Раздел 4. Современное состояние концертного исполнительства на струнно-смычковых музыкальных инструментах .(Пк 17-20). 5.3.Справочная литература 1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М. : «Музыка», 2009.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Тамбовская область

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный

музыкально
-
педагогический институт им. С.В. Рахманинова»


Факультет музыкального исполнительства и музыковедения



Кафедра оркестровых струнных инструментов










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по
учебной
дисциплине

«Исполнительская практика»

Направление подготовки (специальность):

53.05.01 Искусство концертного исполнительства

Специализация

«
Концертные

струнные инструменты»











Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным
стандартом по направлению подготовки 073201 Искусство концертного исполнительства,

(квалификация
(степень) специалист), утверждѐнным приказом Министерства образования и науки РФ от 24


декабря 2010
г. N 2049
















Тамбов 201
6



СОДЕРЖАНИЕ:


1.

Учебно
-
нормативная документация

1.1.

Выписка из Учебного плана по направлению подготовки (специальности)
53.05.01 Искусство концертного исполнительства

2.

Пояснительная
записка

2.1.

Цель дисциплины

2.2.

Задачи дисциплины

2.3.

Место курса в профессиональной подготовке

2.4.

Перечень формируемых компетенций

2.5.

Требования к уровню освоения содержания курса

2.6.

Объем курса, виды учебной работы и отчетности

3.


Содержание дисциплины

3.1.

Структура учебного пл
ана дисциплины

3.2.

Содержание учебной дисциплины

3.3.

Образовательные
технологии

3.3.1.

Интерактивные формы занятий

4.

Оценочные средства для текущего,
промежуточного и итогового контроля
освоения дисциплины

4.1.

Организация контроля знаний

4.1.1.

Организация текущего контроля знаний

4.1.2.

Организация промежуточного контроля знаний

4.1.3.

Организация итогового контроля знаний

4.2.

Критерии выставления оценок

5.


Учебно
-
методическое и информационное обеспечение курса

5.1.

Основная литература

5.2.

Дополнительная литература

5.3.

Интернет
-
ресурсы

5.4.

Перечень аудиозаписей, кино
-

и телефильмов, мультимедиа

6.


Материально
-
техническое обеспечение дисциплины

7.


Методические рекомендации для преподавателей

7.1.

Рекомендации по организации учебного процесса и выбору учебного
материала

7.2.

Основные формы реализации дисциплины

7.3.

Организация и формы сам
остоятельной работы студентов

8.

Методические указания для студентов

8.1.

Виды самостоятельной работы студентов
















1. УЧЕБНО
-
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


1.1

Выписка из Учебного плана по направлению подготовки


Очная форма обучения


Название

Дисциплины

Трудоѐмкость

Распред
еление
по
семестр
ам

Зачетных единиц

Количество часов

Распределение по курсам

и семестрам

(количество часов в неделю)

Экзамены

Зачѐты

Всего

Лекции

Семинары

Интерактивная
форма

Групповые занятия

Самостоятельная

работа

Подготовка к
экзамену


1 курс


2 курс


3 курс


4
курс

5
курс


1 семестр


2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

4 семестр

6 семестр

7 семестр

8 семестр

9 семестр

10
семестр

Исполнительская
практика

72


4,8,
9,1
0

2

72





72


*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


2.
Пояснительная записка



2.1 Цель дисциплины


-
содействие становлению специальной профессиональной

компетентности
специалиста

по направлению «Оркестровые струнные инструменты» в области
исполнительства на инструменте;

-
приобре
тения опыта профессиональной деятельности в качестве концертного
исполнителя;

-
проведение профориентационной работы;

-
подготовка студентов к профессиональной деятельности исполнителя и педагога
специального класса, посредством изучения методики подготовки к концертному
выступления, методов саморегуляции своих психических состояний на эстраде и
способов управления ими с
точки зрения задач, стоящим перед исполнителем на
современном этапе.


2.2 Задачи дисциплины

-
способствовать становлению личностно
-
ценностного отношения студентов к
профессионально
-
ориентированному рассмотрению проблем концертного
исполнительства на струнно
-
смычковых музыкальных инструментах;

-
содействовать усвоению студентами методических знаний в области подготовки к
концертному выступлению;

-
содействовать развитию у студентов умений осуществлять профессиональную
исполнительскую деятельность, анализировать

и управлять психическими процессами
музыканта исполнителя на струнно
-
смычковом музыкальном инструменте;

-
стимулировать творческие поиски студентов, направленных на актуализацию того
ценного, что выработано в процессе становления и развития струнно
-

смычко
вого
исполнительства, в собственной практической деятельности, а также теоретической
исследовательской деятельности.



2.3 Место

курса

в профессиональной подготовке


Курс "Исполнительская практика" призван закрепить и углубить знания
студентов, получен
ные в процессе изучения таких дисциплин как
«Специальность»,
«Ансамбль струнных инструментов» и др.

Дисциплина ориентирует
специалиста

области
инструментального исполнительства на струнно
-
смычковых музыкальных инструментах
на следующие виды профессиональной деятельности:

в области учебно
-
воспитательной деятельности
:

-
осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной прогр
аммой;

-
планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики программы и в
соответствии с учебным планом;

-
использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств
обучения;

-
использование технических средств обучения, информационны
х и компьютерных
технологий;

-
применение современных средств оценивания результатов обучения;

-
организация и проведение концертных мероприятий;

в области научно
-
методической деятельности
:

-
анализ собственной деятельности с целью еѐ совершенствования и повы
шения
своей квалификации;

-
участие в работе научно
-
методических объединений;

в области социально
-
педагогической деятельности
:

-
планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе
обучения и воспитания;

-
проведение
профориентационной работы;

-
оказание помощи в социализации;

в области культурно
-
просветительской деятельности
:

-
формирование общей исполнительской культуры;



2.4 Перечень формируемых компетенций

способностью демонстрировать умение исполнять музыкальное пр
оизведение
убедительно, ярко, артистично, виртуозно (ПК
-
17);

способностью воссоздавать художественные образы музыкального произведения в
соответствии с замыслом композитора (ПК
-
18);

способностью к сотворчеству в исполнении музыкального произведения в
ансам
бле, при соблюдении оптимального динамического баланса звучания и идентичном
с партнером ощущении агогики и фразировки (ПК
-
19);

способностью самостоятельно овладевать обширным концертным репертуаром

(ПК
-
20);


способностью демонстрировать знание основных ор
кестровых партий своего
инструмента (ПСК
-
12).



2.5 Требования к уровню освоения содержания курса

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта студенты, завершившие курс, должны

знать:

-
сущность целостного
концептуального подхода к изучению приѐмов и способов
концертного исполнительства на струнно
-
смычковых музыкальных инструментах;

-
основные исследовательские подходы к изучению психологии концертного
исполнительства;

-
основные труды отечественных и зарубежн
ых специалистов в области концертного
исполнительства при игре
на струнно
-
смычковых музыкальных инструментах
;

-
популярный концертный репертуар малой формы для своего инструмента;

-
творческую биографию наиболее значимых для развития отечественного и
зарубеж
ного исполнительства музыкантов в области струнно
-
смычковых инструментов;

уметь:

-
анализировать различные формы учебной и художественной деятельности,
отражающие
опыт эволюционного развития педагогической деятельности в истории
, опыт
целостного видения художественно
-
педагогической
деятельности системного решения
задач;

-
выявлять взаимосвязь между историей развития исполнительства на струнно
-
смычковых инструментах и особенностями методики преподавания в различные
исторические эпо
хи;

-
осуществлять сравнительный историко
-
педагогический анализ отечественных и
зарубежных концепций в сфере методики преподавания игры на струнно
-
смычковых
музыкальных инструментах ;

-
аргументировать личностно
-
профессиональную позицию по отношению к
различ
ным историко
-
педагогическим феноменам;

-
выявлять в историко
-
педагогическом опыте идеи, актуальные для нашего времени.

демонстрировать способность и готовность
:

-
к самостоятельному поиску учебно
-
методической литературы по специальности;

-
поиску и решению пр
облем организации концертного исполнительства на струнном
инструменте.


2.6 Объем курса, виды учебной работы и отчетности

Общая трудоемкость дисциплины


7
_ зачетных единиц (
72

час
а
), время изучения


___
1
-
10
____ семестры.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

очная форма
обучения



Аудиторные занятия (всего)



1
-
10

В том числе:




Практические занятия (ПЗ)




Занятия, проводимые в интерактивной форме




Самостоятельная работа (всего)

72



В том числе:




Курсовой проект (работа)




Реферат




Подготовка к экзаменам




Другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточной аттестации (зачет,
экзамен)

4,8,9,10
-
зачет


Общая трудоемкость


72
час



2

зач.
Ед.





Основной формой работы является
практическая деятельность студента
-

концертное исполнительство.

Основная форма занятий


самостоятельная работа,

концертное
исполнительство, в процессе которого формируется опыт и представления о специфике
исполнительской деятельности музыканта. Усвоение навыков и формирование
представлен
ий о видах и формах концертной деятельности должно сочетаться с анализом
необходимой научно
-
методической литературы. Ряд вопросов рекомендуется проработать
на

занятиях
, которые могут проходить в форме:
беседы, дискуссии, объяснения,
просмотра и анализа в
идеоматериалов и др.
а также в процессе индивидуальных и
практических занятий.

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной
образовательной программы, выражаемую в зачетных единицах (кредитах) и
выполняемую студентом в процессе внеа
удиторных занятий в соответствии с заданиями
преподавателя. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем на
практическом занятии. Самостоятельная работа может выполняться студентом в
репетиционных аудиториях, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно
-
методическим и
информационным обеспечением, включающим учебно
-
методические пособия, аудио и
видео материалами.




3. Содержание дисциплины


3.1 Структура учебного плана дисциплины

Очная форма
обучения

Курсы

Семестры

Количество
недель в
семестре

Количество часов в
неделю

Количество
часов в
семестре

Форма

отчѐтности

I

1

15

*



I

2

21

*



II

3

15

*



II

4

21

*


зачет

III

5

15

*



III

6

21

*



IV

7

15

*



IV

8

20

*


зачет

V

9

15

*


зачет

V

10

20

*


зачет


3.2 Содержание учебной дисциплины


Индивидуальные планы работы составляются в начале каждого учебного года в
соответствии с программными требованиями. Подбор репертуара основан на следующих
принципах и критериях:



учет индивидуальных
качеств, способностей студентов;



принцип доступности музыкального материала с точки зрения реальных
интеллектуальных, физических, технических возможностей участников ансамбля;



принцип стилевого и жанрового разнообразия;



принцип педагогической целесообразно
сти и перспективности ближайшего
развития.


Структура занятий может варьироваться в зависимости от конкретных учебных
задач для конкретного исполнительского состава на конкретном этапе обучения и
определяется педагогом по усмотрению. На ранних этапах работ
ы над сочинением
рекомендуется
включение в практические занятия

теоретического материала,

на более

поздних,

целесообразен переход к занятиям в форме репетиции, на которой моделируется
реальная исполнительская ситуация.

За время
практики

желательно охватить

как можно больший круг стилей и авторов,
обязательно включая в учебные программы музыку эпохи барокко, венского классицизма,
романтизма и авторов 20 века. Рекомендуется по возможности ориентироваться на
лучшие образцы оркестровой музыки как зарубежных, та
к и отечественных
композиторов.


Разделы дисциплины.




п∕п



Наименование раздела дисциплины



Форма работы

1.


Основы концертного исполнительства
на струнно
-

смычковых инструментах



Самостоятельная работа студента



2.


Генезис исполнительских
средств, форм
способов исполнительской практики на
струнно
-
смычковых музыкальных
инструментах


Практические занятия

Самостоятельная работа студента





3.


Специфика основных приѐмов
исполнения на струнно
-
смычковых
музыкальных инструментах в условиях
концерта.



Практические занятия


Самостоятельная работа студента


4.

Современное состояние концертного
исполнительства на струнно
-
смычковых музыкальных
инструментах

Самостоятельная работа студента






Содержание разделов дисциплины



Раздел 1.

Основы концертного исполнительства на струнно
-

смычковых
инструментах

(
ПК 17
-
20
)


Изучение концертно
-
исполнительской деятельности выдающихся исполнителей
XX
-
XXI

столетий. Прослушивание звукозаписей, просмотр видеозаписей. Выявление
о
собенностей исполнительского стиля музыканта, особенностей трактовки сочинения.


Раздел 2.

Генезис исполнительских средств, форм способов исполнительской
практики на струнно
-
смычковых музыкальных инструментах

(
П
К

17
-
20,
ПСК
-
12
)


Стилистика сочинения и еѐ претворение художественными средствами. Влияние
стиля на выбор исполнительских приѐмов игры. Современные подходы к исполнению
классических сочинений. Штрихи и фразировка в романтической музыке. Сочинения
композиторов
-
импресс
ионистов: подходы к звукоизобразительности на струнном
инструменте. Произведения композиторов
XX

века. Способы передачи художественного
замысла.


Раздел 3
.
Специфика основных приѐмов исполнения на струнно
-
смычковых
музыкальных инструментах в услови
ях концерта.


С
К
12
)


Изучение литературы, посвящѐнной проблематике концертного выступления.
Взгляды выдающихся музыкантов на проблему сценического самочувствия. Изучение
психолого
-
педагогической литературы по вопросу саморегуляции и самоконтролю
псих
ических процессов и состояний.


Раздел

4.
Современное состояние концертного исполнительства на струнно
-
смычковых музыкальных инструментах

.
(Пк
17
-
20
)


Концертный репертуар музыканта исполнителя на струнно
-
смычковых
инструментах. Особенности форм
ирования и накопления. Работа с видео и аудио
записями, поиск в сети Интернет. Анализ перспективных направлений собственной
исполнительской практики.

ПЛА
Н
-
МИНИМУМ на семестр


Рабочий план студента включает:

-

выступление на академическом концерте (
зачѐте) с разнохарактерными
произведениями малой формы
;

(ПК

17
-
20
)

-

выступление на техническом зачѐте с произведениями инструктивного характера,
гаммой
;

(ПК
17
-
20
)

-

выступление на экзамене с произведением ля инструмента соло и произведением
крупной
формы
;


С
К
12,

ПК 17
-
20
)

-

выступление на концертном мероприятии с произведением малой формы.

(ПК
17
-
20
)




3.3 Образовательные
технологии



Основной формой занятий по предмету «И
сполнительская практика»

является
процесс исполнения произведения на к
онцерте или в условиях, приближенных к
концертным
,
где

определяются, отрабатываются и закрепляются технологические и
художественные
навыки, полученные при работе над произведением.

В отношении
выбора видов
работы со студентом, при прохождении им исполните
льской практики
,
педагог может их варьировать в соответствии с намечаемыми целями. Следует выделить
основные формы и виды занятий:


1)
совместная организация концертного выступления, процесса подготовки к нему
;


2) прослушивание

выступления

с последующей корректировкой;


3) словесный


инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей;


4) самостоятельная

работа студентов под руководством педагога
.


В педагогическом процессе , как правило, педагог применяет не одн
у, а несколько
форм
-

и инструктаж,

и прослушивание в зависимости от необходимости концентрации
внимания студента на той или иной исполнительской проблеме.


Кроме практических занятий, на уроке необходимо беседовать со студентами и о
композиторах
-

авторах исполняемых произведений, истории создания сочинения,
сложившихся в исполнительской практике интерпретационных традициях и т.д.
Теоретический материал, включаемый в урок, предполагает использование
соответствующих форм: лекций, беседы, диалога. На
стадии завершения работы над
изучаемыми произведениями в специальном классе, целесообразно переходить к
моделированию концертной ситуации и проводить урок в форме репетиции или в форме
классного концерта, в котором могут принимать участие все студенты клас
са (и в качестве
слушателей и в качестве исполнителей).


3.3.1 Интерактивные формы занятий



Интерактивная форма обучения


важнейшее и основное направление работы со
студентом
при прохождении исполнительской практики.

Благодаря ей, студенты лег
че
вникают, понимают и запоминают материал, который они изучают посредством активного
вовлечения в учебный процесс. Совместная деятельность студента и педагога в учебном
процессе означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы
идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная,
парная и групповая работа, используется проектная работа, осуществляется работа с
документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны
на принципах
взаимодействия, активности обучаемых, опоре на обобщении накопленного
опыта, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая
характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов,
накоплением совме
стного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к
самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности
студентов, его задачей становится создание услов
ий для их инициативы. Преподаватель
отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную
информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников
информации. Поэтому интерактивное обучение является наиболее оптимальн
ой формой
работы в стенах специального класса.


Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть
использованы следующие интерактивные формы:



Круглый стол (дискуссия, дебаты)



C
ase
-
study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)



Мастер класс



4. Оценочные

средства для текущего,
промежуточного и итогового контроля
освоения дисциплины


4.1 Организация контроля знаний


Успеваемость студентов и выполнение ими годового индивидуального плана
контролируется на зачѐтах, которые
проводятся в соответствии с учебными планами и
планами работы кафедры.

К основным принципам организации всех видов контроля и оценки относятся:



систематичность


данное требование направлено на регулярность проведения
контроля;



учет индивидуальных особенно
стей каждого студента;



коллегиальность и как следствие объективность в оценке результатов при
организации и проведении контроля;



действенность


результаты контроля должны способствовать позитивным
изменениям в личности студентов, помогать их дальнейшему р
азвитию, устранению
имеющихся недостатков



дифференцированность, учитывающую специфику камерного ансамбля как
предмета и индивидуальные качества студентов.

Контроль знаний осуществляется в трех формах: текущий, промежуточный,
итоговый.


4.1.1 Организация
текущего контроля знаний

Текущий контроль осуществляется в виде
выступлений студентов на концертных
мероприятиях
.


4.1.2 Организация промежуточного контроля знаний

В качестве промежуточного контроля знаний в _
4,8,9,10
_ семестре выступает
зачѐт.


4.1.3
Организация итогового контроля знаний


Итоговый контроль осуществляется в процессе выступления студента на
итоговых аттестационных меропритиях.



4.2 Критерии выставления оценок


Оценка

Критерии оценок

Зачтено

Выставляется при выполнении 3
-
х
следующих требований:

1.

Участие во всех зачетно
-
экзаменационных исполнительских
мероприятиях
;

2.

Положительные оценки выступлений
;

3.

Выполнение итоговой аттестации на положительную
оценку.

Не зачтено

Выставляется в случае невыполнения хотя бы одного из
требований, предъяв
ляемых к оценке «зачтено».



5. Учебно
-
методическое и информационное обеспечение курса


5.1
. Основная литература:

1.
Абдуллин Э. Б.

Методология педагогики музыкального образования : учеб. для студентов
вузов / Э. Б. Абдуллин.
-

3
-
е изд., испр. и доп..
-

М. : Гном, 2010.
-

416 с

2.
Аврамкова И. С.

Формирование этики ответственности в процессе профессиональной
подготовки педагога
-
музыкант
а : автореферат диссертации ... доктора
педагогических наук : 13.00.02 / Аврамкова Ирина Семеновна.
-

Санкт
-
Петербург, 2013.
-

55 с.

3.
Базикова А. А.

Аутопсихологическая компетентность музыканта
-
исполнителя (в контексте
учебно
-
воспитательного процесса) / А
. А. Базикова ;Тамб. гос. муз.
-
пед. ин
-
т
им. С. В. Рахманинова.
-

Тамбов : ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2011.
-

131
с

4.
Базикова А. А.

Психологическая саморегуляция музыканта
-
исполнителя : учебное пособие /
А. А. Базикова ; Тамб. гос. муз.
-
пед. ин
-
т им. С.

В. Рахманинова.
-

Тамбов :
ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2011.
-

79 с. : ил.

5.
.
Бескровная Г.Н.

Музыкальное исполнительство: процессуально
-
динамический аспект: дис. ... канд.
искусствоведения: 17.00.02/ Бескровная Галина Николаевна.
-

Астрахань, 2010.


160
с.

6.
.
Блох О. А.

Педагогика и психология музыкального творчества : учеб. пособие / О. А.
Блох ; Моск. гос. ун
-
т культуры и искусств.
-

М. : МГУКИ, 2011.
-

160 с

7.
Маркина А. Г.

Учебно
-
методическое пособие по дисциплине "Изучение оркестровых
трудн
остей" / А. Г. Маркина ;Сарат. гос. консерватория (академия) им. Л. В.
Собинова.
-

Саратов : СГК им. Л. В. Собинова, 2014.
-

20 с., нот.

8.
.
Паукнер Е. Э.

Русское скрипичное искусство последней трети XVIII века и деятельность И.
Хандошкина : автореферат

диссертации ... кандидата искусствоведения :
17.00.02 / Паукнер Екатерина Энверовна.
-

Ростов
-
на
-
Дону, 2013.
-

28 с.


5.2. Дополнительная литература

1.
.
Акопян Л. О.

Музыка ХХ века : энциклопедический словарь / Л. О. Акопян ; науч. ред. Е.
М. Двоскина.

-

Москва : Практика, 2010.
-

855 с., нот.


2.
Актуальные проблемы музыкального

воспитания и образования: история,
теория, практика : [сб. науч. тр.] . Вып. 10 / под общ. ред. Л. Г. Суховой ;Тамб. гос. муз.
-
пед. ин
-
т им. С. В. Рахманинова.
-

Тамбов

: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2010.
-

104 с.
-

(Серия "Музыкальная педагогика и психология")

3.
Беседа Ю.К.

Марк Реентович : артист, директор, педагог : очерк/ Юрий Константинович
Беседа.
-

Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010.
-

168 с.

4.
Боффи Г.

Большая энциклопедия музыки / Гвидо Боффи.
-

Москва : АСТ : Астрель ;
Владимир : ВКТ, 2012.
-

413, [3] с.

5.
.
Ибука М.

После трех уже поздно / МасаруИбука ; предисл. МакотоИбуки ; пер. с англ.
Н. А. Перовой.
-

Изд. 4
-
е, испр..
-

Москва : Альпина нон
-
фик
шн, 2013.
-

224
с. : ил


6.
Котлер Ф.

Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств /
Филип Котлер, Джоанн Шефф ; науч. ред. Е. Дуков.
-

Москва : Классика
-
XXI, 2012.
-

688 с..
-

Тит. л. парал. рус., англ.


5.3.Справочная литерату
ра

1.

Ауэр Л.

Моя школа игры на скрипке. М. : «Музыка», 2009. 270 с.

2.

Базиков А. С.
Музыкальное образование в современной России: основные
противоречия и пути их преодоления. Тамбов : ТГМПИ им. Рахманинова, 2007. 311
с.

3.

Баренбойм Л. М
. Музыкальная педагогика и

исполнительство. М.: «Музыка», 2009.
335 с.

4.

Баренбойм Л. М.

Путь к музицированию. М.: «Советский композитор», 1973. 268 с.

5.

Бруни А.

Школа для альта. М., «Музгиз», 1946. 93 с.

6.

Готсдинер А.П.

Музыкальная психология. М., 2011. 191 с.

7.

Григорьев В.

Ю. Методика

обучения игре на скрипке. М. : «Классика
-

ХХ1», 2008.
256 с.

8.

Гуревич Л. Н.
Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л.:
«Музыка», 1988. 112 с.

9.

Коган Г. М
.У врат мастерства. М.: «Классика
-
ХХ1», 2010. 136 с.

10.

Мазченко Ю. Н. ,Сквирский Л.
М
. Вопросы формирования учебного репертуара в
классе альта // Актуальные вопросы струнно


смычковой педагогики: Сб. трудов
Новосибирской гос. Консерватории. Новосибирск, 1987. с. 79
-

89.

11.

Мострас К.

И. Интонация. М.: «Музыка», 2010.

12.

Палшков Б. Б
. Неко
торые аспекты проблемы интонирования на альте. // Вопросы
музыкальной педагогики, вып8. М.: «Музыка», 1987. С. 25
-
44.

13.

Петрушин В
. И. Музыкальная психология. М.: «Владос», 2007. 384 с.

14.

Понятовский С. П.

История альтового искусства. М.: «Музыка», 2011. 224 с
.

15.

Сквирский Л. М
. Игра на альте в высоких позициях// Вопросы музыкальной
педагогики, вып8. М.: «Музыка», 1987. С. 69
-

77.

16.

Скибин В. Н.

Механика достижения устойчивости положения скрипки (альта) в
исполнительском процессе. Вопросы скрипичной педагогики и и
стории
исполнительства. Минск, 1991. с. 93
-

111.

17.

Стоклицкая Е.Ю
. Борисовский
-

педагог. М.: «Музыка», 2010. 62 с.

18.

Флеш К
. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика.
М.: «Классика
-
ХХ1», 2008. 304 с.

19.

Цыпин Г
. М. Музыкально


исполнит
ельское искусство: Теория и практика. СПб:
«Алетейя», 2001. 320 с.

20.

Шульпяков О. Ф
. Проблема единства «художественного» и «технического» в теории
и практике музыкального исполнительства. // Актуальные вопросы струнно


смычковой педагогики: Сб. трудов Новос
ибирской гос. Консерватории.
Новосибирск, 1987. с. 7


25.

21.

Юзефович В. А
. Борисовский
-

основатель советской альтовой школы. М.: «Сов.
Композитор», 2010. 161 с.

22.

Юрьев А. Ю.

Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача: Из
творческого наследия скрипич
ного педагога. С
-
Петербург: «
Ut
», 2007. 280 с.

23.

Ямпольский А.

О. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей. // Вопросы
скрипичного исполнительства и педагогики. М.: «Музыка»,1968. С. 18
-
31.

24.

Ямпольский А
. О. О методе работы с учениками. // Вопросы
скрипичного
исполнительства и педагогики. М.: «Музыка»,1968. С. 54
-
70.

25.

Ямпольский И. М.

Избранные исследования и статьи. М.: «Сов. Композитор», 1985.
280 с.

Янкелевич Ю. А.
Педагогическое наследие. М.: «Постскриптум», 2011. 312



6. Материально техническое

обеспечение дисциплины



В распоряжении педагогов и студентов кафедры имеются специально
оборудованные аудиторные помещения для проведения. Все классы оснащены
необходимой мебелью (столами, стульями, книжными шкафами), обладают хорошими
акустичес
кими условиями. Занятия по специальности проходят в аудиторных
помещениях главного корпуса ТГМПИ № 1, 16, 8, 7, которые соответствуют требованиям
по обеспечению полноценной работы педагога и студентов. Аудитории оснащены роялем,
пультом для нот, стульями
и столами. Концертные выступления студентов кафедры
«Оркестровых струнных инструментов» проводятся в Рахманиновском зале ТГМПИ;
экзамены и зачѐты в зале ДМШ им. Старикова. Есть библиотека, фонотека с фондом
аудиозаписей, отделом звукозаписи и воспроизведе
ния с необходимым звукотехническим
оборудованием (магнитофоны, проигрыватели
CD

и МРЗ). В образовательном
учреждении обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов, в наличие есть достаточное количество смычковых инструм
ентов
-

альтов,
которые предоставляются в пользование студентам.

7. Методические рекомендации для преподавателей


7.1 Рекомендации по организации учебного процесса и выбору учебного материала


Особое место в системе форм и методов обучения по предмету «
И
сполнительская
практика» занимает
самостоятельная работа

студента
. Она формирует готовность, опыт
самообразования и является основой формирования профессиональной компетентности.

Самостоятельная работа строится на основе учебных занятий
студентов

вне
аудит
ории. К числу последовательно выполняемых заданий в рамках самостоятельной
работы относятся:

-
различные виды работы с источниками информации
-

работа с учебной и
справочной литературой, работа с первоисточниками, документами, электронными
пособиями, поиск
и обобщение информации в Интернет
-
сети;

-
различные виды обработки информации
-

реферирование учебно
-
методических и
научных текстов, конспектирование текстов, составление тематических глоссариев,
словарей, тезаурусов, сравнительных таблиц;

-
собственно испол
нительская деятельность студента как на концертных
мероприятиях различного уровня, так и в рамках учебного процесса на зачете, экзамене в
специальном, квартетном, ансамблевом классах.




7.2 Основные формы реализации дисциплины


Основн
ой

форм
ой

реа
лизации дисциплины «И
сполнительская практика
»
является
с
амостоятельная работа
, которая

включает:

-

чтение рекомендуемой литературы;

-

работа с аудио и видео записями;

-

работа с Интернет ресурсами;

-
исполнительская концертная деятельность
.


7.3
Организация и формы самостоятельной работы студентов


По содержанию самостоятельной работы процесс изучения дисциплины
«Исполнительская практика» можно условно разделить на три этапа.

Первый этап

предполагает формирование таких компетенций как
инструме
нтальные. Инструментальные компетентности включают когнитивные
способности, способность понимать и использовать идеи и соображения;
методологические способности; технологические умения и навыки исполнительства. А
также лингвистические умения, коммуникативн
ые межличностные компетентности.
Межличностные, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать
чувства и отношения, способностью к самокритике, а также социальные навыки,
связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества
, умением работать
в коллективе, принимать социальные и этические обязательства.

Второй этап

предполагает формирование общих компетенций, связанных с
использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного
управления. Системные компетенци
и
-

сочетание понимания, отношения и знания,
позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и
оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения
с целью совершенствования системы и конструиро
вать новые системы.

Третий этап



это формирование компетенций в работе с литературоведческими
источниками. Здесь формируются специальные компетенции, включающие в себя
способность продемонстрировать знание основ теории исполнительства струнно
-
смычковых ин
струментах; способность логично и последовательно представить
освоенные знания; способность контекстуализировать новую информацию и дать ее
толкование; умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и
связь между поддисциплинами; способност
ь понимать и использовать методы
критического анализа исполнительских приемов игры и работы над ними; способность
оценить качество исследований в данной предметной области.




8. Методические указания для студентов


8.1 Виды самостоятельной работы студе
нтов


Самостоятельная работа является важнейшим компонентом образовательного
процесса, формирующим личность студента, развивающим его способности к
самообучению и повышению своего профессионального уровня. Целью самостоятельной
работы является формирование

способностей к самостоятельному поиску информации,
литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их
критическому анализу, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений
подготовки выступлений и созданию собственной ин
терпретации музыкального
материала. В самостоятельную работу студентов, изучающих дисциплину
«
Исполнительская практика
», необходимо внедрить практику подготовки аннотаций к
исполняемым музыкальным произведениям и по тематике курса.

В планировании СРС важн
о уметь максимально точно спрогнозировать и помочь
реализовать потенциальные возможности студента на конкретный период, учесть не
только профессиональные, но и личностные мо
менты (свойства характера, особенности
психики, дисциплинированность, тру
долюбие

и т.д.). Все это позволит более гибко и
точно, оставаясь в рамках требо
ваний, подобрать репертуарные произведения для
конкретного учащегося. При этом важно со
блюсти необходимый баланс в отношении
свободы выбора учащегося и необхо
димости его поступатель
ного профессионального
движения вперед. В то же время, представляется нецелесообразным ограничиваться в
выборе произведе
ний только требованиями к зачету, поскольку в них отражен лишь
необходимый минимум, позволяющий выполнить Государственный образова
тель
ный
стандарт. Конечной целью в данном случае должно являться накопле
ние богатого и
разнообразного репертуара, развитие навыка чтения нот с листа для дальнейшей
практической работы в профессиональных оркестрах.

Большое внимание в курсе изучения оркестровы
х партий уделяется
самостоятельной работе студента. Она может осуществляться в форме индивидуальных
занятий и совместных репетиций. Индивидуальные занятия по содержанию практически
не отличаются от самостоятельных занятий в классе по специальности и направ
лены на
преодоление технических трудностей, работу над штрихами, фразировкой, динамикой,
звуковой палитрой и т. д.

Помимо этого, мы предлагаем студентам составлять устные аннотации по тематике
дисциплины.

Аннотация состоит:

-

краткой справки о музыкальном произведении (авторе, стиле, эпохе, жанре);

-

краткий анализ оркестровых трудностей (звукоизвлечение; аппликатура, приемы
игры и т.д.);

-

учебно
-
методический материал;

-

перечень аудио
-
, видеозаписей наиболее известных исп
олнителей оркестровых
соло;

-

список литературы по тематике.





Приложенные файлы

  • pdf 26660190
    Размер файла: 707 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий