3. Соответствует ли фактическая деятельность религиозного объ-единения «Саентологическая церковь Москвы» формам и методам, сведениям об основах вероучения


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Приложение 3
Религиовед, доктор философских наук, профессор Академии труда и
социальных отношений Екатерина Элбакян прокомментировала для Центра
«Сова» решение о ликвидации Саентологической церкви Москвы и религио
ведческой экспертизе, на основании которой было вынесено это решение.
То,
что
России
последние
годы
чувствуют
себя
всё
более
неуютно,
является
очевидным.
Религиозные
стараются
строго
соблюдать
законы,
занимаются
благотворительностью,
осуществляют
социальные
помогая
обществу
насущных
проблем,
всё
препод
носятся
чужими
даже
«чуждыми
российскому
менталитету».
Одна
таких
саентология,
представленная
России
единствен
централизованной
зарегистрированной
Министерством
РФ
января
года,
Саентологической
церковью
Москвы.
других
горо
саентология
структуры
групп,
скольку
уже
течение
лет,
несмотря
многочисленность
групп,
местные
власти
отказываются
регистрировать
качестве
местных
Наиболее
крупная
саентологическая
группа
функциони
рует
Санкт-Петербурге,
где
саентологи
появились
далёком
уже
году.
так
уж
плохо
ну,
есть
одна
централизованная
Москве,
функционируют
группы
Однако
некоторых
эту
единственную
началась
атака
саентоло
регистрации
Министерстве
Поскольку
реальных
находилось,
ударить
сразу
больно
саентологию
ного
статуса.
То
есть
доказать,
что
саентология
вовсе
так,
что...
года
подал
исковое
заявление
суд
Саентологической
Москвы.
ответ
группа
саентологов
подала
встречный
Минюста
Измайловский
суд.
вдаваясь
детали
всех
судебного
процесса,
внимание
то,
что
результате
суду,
несмотря
наличие
подготовленных
экспертиз
известных
российских
религиоведов,
потребовалась
новая
экспертиза,
которую
заказали
Ларисе
Сергеевне
Астаховой.
Получив
нужную
экспертизу,
суд
основании
вынес
пользу
ста,
то
есть
саентологи
процесс
проиграли.
Верующие
подали
жалобу
Мосгорсуд,
который
вынес
постановление
оставлении
Измайловского
райсуда
без
изменений.
ноября
года
Мосгорсуд
удовлетворил
столичного
управле
Минюста
РФ
религиозного
объединения
«Саентологическая
ковь
Москвы».
Но
что
же
такого
могло
содержаться
экспертизе
Астаховой,
чего
могли
учесть»
высококвалифицированные
религиоведы?
Перед
экспертом
поставле
три
вопроса:
Осуществляет
религиозное
объединение
«Саентологическая
церковь
Москвы»
деятельность?
Имеются
деятельности
гиозного
объединения
«Саентологическая
церковь
Москвы»
религиозного
объединения,
вероисповедание;
совершение
богослужений,
других
обучение
религиозное
воспитание
своих
последователей?
Соответствует
фактическая
деятельность
религиозного
объ
единения
«Саентологическая
церковь
Москвы»
формам
методам,
сведениям
основах
вероучения,
заявленным
его
государственной
регистрации?
Ответы
предоставили
суду
формальную
возможность
оставить
саентологии
религиозного
статуса
без
изменений.
Однако
большин
ство
специалистов,
ознакомившихся
экспертизой
Астаховой,
однозначно
выводу
грубом
нарушении
экспертом
самих
подготовки
экспертизы.
На
взгляд,
ключевым
недостатком
экспертизы
Астаховой
является
недо
пустимая
религиоведении
оценка
одной
другой
одно
го
другого.
Такая
оценка
никак
может
объективной
научной,
потому
что
всегда
носит
конфессионально-ограниченный
характер.
Хочу
отметить,
что
поскольку
своей
экспертизе
Астахова
довольно
роко
целенаправленно
критиковала,
частности,
заключения
деятельности
Ре᜚ᘚᤠᨠ༛аво
Ре᜚ᘚᤠᨠ༛аво
саентологов,
считала
отвечать
том
же
тоне,
вообще
всту
пать
дискуссию
автором,
всей
вероятности,
заказной
экспертизы.
Однако
прошествии
кроме
того,
реальных
верующих-саентологов
практику,
помня
аксиологически
нейтрального
отношения
религиоведа
объекту
своего
исследования,
позволю
себе
дать
некоторые
экспертизе
Астаховой,
этом
данному
вопросу
коллег-религиоведов.
Первый
самый
существенный
недостаток
экспертизы
Астаховой
заключа
ется
том,
что
автор
осознанно
исходила
того,
что
ляется
только
теизм.
Выстраивая
своё
заключение
этой
посылке,
автор
давала
ответствующую
оценку
саентологии,
отталкиваясь
исключительно
от
теистической
картины
экстраполируемой
целом.
Однако
всем,
том
начинающим
религиоведам,
известно,
что
кроме
теистических
которых
наличе
ствует
существуют
нетеистические
которых
отсутствует.
Известно
также,
что
существуют
пистические
(от
греч.
вера),
основанные
вере,
гностические
(от
греч.
основанные
гнозисе,
то
есть
Религиоведению
известно,
что
отсутствие
представлений
едином
Боге
его
личностных
(например,
христианстве
антропоморфных)
ха
рактеристик
коем
является
признаком
отсутствия
свойств
вообще.
С
религиоведения,
типологии
саентология
может
от
несена
движений
(подтип
синкретические
отличие
от
первобытных
верований,
народностно-национальных
этнолокальных)
(буддизм,
христианство,
ке
другому
основанию
нетеистических
гностических
отли
от
теистических
мистических
Уместно
напомнить,
что
главным
неотъемлемым
признаком
является
наличие
картине
сверхъестественного
начала.
вовсе
обязательно,
чтобы
такое
начало
воспринималось
существом
обязателен
выход
пределы
«естественного».
Это,
например,
реинкарнация
воплощение
новом
последующем
рождении
буддизме,
индуизме,
джайнизме,
согласно
закону
кармы.
этом
представления
сверхъ
естественном
существе
отсутствуют,
вместо
этого
место
сверхъестественный
акт.
буддизм,
например,
от
этого
перестаёт
мировой
хотя
теистической,
авраамической.
Таким
образом,
какой
форме
каком
представляется
верующим
некое
сверхъестественное,
принципиального
значения
определения
мировоззрения
качестве
религиозного
имеет.
Зато
объективно
нетеистическую
теизма,
отличие
от
научной
заведомо
невозможно.
Второй,
весьма
существенный,
недостаток
представленного
заказу
суда
заключения
Астаховой
заключается
том,
что
автор
же,
незнанию)
игнорирует
тот
общеизвестный
факт,
что
саентология
относит
группе
движений»
(НРД),
свои
специфические
особенности,
исключающие
НРД
разумеется,
исключа
последователей
рование
Астаховой
этого
принципиально
важного
контексте
экспертного
дования
факта
сущностно
искажает
только
изложение
сути
обрядовой
практики
саентологов,
всей
очевидностью
влияет
выводы,
которые
научно
достоверными
обоснованными,
что
абсолютно
религиоведам
всем
кто
Тем
выявляя
несоответствие
вероучительными
положе
элементами
культовой
практики
саентологов
вероучениями
культами
авраамических
(теистических)
Астахова
вывод
природе»
саентологии.
некорректность
заключения
далеко
исчер
пывается.
Аналогичным
образом
автор
заказанной
судом
экспертизы
рассуждает
природе
культовой
внекультовой
деятельности
Саентологической
Мо
которые
отчего-то
относит
социальной.
Строго
говоря,
деятельность
социальной
группы
носит
циальный
характер,
что,
этом
деятельность
каким-то
исключением.
религиоведении
рассматривается
как
социаль
феномен.
социологии
определяется
как
один
шести
основных
альных
институтов.
Соответственно,
деятельность
широком
слова
является
одной
разновидностей
социальной
деятельности,
так
как
осуществляется
рамках
социальной
группы
верующих,
является
многоаспектной
направленной
достижение
как
культовых,
так
внекультовых
Религиоз
характер
деятельности
определяется
объектом,
который
направлена,
формами,
которых
существует.
Словосочетание
«социальная
деятельность
ляется
устоявшимся.
Поэтому
противопоставление
социальный
ятельности,
допущенное
заказанной
судом
экспертизе,
существу,
безграмотно.
заключение,
напомнить
известных
религиоведению
фактах.
том,
что
саентологи
являются
верующими
людьми.
Осуществляя
Саентологической
безусловно,
следуют
традициям
своей
Поскольку
саентология
является
теистической
совершаются
от
этом
никак
утрачивают
своей
сверхъестественной
религиозного
значимости.
совершаются
только
саентологическими
священниками,
облачёнными
того
соответствую
одежды,
совершаются
тексту,
содержащемуся
Саентологических
писаниях.
Процедура
каждого
чётко
отработана
может
нарушена,
как
большинстве
других
Верующие
саентологи
имеют
достаточно
как
свойственно
всем
НРД,
опыт,
который
является
обязательным
атрибутом
любого
верующего
человека
группы
верующих
людей.
Религиозный
является
важнейшей
составляющей
Однако
проявляется
формах.
саентологии
обнаруживает
себя
форме
глубокой
убеждённости
верующего
том,
что
много
свидетельствует
часто
встречающееся
восприятие
окру
людей,
особенно
как
получивших
процессе
реинкарнации
от
умершего
родственника
другого
близкого
человека.
Из
опыта
моего
личного
исследования
Саентологической
группы
Санкт-Пе
тербурга,
конкретная
верующая,
назовём
что
мужа
год
скончалась
мама.
то
же
друзей
родилась
дочь,
признаков
сама
верующая
муж
уверены,
что
этой
новорождённой
девочки
переродилась
его
матери.
далеко
единичен,
подобные
свидетельствуют
достаточно
интенсивном
религиозном
саентологов.
Однако
автор
принятой
судом
во
внимание
экспертизы,
вероятно,
посещавшая
Саентологическую
церковь
знакомая
практикой
этого
НРД,
держивается
иного
взгляда
саентологов.
На
взгляд,
которым,
насколько
известно,
согласны
большинство
ведущих
российских
учёных-религиоведов,
заключению
Астаховой
присущ
таких
очевидных
недостатков,
как
нарушение
типологического
метода;
присут
признаков
конфессионального,
религиоведческого
подхода;
нарушение
метода
качественного
религиоведческого
анализа;
отсутствие
объективного
бес
пристрастного
описания
феноменов;
противоречие
исто
ричности;
интерпретация
фактов
культурной
обусловлен
ности
феноменов;
неверное
использование
герменевтического
метода.
Ре᜚ᘚᤠᨠ༛аво
например:
Элбакян
Религии
России:
словарь-справочник.
религиоведения:
Под
ред.
Яблокова.
Введение
религиоведение:
Под
ред.
Яблокова.
Забияко
Священное
пространство
Религиоведение:
энциклопедический
словарь
Под
ред.
Забияко,
Красникова,
Элбакян.
Кантеров
движения
Энциклопедия
Ред.
Забияко,
Красников,
Элбакян.
Ре᜚ᘚᤠᨠ༛аво
Забияко
Религиозный
Религиоведение:
энциклопедический
словарь
Под
ред.
Забияко,
Красникова,
Элбакян.
Введение
религиоведение:
Под
ред.
Яблокова.
Введение
религиоведение:
Под
ред.
Яблокова.
Religii Rossii: slovar’-spravochnik
Moscow,
Osnovy religiovedeniya: uchebnik
Textbook].
Yablokov.
Moscow,
Vvedenie v obshchee religiovedenie: uchebnik
Textbook].
Yablokov.
Moscow,
A.P.
Religiovedenie: entsiklopedicheskiy slovar’
Moscow,
I.Ya.
Entsiklopediya religiy
Moscow,
A.P.
Religiovedenie: entsiklopedicheskiy slovar’
Moscow,
Vvedenie v obshchee religiovedenie: uchebnik
Textbook].
Yablokov.
Moscow,
Vvedenie v obshchee religiovedenie: uchebnik
Textbook].
Yablokov.
Moscow,

Приложенные файлы

  • pdf 26610415
    Размер файла: 252 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий