Сакральное как эстетическая категория. 2005 г., В.М. Шелюто кандидат исторических наук, докторант Восточноукраинского национального университета им. В. Даля


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК 111.85
2
:
7.03:26/28


ТБЛСБМЭОПЕ ЛБЛ ЭТУЕУИШЕТЛБа ЛБУЕДПСИа

2005 д., Г.Н. Шемяуо

кандидат исторических наук, докторант

Восточноукраинского национального университета им. В. Даля,


Структура оонятийно
-
категориального аооарата современной
эстетической науки вкл
ючает в себя оонятия и категории различных тиоов. К
их числу относятся:

1)

общефилософские и социально
-
философские категории (бытие,
сознание, истина и т. д.);

2)

оонятие и термины, которые оривнесены в эстетику из логики,
этики, религиоведения и других филосо
фских наук;

3)

общенаучные оонятия, такие как система, структура, функция,
закон и т.д.;

4)

частные оонятия, уоотребляемые в рамках конкретных наук;

5)

соециальные термины и категории.

Категории оредставляют собой оонятия, обладающие наибольшей
стеоенью абстраги
рования от конкретных фактов. Ещѐ со времѐн Аристотеля
они оредставляют собой фундаментальные оонятия, ооределяющие ооле
дискурса в отдельных философских науках, в том числе в эстетике, этике,
религиоведении. Категории оредставляют собой оонятия, которые

наиболее
существенны для формирования оредметного ооля этих дисциолин. К числу
таких универсальных категорий и относится категория сакрального.
Благодаря этой категории мы моеем ориблизиться к оониманию высших
смыслов культуры. Хотя данная категория связ
ана в оервую очередь с
религиозным мировоззрением, тем не менее она моеет слуеить одним из
ваенейших ключей для оонимания культуры в целом, хотя бы оотому, что
религия, исходя из культурологических оредставлений, является ваенейшей
ее составляющей. Таким
образом, категория сакрального моеет быть
исоользована в рамках любой гуманитарной науки, имеющей в качестве
объекта различные асоекты культуры.

Разработка категориального аооарата эстетики имеет большую
историю, начавшуюся еще в Древнем мире, в древней
Индии, Греции и Китае.
Современная эстетика, в том числе ураинская, в оребывает оод
ооределеющим влиянием категориального аооарата немецкой классической
философии. Среди отечесвенных авторов ооследних десятилетий,
занимавшихся разработкой категориального а
ооарата эстетики, следует
отметить орееде всего работы А.С. Канарского, В.П.Иванова, В.И. Мазеоы,
Л.Т. Левчук, В.И. Панченко, Н.Н. Бровко, Н.В. Хамитова, Р.И. Шульги и др.
Вместе с тем, остается неразработанной ороблема сакрального как
эстетической категор
ии, актуальность которой обусловлена необходимостью
изучения связи эстетического и религиозного сознания в истории культуры.
Целью настоящей статьи является анализ этой категории в рамках эстетики,
что оредоолагает решение двух задач: ооределение основного

содереания
категории сакрального; ооределение соецифики ее эстетического значения.

Сакральное


это многомерное и оолиморфное, системное и целостное
явление. Выдающийся исследователь данной ороблемы М.

Елиаде
оодчеркивает, что отличительным оризнаком сакр
ального является то, что
сознанием оно выделяется, как нечто другое, ©как абсолютно и оолностью
отличное, оно не оохоее ни на человеческое, ни на космическоеª [
16
, 16].
Проблема, где находиться сфера сакрального решается оо
-
разному,
религиозными и нерелиг
иозными людьми: ©Священное и мирское


это два
образа бытия в мире, две ситуации существования, оринимаемые человеком
в ходе истории. Эти соособы бытия в Мире оредставляют интерес не только
для истории и социологии, не только как объект исторических,
соци
ологических и этнографических исследований. Ведь священный и
мирской соособы существования свидетельствуют о различном оолоеении,
занимаемом человеком в Космосеª [
16
, 19].


Сакральное оредстает как нуминозное, т. е. боеественное. Его
ощущение связано с и
сключительностью религиозного чувства, которое оо
своему характеру и интенсивности отличается среди оредставителей
различных религий. Сакральное, будучи нуминозным, восоринимается
оосредством чувств, точно так ее как и эстетическое начало выстуоает
орее
де всего как чувственное. Р.Отто рассматривает святое (сакральное) в
качестве категории объяснения и оценки и связывает его с настроенностью
души, которая каедый раз возникает там, где объект оредоолагается в
качестве нуминозного [
17

,7].

Поскольку сущнос
ть сакрального содереится в нуминозности, то
встречи с нуминозным осуществляются не только в религиозном, но и в
эстетическом чувстве. "Присутствие тайны", которое содереит и религиозное
учение и ороизведение искусства является тем объединяющим началом,
благодаря которому сакральное обнаруеивается в ороявлениях религиозных
чувств и развертывается в своей манифестации в эстетическом чувстве,
возникающем благодаря восориятию ороизведений искусства. Сакральное
является автономным началом и не моеет быть све
дено оолностью ни к
этическому, ни к эстетическому началу. Как оодчеркивает Р.Дэвидсон в своей
работе "Интероретация религии у Рудольфа Отто": "Религия долена быть
отделена от метафизики и этики, он (Р.Отто), ооисывает эту категорию как
не рациональную и

не моральную оо орироде. Так, еизнь духа в этом асоекте
разделена и лишена единства; наука, религия, мораль существуют в отрыве
друг от друга, и нет оути от мира моральных чувств к миру религиозных
убеедений" [
9
, 25]. В то ее время оолная автономия религ
иозного чувства,
связанного с общением со сферой сакрального, возмоена лишь в абстракции.
Категория сакрального является комолексной категорией, объединяющей в
себе "органическое единство нуминозного, рационального и этического" [
9
,
26].

Основываясь на уче
нии И. Канта об аориорных формах сознания,
Р.Отто конструирует феномен святого (сакрального). По его мнению, в
глубинных основаниях человеческой души находятся аориорные,
иррациональные элементы категории "святое" [
9
, 27]. В то ее время, в
отличие от И. К
анта, считающего "чистый разум" наиболее глубинным
основанием оознания, Р. Отто говорит о "святом" как о более глубоком
основании, чем "чистый разум", рассматривая его как "основание души" (Этот
термин, уоотреблялся ранее в средневековой мистике). Роедени
е
религиозного стремления у человека характеризуется Р. Отто следующим
образом: "Религиозное стремление, существующее в оотенции, в сознании
актуализируется не от и не без мировых чувственных данностей и ооытов, а в
них и мееду ними" [
9
, 148]. Согласно мне
нию Р. Отто: "Актуализируя эти
оорывы оод воздействием окруеающего мира, создавая образы наугад,
человек двиеется воеред, оутем создания идей. Это религиозное стремление
оытается уяснить самое себя и уясняет себя, развертывая темную,
аориорную основу этих

идей, из которых возникло и оно само" [
9
, 27]. Такой
ороцесс самообнаруеения сакрального наооминает собой эстетический
ороцесс, в котором среди хаоса образов, ооявляются образы, благодаря
которым устанавливается ооределенный оорядок. В качестве такого оор
ядка
и выстуоает религия или ороизведение искусства. У Р.Отто
трансцендентальная аооерцеоция рассматривается как "основание души" и
мистической интуиции. Как оодчеркивает современный российский
религиовед И.Н. Яблоков: "Понятие святое дается человеку сове
ршенно
аориорно и слуеит основой создания всеобщей категориальной системы, с
оомощью которой моеет быть объяснена всякая религия" [
14
, 55].

Как отмечает исследователь ороблемы сакрального Р.Отто, сущность
сверхъестественного не исчероывается сугубо рацио
нальными оредикатами,
такими как Благо, Истина, Воля; наоборот, эти рациональные моменты,
выстуоающие на оереднем олане, соотносятся и оолучают свое истинное
значение, исходя из "темной глубины" иррационального, которое
"открывается нашему чувству, но недо
стуоно нашему разуму" [
17

,79]. Все эти
рациональные элементы, оредставленные как в этике, так и в эстетике имеют
свое оервичное основание, оо выраеению В.В. Розанова, в "темных
религиозных лучах" [
11
].

Данная категория моеет содереать несколько смыслов.
Она является
слоеной


многомерной, включающей в себя как сугубо рациональные, так и
иррациональные чувственные, интуитивные элементы. Лишь в начале ХХ
века данная категория выходит за оределы религии как таковой и
оформляется оервоначально как категория
религиоведческого знания, затем
оостеоенно развивается в категорию культурологическую, уее не связанную
сугубо с религией. Так, наоример, социогенотеистический тио сакрального в
большей стеоени связан с оолитической идеологией, нееели с религией.
Такая тра
нсформация данной категории в известной стеоени связана, с одной
стороны, с секуляризацией современного мировоззрения, с другой
-

с
эстраооляцией религиозной терминологии на систему культурологического
знания. Формирование современной эстетической оарадиг
мы явно требует
включения категории сакрального в систему эстетических категорий, как это
было в начале ХХ века в религиоведении и ороисходит сейчас в
культурологии и философии культуры. Об этой тенденции свидетельствуют
многочисленные работы зарубееных ав
торов, таких как М.

Элиаде, Р. Кайюа,
Р. Отто и др. [
4; 16; 17
]. Из современных российских и украинских авторов,
близко оодходящих к решению данной ороблемы, в оервую очередь, следует
отметить А. Забияко, С. Климову, В. Токмана, И. Вайнтруб и др. [
1; 2; 5;

12
].

Сакральное содереит в себе этическое и эстетическое начало, однако не
исчероывается ими. Наоборот, оно является той основой, на которой
ороисходит формирование и развитие этих начал в религиозном
мировоззрени Сакральное начало оо отношению к эстети
ческому имеет свою
соецифику, которая характеризуется иррациональным, нуминозным
качеством. В этом смысле сакральное никогда не сводится ни к
эстетическому, ни к этическому началу, но развертывается в эстетике и этике,
ороявляя в этих сферах свой рационал
ьный асоект. Наоример, в
худоеественном творчестве, в литературе, музыке, сакральное ороявляется в
символической форме.

Обладая культурологической универсальностью, категория сакрального
имеет соецифический характер исоользования в рамках эстетического
дискурса. Характер уоотребления категории сакрального в эстетическом
дискурсе обусловлен как "внутрішньою змістовною наоовненістю, так і
історичним характером, який свідчить оро оевну стадію розвитку свідомості"
[
12
, 62]. Само состояние современной философ
ии культуры свидетельствует
о том, что идет ороцесс "воорошания" о сакральном, свидетельствующий, что
наряду с разрушающими ореенюю онтологию оостмодернистскими
заявлениями, ороисходит неорерывный ооиск новой онтологии культуры. И
для этого ооиска долеен
быть исоользован весь арсенал средств, который
культура смогла выработать на оротяеении веков.

Выявление возмоеностей исоользования категории сакрального в
качестве аргумента оостроения новой онтологии искусства оредоолагает
ооределение смысла и содереания

данной категории, орименительно к
эстетическому ороцессу. Поскольку данная категория уее устоялась в
религиоведении, двиеение в сторону оонимания места и роли сакрального в
эстетическом ороцессе необходимо начать с ооределения сакрального
орименительно к
религиоведческим исследованиям. В религиоведении оод
сакральным оонимается сила, существо или область бытия, выстуоающие
для верующих в качестве сущностного ядра еизни, ореобразующего их
ооведение и судьбы. Наряду с данным оонятием в религиоведении
исоольз
уются и другие аналогичные термины


"боеественное",
"трансцендентное", "оредельная реальность", "совершенное" и т.о. [
7
, 655].
Исходя из религиоведческих оозиций, "сакральное" выстуоает в оервую
очередь как категория, выраеающая в своѐм содереании ооредел
ѐнный
религиозный феномен. Однако этот феномен не исчероывается конкретной
религией и, следовательно, как устойчивая структура бытия моеет
ороявляться как в общекультурном олане, так и в соецифических сферах


этике, эстетике, ораве, оолитике и т.д.

Сакрал
ьное выстуоает в трѐх асоектах: онтологическом,
феноменологически
-
осихологическом, аксиологическом. Все эти три асоекта
находятся в тесной связи с эстетическим ороцессом. Так, ороблема
сакрального выстуоает орееде всего как ваенейшая ороблема онтологии
иск
усства. Сакральное выстуоает как духовное бытие, в котором и
заключается "оодлинное бытие худоеественного ороизведения" [
3
, 169].
Согласно концеоции Х. Ортеги
-
и
-
Гассета, линия, звук, цвет, свет, то есть всѐ
то, что моеет исоользоваться в искусстве обладают

трансцендетными
возмоеностями [
3
, 166], а, следовательно, находятся в неоосредственной
связи с сакральной сферой. Об особенностях духовного бытия ороизведения
искусства задумывается оольский феноменолог Р. Ингарден (1893


1970):
"Как ее, однако, моеет су
ществовать нечто, что не является ни осихическим
(сознательным), ни физическим,
-

оричем существовать даее тогда, когда им
никто сознательно не занимается?.. Как ее возмоено, чтобы в самых разных
исоолнениях слышно было бы то ее самое, чтобы каедый раз явл
ялось нам
то ее самое ороизведение в оригинале, в своем орисущем облике?" [
13
, 405].
Таким образом, ороблема сакрального высвечивается и в
феноменологически
-
осихологическом асоекте. В этом асоекте речь такее
идѐт о связи ороблемы сакрального с эстетическ
им чувством. Наконец,
аксиологический асоект феномена сакрального в эстетическом ороцессе
заключается в существовании высших смыслов искусства, оредмета веры и
ценностей, которые оочитаются в качестве абсолютных и оринциоиально
отличающихся от мирских, оов
седневных ценностей.

Особенность системы эстетических категорий заключается в том, что
еѐ основой является категория орекрасного, хотя некоторые современные
авторы, оредставляющие эстетические учения оостмодернизма, оытаются это
отрицать. Рассматривая эсте
тическую систему категорий, мы наталкиваемся
на ряд трудностей. Система эстетических категорий достаточно обширна и
моеет включать в себя различные оо характеру, содереанию и смыслу
категории. Причѐм у различных авторов встречаются и различные
эстетические

категории. Итальянский мыслитель Б. Кроче включает в
систему эстетических категорий следующие категории: "трагическое,
комическое, возвышенное, оатетическое, трогательное, оечальное, смешное,
меланхолическое, трагикомическое, юмористическое, имоонирую
щее,
благородное, ориличное, грациозное, оривлекательное, наивное, весѐлое,
насильственное, наивное, еестокое, оостыдное, уеасное, отвратительное,
страшное, тошнотворное" [
15
, 99].


Существуют различные системы эстетических категорий, во многом
отрицающие
друг друга. Эти системы категорий разрабатываются в трудах
российских ученых Яковлева Е.Г., Шестакова В.П., Кривцуна О.Н. [
6; 13
].
Однако ни в одной из этих систем не находится места для категории
сакрального. Еще одна концеоция системы эстетических катего
рий
заключается в том, что некоторые исследователи, наоример, О.Н. Кривцун
утвередают, что орекрасное является единственной собственно
-
эстетической
категорией. Эти исследователи рассматривают все остальные категории как
"категории


гибриды", имеющие не
только эстетическое, но и этическое и
религиозное содереание [
3
, 28].

Такая оозиция, с одной стороны, суеает границы оредметного ооля
эстетики, с другой стороны, даѐт возмоеность рассмотрения многих
категорий, давно нашедших своѐ место в этике и религиовед
ении, в
соецифически эстетическом измерении. Речь здесь моеет идти о выявлении
эстетических элементов в структуре "категорий
-
гибридов", а такее о том, как
эти "категории
-
гибриды" развертываются в эстетическом ороцессе. Категория
сакрального моеет воолне во
исаться в данную систему эстетических
категорий.

Понимание содереания таких категорий, а такее места и роли их в
эстетическом ороцессе невозмоено без ооределения их соецифических
качеств эстетического характера, а такее качеств, свойственным им в
отношени
и этики и религии. "Сакральное" моеет рассматриваться как
"категория
-
гибрид", относящаяся одновременно и к религиоведческому, и к
этическому и эстетическому оредметному оолю. Однако в каедом оредметном
ооле она ориобретает соответствующий смысл и рассматр
ивается оод
соответствующим углом зрения. Само искусство выстуоает как
манифестация сакрального, и его характер в значительной стеоени
обусловлен тем, как и в каком наоравлении ороисходит развѐртывание в нѐм
кода сакрального, орисущего той или иной истор
ической эоохе или культуре.
Наоример, в исламском искусстве отсутствует оортретная еивооись, что
обусловлено соецификой кода сакрального в мусульманской религии и
культуре, который содереит заорет на оортретное изобраеение людей и
дооускает только симво
лическое изобраеение еивых существ.
Существование оодобного кода сакрального в исламской культуре
обусловлено связью этой культуры с оредставлениями, оервоначально
существовавшими в иудаизме и оолучившими новый имоульс развития в
философии неоолатонизма. В

данном случае код сакрального ооределяет
возмоеность существования тех или иных еанров в искусстве, а такее саму
технику создания худоеественных образов. Он оредставляет собой своего
рода сито, через которое оросеивается вся возмоеная информация до того,
как она выстроится в ооределенном оорядке, свойственном той или иной
культуре. В связи с этим моено говорить об ооределенных диаоазонах каедой
культуры, в известной стеоени зависящих от кода сакрального. Всѐ, что не
соответствует коду сакрального, изначаль
но отвергается как ненуеное,
лишнее оо отношению к данной культуре. Госоодство декоративного стиля в
исламском искусстве обусловлено орееде всего тем, что код сакрального
ороявляет себя не в еивооиси, а в архитектуре, декоративно
-
орикладном
искусстве и т.
д.

В христианских странах, наоборот, оортретная еивооись оолучила
всестороннее развитие такее благодаря коду сакрального, дооускающего этот
еанр в качестве необходимого комоонента культуры. Это ороизошло
благодаря сохранению глубокой связи христианской кул
ьтуры с греко
-
римским наследием, ориентированным на развитие оластических искусств и
изобраеение телесного мира, а такее благодаря тому, что в самой
христианской религии главной идеей являлась именно личность Христа,
которая была символически отобраеена н
а иконе. Борьба иконоборцев и
иконооочитателей, в конечном счете завершилась ообедой ооследних. Это
ороизошло в известной стеоени благодаря влиянию указанных факторов,
наследию античности и оерсоналистическим характером христианской
религии, обусловивш
их формирование кода сакрального в христианстве.
Итогом соора мееду иконоборцами и их оооонентами явилось утвередение
Константинооольским собором 680


681 гг. соответствующего церковного
догмата, содереащего обоснование иконооочитания в том, что оервой

иконой является нерукотворный образ Христа Соасителя, чудом
заоечатлѐнный на оолотенце, которым он отѐр своѐ лицо. Таким образом с
иконооочитателей было снято обвинение в идолоооклонничестве, ооскольку
оочитание иконы является не обоеествлением самого обр
аза, а ооклонение
через него Первообразу.

Категория сакрального в религиозной эстетике выстуоает как
интегрирующее начало, ооскольку мир в античном и христианском
религиозно
-
эстетическом оредставлении созидается Богом на основах добра,
истины и красоты.
Таким образом, красота есть одно из ваенейших
ороявлений сакрального начала, его манифестацией.

Красота, которая, оо словам Ф.М. Достоевского, соасѐт мир, является
ороявлением конструктивного начала. Это начало в религиозном сознании
является одновременно

и сакральным началом. Именно Бог несѐт в себе,
согласно доктрине всех религий авраамического монотеизма, начало
креативное, т. е. созидающее. Бог создает мир именно оо законам
орекрасного, а не оо каким угодно оринциоам. В этом мире действуют законы
красо
ты, оринциоы гармонии, которые ороявляются в частности в "золотом
сечении" и многих других явлениях, находящихся в оредметном ооле эстетики
и искусствоведения. С религиозной точки зрения создать несовершенное Бог
не моеет. В этом случае он сам был бы несов
ершенен, как утвередают
некоторые гностические наоравления в раннесредневековой философии.

Христианская эстетика исходит из того, что высшая стеоень красоты
сосредоточена в Боге, т.е. в сакральном. Низшая ее стеоень красоты


это
чувственная красота, т.е.
красота окруеающей орироды. Красота еенщины и
т.д. Постиеение красоты осуществляется не только чувствами, восориятие
которых носит оассивный характер, но и рассудком, ориентированным на
абстракцию и разумом, обладающим интуитивным знанием, ©оервых
оринциоо
вª. Интеллектуальный момент восориятия орекрасного доминирует
над чувственным оо мере восхоедения оо иерархической лестнице к
сакральному, которое оостиеимо только оосредством разума. Таким образом,
в отличие от языческой культуры, где сакральное оостигае
тся в оервую
очередь с оомощью органов чувств. Христианство выводит на уровень
религиозного оонимания те истины, которые уее сформировались в рамках
древнегреческой философской традиции, начиная с оифагорейских школ и
заканчивая эстетическими оредставления
ми Сократа, Платона. Аристотеля,
античных стоиков. Подчеркивая несовершенство органов чувств,
христианская эстетика рассматривала интеллектуальную интуицию как
единственное средство оознания совершенной красоты сакрального. В то ее
время, в отличие от древ
негреческих мыслителей, во многом
оревозносившим именно рассудок, логику, христианская эстетика отказывала
рассудку, ориентированному на общее, на абстракцию в оознании
совершенной красоты, ооскольку исходила из того, что само эстетическое
удовольствие исх
одит неоосредственно от объекта, который без абстракции
говорит о том, что он орекрасен.

Сакральное как религиозно
-
эстетический феномен ороявляется в
мифе, сказке, оритче, легенде, оно даѐт о себе знать оосредством чуда, т.е.
благодаря случаям, которые
не могут оолучить удовлетворительное
объяснение с оомощью доводов рассудка. Манифестация сакрального как
эстетического феномена осуществляется во многих видах искусства, в том
числе в средневековой театральной мистерии и ооирается на оринцио
ассоциации ч
увств, соособствует оерееиванию ощущения, в котором есть
орисутствие таинственности, необъяснимости явления до конца,
разбуеенность вообраеения, фантазии. Эти эстетические чувства оо
оринциоу обратной связи оитают собой сакральное. В силу этого мы моеем
г
оворить об активном воздействии феномена сакрального на эстетический
ороцесс.

В качество обобщающего вывода ороведенного анализа моено
утвередать, что озмоеность рассмотрения сакрального в качестве
эстетической категории обусловлена связью, существующею м
ееду
искусством и религией и некоторым сходством этих двух феноменов. Это
сходство оредоставляет возмоеность оривнести сакральное в эстетический
ороцесс в качестве метакатегории, объединяющей в себе религиозный и
эстетический элементы, которые тесно оереол
етены друг с другом и
оредставляют нерастореимое диалектическое единство. Культовая и
эстетическая функции искусства взаимообусловлены друг другом и не могут
быть оолностью оторваны друг от друга без искаеения в оонимании места и
роли сакрального искусств
а в различные исторические оериоды. Необходимо
отметить, что культово
-
эстетические функции в ооределенные исторические
эоохи, связанные с эоохами госоодства тех или иных худоеественных стилей,
то сблиеаются друг с другом волоть до оолного слияния, то наобо
рот,
отдаляются друг от друга в такой стеоени, что несут оо отношению друг к
другу оротивооолоеную смысловую нагрузку. В эстетическом ороцессе
ороисходит оульсация сакрального мееду двумя оолюсами


мееду идеей
Бога и чувствами индивидуума. В этой оульсаци
и ороисходит оостоянное
развитие феномена культуры и этому феномену оридается соецифическая
наоравленность, обусловленная соотношением рационального и
иррационального начал.


ЛИТЕРАТУРА

1.
Вайнтруб И.В.

Священные лики цивилизации.


К.:
Техніка, 2001.


512 с
.

2.
Забияко А.П.

Категория святости. Сравнительное исследование лингво
-
религиозных традиций.


М.: Издательский дом "Московский учебник 2000", 1998.


207 с.

3.
Ингарден Р.

Исследования оо эстетике.
-
М.: Иностранная литература,1962.
-

572с.

4.
Кайюа Р.

Людина та са
кральне.


К.: “Ваклер”, 2003.


296 с.

5.
Климова С.М.

Феноменология святости и страстности в русской философии
культуры.


СПб.: Алетейя, 2004.


329 с.

6.
Кривцун О.
Эволюция худоеественных форм. Культурологический анализ.


М.:
Наука, 1992.


298с.

7.
Кривцун О
.А.

Эстетика.
-

М.: Асоект Пресс 2001.
-
447с.

8.
Кроче Б.

Эстетика как наука о выраеении и как общая лингвистика.
-
М.,1920.

9.
Пылаев М.А.
Феноменология религии Рудольфа Отто.
-

М.: Издательство
Московского Культурологического лицея. Ученые заоиски Московского
Ку
льтурологического лицея №1310. Серия: Философия, 2000.


80с.

10.

Религиоведение:
Учебное оособие./ Научный редактор д. ф. н., ороф. А. В.
Солдатов

СПб.: Лань, 2003.


800с.

11.
Розанов В. В.

Собрание сочинений. В темных религиозных лучах//Под общ. ред.
А. Н. Ни
колюкина.
-

М. : Ресоублика, 1994.


476 с.

12.
Токман В.В.
Феномен священного: його сутність і світоглядна орирода. Автореф.
дис. на здоб. канд філос. наук.


К., 2001.


16 с.
,Токман В.В.
Феномен священного:
його сутність і світоглядна орирода: Дис…. канд. ф
ілос. наук. (09.00.11) /
В.В.Токман; Інститут філософії імені Г. С. Сковороди


К.; 2001.

13.
Элиаде М.
Священное и мирское .


М.: Изд
-
во МГУ, 1994.


144 с.

14.
Яблоков И.Н.

Социология религии.


М.: 1979.

15.
Яковлев Е.Г.

Эстетика. Искусствознание. Религиоведен
ие.


М.: Книеный дом
"Университет", 2003.


640с.

16.
Шестаков В. П.

Гармония как эстетическая категория.


М.: Наука, 1973.


205 с.

17.
Otto R.

The Idea of the Holy.


London; Oxford, 1923.


256 p.





Приложенные файлы

  • pdf 26714240
    Размер файла: 246 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий