теорией и получивших практическое развитие в действующем законодательстве доктринальных идей, определяющих функционирование и развитие системы образования, воплощаемой в работе сети образовательных организаций, государственных образовательных стандартах и реализующих их образовательных программах с учетом региональных особенностей.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими людьми своих идей, позиций, действий и т. д. Толерантность - признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства. В политике толерантность означает допущение и терпимое отношение к оппозиции. Толерантность - необходимое условие решения социально-политических и идеологических проблем при помощи взаимного учета и согласования интересов в ходе переговоров и достижения компромиссов. Толерантность нельзя смешивать с беспринципностью и соглашательством, непротивлением злу насилием, терпимостью к вседозволенности, в том числе к антиконституционным незаконным действиям,
Этническая группа - то же, что народ в значении 2, либо часть этого народа.
Этническая принадлежность - в российской традиции то же, что национальная принадлежность в ее этнографическом (этнокультурном) значении. Ощущаемая либо декларируемая индивидом принадлежность к группе, общине, народу с определенными этнографическими особенностями (в языке, культуре, религии и проч.).
Этнический - относящийся к принадлежности к народу в значении 2 либо к группе этого народа.
Этнокультурное образование - процесс изучения и освоения этнокультурного содержания образования в рамках федерального государственного стандарта образования.
Этнокультурное содержание образования - наличие в программе учебных курсов, предметов, дисциплин отдельных разделов, тем и сюжетов, формирующих представление обучающихся о родных языках и этнокультурном наследии (сведения о традиционных народных культурах).
Язык обучения - язык, на котором ведется преподавание одного или нескольких курсов, предметов, дисциплин, помимо собственно изучения данного языка. Языком обучения может быть государственный язык, родной язык, иностранный язык.
сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия - общностью языка, культуры, самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъективности в геополитическом пространстве нового времени; 2) в отечественной научной традиции - одна из ступеней исторического развития этнической общности.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, гордость за свое Отечество и малую родину, готовность к служению Отечеству.
Предметы этнокультурной направленности - специальные учебные курсы, предметы, дисциплины, включая преподавание родных языков, краеведение и др., ориентированные на приобщение обучающихся к этнокультурному наследию, обучение элементам и навыкам традиционной/народной культуры.
Преподавание родного языка - наличие курсов, предметов, дисциплин (основных, дополнительных), в рамках которых обучающиеся получают знания и навыки владения родным языком (см. также национальный язык).
Родной язык - язык, который оценивается личностью как родной; человек может владеть или не владеть родным языком, использовать или не использовать этот язык в повседневной жизни; человек может иметь более одного родного языка. Конституция Российской Федерации гарантирует право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68, п. 3).
Российская гражданская идентичность - свободное самоотождествление личности с российской нацией, представление о принадлежности к российскому государству.
Современная образовательная политика в области этнокультурного образования - это совокупность разработанных теорией и получивших практическое развитие в действующем законодательстве доктринальных идей, определяющих функционирование и развитие системы образования, воплощаемой в работе сети образовательных организаций, государственных образовательных стандартах и реализующих их образовательных программах с учетом региональных особенностей.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими людьми своих идей, позиций, действий и т. д. Толерантность - признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства. В политике толерантность означает допущение и терпимое отношение к оппозиции. Толерантность - необходимое условие решения социально-политических и идеологических проблем при помощи взаимного учета и согласования интересов в ходе переговоров и достижения компромиссов. Толерантность нельзя смешивать с беспринципностью и соглашательством, непротивлением злу насилием, терпимостью к вседозволенности, в том числе к антиконституционным незаконным действиям,
Этническая группа - то же, что народ в значении 2, либо часть этого народа.
Этническая принадлежность - в российской традиции то же, что национальная принадлежность в ее этнографическом (этнокультурном) значении. Ощущаемая либо декларируемая индивидом принадлежность к группе, общине, народу с определенными этнографическими особенностями (в языке, культуре, религии и проч.).
Этнический - относящийся к принадлежности к народу в значении 2 либо к группе этого народа.
Этнокультурное образование - процесс изучения и освоения этнокультурного содержания образования в рамках федерального государственного стандарта образования.
Этнокультурное содержание образования - наличие в программе учебных курсов, предметов, дисциплин отдельных разделов, тем и сюжетов, формирующих представление обучающихся о родных языках и этнокультурном наследии (сведения о традиционных народных культурах).
Язык обучения - язык, на котором ведется преподавание одного или нескольких курсов, предметов, дисциплин, помимо собственно изучения данного языка. Языком обучения может быть государственный язык, родной язык, иностранный язык.
Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через общественные институты. Ответственный фажданин как представитель гражданского общества формируется посредством воспитания и образования, включая приобретение знаний о многообразии культур, языков и традиций, понимание сложности окружающего мира.
Духовно-нравственное воспитание личности фажданина России -педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых фажданских ценностей, носителем которых являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья.
Культурное многообразие - многообразие культур и народов в России и мире, признаваемое участниками образовательных отношений как самостоятельная ценность, как проявление свободы культурного выбора, условие свободного развития, стабильного фажданского общества.
Мониторинг этнокультурного образования-организация систематических наблюдений содержания образовательных курсов, профамм, модулей, соответствующих методических разработок и результатов их внедрения для целей корректировки этнокультурного содержания образования и его воздействия на целевые характеристики обучающихся.
Народ - 1) население государства, фаждане государства-фажданская нация (российский народ), жители страны; 2) этническая общность, национальность (русский народ, народы Севера); 3) трудовая масса населения страны (трудовой народ, простой народ).
Национальное самосознание, национальная идентичность - разделяемое фажданами представление о своей сфане, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба. Формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о фажданской нации - одна из основ воспитания патриотизма.
Национальность - 1) в некоторых сочетаниях означает то же, что нация; 2) то же, что народ в значении 2; 3) в Конституции Российской Федерации -национальная принадлежность.
Национальный язык - 1) см. родной язык; 2) языки народов Российской Федерации; язык населения11.
Нация (от лат. nation - племя, народ) - 1) государственно-территориальная и политико-правовая общность фаждан, обладающая - при
11 Закон РФ от 25.10.1991 г. Jfe 18-07-1 (ред. от 12.03.2014 г.) «О языках народов Российской Федерации», вводная часть, ст. 3.
сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия - общностью языка, культуры, самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъективности в геополитическом пространстве нового времени; 2) в отечественной научной традиции - одна из ступеней исторического развития этнической общности.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, гордость за свое Отечество и малую родину, готовность к служению Отечеству.
Предметы этнокультурной направленности - специальные учебные курсы, предметы, дисциплины, включая преподавание родных языков, краеведение и др., ориентированные на приобщение обучающихся к этнокультурному наследию, обучение элементам и навыкам традиционной/народной культуры.
Преподавание родного языка - наличие курсов, предметов, дисциплин (основных, дополнительных), в рамках которых обучающиеся получают знания и навыки владения родным языком (см. также национальный язык).
Родной язык - язык, который оценивается личностью как родной; человек может владеть или не владеть родным языком, использовать или не использовать этот язык в повседневной жизни; человек может иметь более одного родного языка. Конституция Российской Федерации гарантирует право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68, п. 3).
Российская гражданская идентичность - свободное самоотождествление личности с российской нацией, представление о принадлежности к российскому государству.
Современная образовательная политика в области этнокультурного образования - это совокупность разработанных теорией и получивших практическое развитие в действующем законодательстве доктринальных идей, определяющих функционирование и развитие системы образования, воплощаемой в работе сети образовательных организаций, государственных образовательных стандартах и реализующих их образовательных программах с учетом региональных особенностей.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими людьми своих идей, позиций, действий и т. д. Толерантность - признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства. В политике толерантность означает допущение и терпимое отношение к оппозиции. Толерантность - необходимое условие решения социально-политических и идеологических проблем при помощи взаимного учета и согласования интересов в ходе переговоров и достижения компромиссов. Толерантность нельзя смешивать с беспринципностью и соглашательством, непротивлением злу насилием, терпимостью к вседозволенности, в том числе к антиконституционным незаконным действиям,
Этническая группа - то же, что народ в значении 2, либо часть этого народа.
Этническая принадлежность - в российской традиции то же, что национальная принадлежность в ее этнографическом (этнокультурном) значении. Ощущаемая либо декларируемая индивидом принадлежность к группе, общине, народу с определенными этнографическими особенностями (в языке, культуре, религии и проч.).
Этнический - относящийся к принадлежности к народу в значении 2 либо к группе этого народа.
Этнокультурное образование - процесс изучения и освоения этнокультурного содержания образования в рамках федерального государственного стандарта образования.
Этнокультурное содержание образования - наличие в программе учебных курсов, предметов, дисциплин отдельных разделов, тем и сюжетов, формирующих представление обучающихся о родных языках и этнокультурном наследии (сведения о традиционных народных культурах).
Язык обучения - язык, на котором ведется преподавание одного или нескольких курсов, предметов, дисциплин, помимо собственно изучения данного языка. Языком обучения может быть государственный язык, родной язык, иностранный язык.
15

Приложенные файлы

  • doc 26566945
    Размер файла: 219 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий