В сборник включены детские фортепианные произведения известных татарских композиторов Назиба Наязовича Жиганова, Салиха Замалетдиновича Сайдашева, Мансура Ахметовича Музафарова


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


V

летня
я Всероссийская конференция 2017

года


"Актуальные проблемы теории и практики образования"

Груйич Мария Михайловна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально
-

хоровая школа
№ 16»

Ново


Савиновского района г. Казани


ФОРМИРОВАНИЕ М
ОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У

ЮНЫХ
ПИАНИСТОВ

ДМШ СРЕДСТВАМИ ПРИОБЩЕНИЯ К
НА
ЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ


Как известно, одной
из наи
более важных задач преподавателей детских
музыкальных школ в их

педагогиче
ской
деятельности является

умение
заинтересовать ребенка

в процессе обучения, найти предме
т, мотивирующий его
к активной творческой и познавательной деятельности.

О
сновной проблемой в решении успешности обучения (во всех
звеньях
образования) является

проблема мотивации обучения. Р
ешением данной
проблемы могут служит
ь

нестандартные методы и средства обучения. Таки
х
средств и методов
великое множество. Среди про
чих,

призванных мотивировать
ребенка

к обучению, может быть способ при
общения ег
о к национальной
культуре своего

народа, в частности, к татарскому музыкальном
у искусству.

Доктор педагоги
ческих наук Б.Т. Лихачев считал
, что «национальная
культура является общечеловеческим достоянием и богатством. Она есть яркая
форма проявления в искусстве, традициях, обычаях, сущности народа


его та
-
ланта, организации обществе
нной жизни, труда и быта» (Харисова Ф.Ф. «Нацио
-
нальная культура и учебно
-
воспитательный процесс», стр.51).

Татарская музыка является ча
стью национальной культуры
респуб
лики

Татарстан
, поэтому важным моме
нтом в обучении на уроках
является
приоб
щение учащ
ихся

к этому виду искусства путем ее исполнения, а также


V

летня
я Всероссийская конференция 2017

года


"Актуальные проблемы теории и практики образования"

воспри
ятие различных культурных пластов национального музыкального
искусства че
рез слушание.

З
анятия в классе фортепиано регулируется рабочей программой, где
прописаны требования по класс
ам, сроки
исполнения, примерные

репертуарные
списки. Ежегодное перес
матривание и утверждение программ позволяет их
совершенствовать, адаптировать к из
меняющимся условиям
.
В настоящее
время
в республике

Татарстан

активно ведется работа о включении элементов этно

-

культурного

компо
нента

в содержание

дополнительного
образования. И
м
олодые
педагоги и более опытные

сталкиваются

с проблемой выбора
репертуара в это
м направлении.
В связи с этим
обратим наше
внимание
к
пособиям по

татарской фортепианной музыке,
осветим

нес
колько сборников с
произведениями разных народов Поволжского региона, в том числе и с татарской
музыкой.

Наиболее часто используемый сборник преподавателями фортепиано
-

известнейшая хрестоматия
по татарской фортепианной музыке Татарского
книжного издател
ьства 1987г. Содержание хрестоматии составили наиболее
яркие, интересные произведения композиторов Татарии, написанные для детей.
Это сочинения, прочно вошедшие в репертуар детских музыкальных школ.
Хрестоматия издана в 2х частях


1 часть для младших и ср
едних классов ДМШ,
2 часть


для средних и ста
рших классов ДМШ и учащихся музыкальных
училищ.

В младших классах в основе исполняемых произведений лежит
жанровость
-

это песня, танец, этюд, марш, различные жанровые зарисовки. Дети
знакомятся с понятиями «ме
лодия», «аккомпанемент», «метроритм», осваивают
различные штрихи, динамические оттенки, получают общее представление
о
законах того или иного жанра.

Значительную часть сборника занимают

пьесы, написанные
на материале
татарских народных песен и танцев, что

позволяет педагогам рассказать о

культуре татар, вызывает интерес к татарской музыке, стимулирует общение


V

летня
я Всероссийская конференция 2017

года


"Актуальные проблемы теории и практики образования"

внутри семьи на тему татарского фольклора, воспитывает у детей любовь к
народному творчеству. Для детей младшего школьного возраста среди
множества х
удожественно
-
образных элементов татарской народной музыки
(таких как татмак, озын кой, юаткычлар, кунел ачу фольклоры, бишек жырлары)
наиболее популяр
ны уен жырлары


игровые песни. Особенно любимые детьми

произведения: «Аниса», «Чума урдэк, чума каз», «
Апипа», «Кария
-
Закария».

Следующий сборник

называется «Балалар очен фортепиано пьесалары»
(Детские фортепианные пьесы) издательства Казанской консерватории 1994г.
Он также вышел в 2х частях. 1 часть для учащихся 1
-

6х классов, 2 часть


учащихся 7 классов
ДМШ. В сборник включены детские фортепианные
произведения известных татарских композиторов Назиба Наязовича Жиганова,
Салиха Замалетдиновича Сайдашева, Мансура Ахметовича Музафарова,
Александра Сергеевича Ключарева, Рустема Мухаметхазеевича Яхина,
Джаудата

Хазеевича Файзи, Исмая Гайнутдиновича Шамсутдинова
,

Загида
Валеевича Хабибуллина и других. Пьесы могут использоваться в процессе

реализации задач этно
-
ку
льтурного воспитания учащихся

на занятиях
фортепиано.

Сборник хорош наличием методических указаний. На
пример, аннотациия
к произведению
Мансура Ахметовича М
узафарова «Танец девушек» следу
щая:

«Эта пьеса должна звучать нежно и спокойно, но не слишком медленно.
При исполнении нужно добиваться, чтобы двойные ноты в правой руке звучали
очень стройно. Полезно
поучить их в разных регистрах, различными по силе
звучностями, поиграть один верхний голос. Переход к соль
-
минорному эпизоду,
не смотря на большую линию крещендо, не должен терять плавность и
принимать маршеобразный характер».

П
роизведения
, представленные
в этих сборниках,

прочно вош
ли в
репертуар ДМШ. Необходимо отметить
,

что

огромную, трудную, но
необходимую работу проводят составители сборников национальной музыки.



V

летня
я Всероссийская конференция 2017

года


"Актуальные проблемы теории и практики образования"

Еще один сборник издательства Казанской консерватории 2003года называется
«Между Волгой и
Уралом. Музыка республик Среднего Поволжья и Приуралья»
для фортепиано. Редактор
-
составитель Земфира Хамидовна Муштари. Пособие
предназначено для учащихся 1
-
4 классов ДМШ. В сборнике представлена
музыка Башкортостана, Марий Эл,

Татарстана, Мордовии, Удмурт
ии и
Чувашии. В него вошли сочинения композиторов и фольклорные обработки,
предназначенные для исполнения на фортепиано. Фортепианные ансамбли
выделены в отдельный раздел в конце пособия. Некоторые произведения
опубликованы впервые. Многие обработки и пере
ложения сделаны редактором


составителем специально для данного пособия.

Музыкальная культура народов Среднего Поволжья и Приуралья
привлекает прежде всего самобытностью ладовой палитры, в которой
преобладает пентатоника. Пентатонный колорит наиболее хара
ктерен для
татарской, марийской, чувашской и башкирской музыки, в
меньшей степени для
удмурдской
музыки и почти совсем не проявляется в мордовс
ком фольклоре.
Кроме пентатоники

в музыке этого большого региона звучат диатонические
лады, а также элементы хро
матики. Интересен метроритмический строй
народных песен и танцев. В этом отношении особенно выделяется ритмика
марийского фольклора с частыми синкопами, которая напоминает ритмику
родственной ему старинной венгерской музыки, известной по обработкам Бела
Ба
ртока и Золтана Кодая.

В музыкальных традициях Мордовии и Удмуртии большую роль играют
многоголосное пение. Подголосочная полифония в фольклорных обработках
этих республик может послужить развитию полифонического мышления юных
пианистов. Одноголосные
мелодии Башкортостана и Татарстана с их богатой
изощренной орнамент
икой ставят перед исполнителем
проблемы иного
интонационно
-
технического порядка. Некоторое представление о них дают
обработки протяжных песен, изложенных в

упрощенном виде, адаптированные
к возможностям учеников младших классов.



V

летня
я Всероссийская конференция 2017

года


"Актуальные проблемы теории и практики образования"

Особенности
фольклора отражены и в творчестве композиторов.
Композиторская музыка в сборнике в стилистическом отношении представлена
достаточно разнообразно. Многие пьесы написаны в традиционно
-
романтической манер
е, в других используются приемы различных стилей
диссонантно


динамического пианизма ХХ века.

В целом издание сборника ставит целью расширение педагогического
репертуара младших классов

и ознакомление широкого круга
педагогов и
учащихся России с самобытн
ой музыкой народов среднего Поволжья и
Приуралья.

Ансамблевая музыка татарских композиторов не может остаться без
внимания. Дети любят играть вместе, радость общения способствует
проявлению интереса к занятиям. Программность исполняемой музыки,
особенно

если это переложения каких
-
либо крупных

произ
ведений
, таких как
опера или балет, также стимулирует
познавательную активность уча
щихся.

Популярный авторский сборник,

состоящих из ансамблевых
произведений,

к которому часто обращаются преподаватели фортепи
ано
-

«
Концерт
-
сюита
»
Рафаэля Нури
, изданное

Т
атарским книжным издательством в
2000 году.

Э
то сборник
,

состоящий из 5 программных пьес

для исполнения на
двух роялях
: Тарантелла,
«
Веселая прогулка
»
, Га
вот, Забытый вальс,
«
Играем
джаз
»
, ч
асто можно услышать
эти произведения на кон
цертных площадках
.

Пьесы отличаются яркой образностью, интересными гармоническими и
фактурными новинками.

Проблема повышения мотивации учащихся решается и через участие во
внеурочных мероприятиях.

Основные внеурочные мероприятия на
фортепианном отделе
реализуются через
концертную деятельность
. Проведение
традиционных
классных концертов
. Не каждый
ребенок
может выступить в
отчетном концерте школы,

концертах отдела,
здесь

же

у каждого учащегося есть
возможность выступить перед аудит
орией, а та
кже показать родителям, чему он


V

летня
я Всероссийская конференция 2017

года


"Актуальные проблемы теории и практики образования"

научился. Чтобы
классные концерты не превратились в рутинные

отчетные
,
каждый концерт
может быть тематическим, посвященным

каки
м


то датам,
событиям
.

Например,
к юбилейн
ым датам татарских композиторов
.

Помимо классных концертов, это и
концерты фортепианного отделения
, а
также выступления

вне школы



прежде всего это концерты в совместных
мероприятиях с общеобразовательными школами, на площадках
которых
располо
жены многие музыкальные школы. А

также
ко
нцер
ты в дошкольных
учреждениях. Дети с удовольствием
выступают
в

садиках перед дошколятами.

Такая форма
очень интересна и значима для детей
-

прийти в садик, который они
посещали, увидеть своих воспитате
лей, выступить перед малышами

уже в новом
качестве (они
теперь учащиеся музыкальной школы)


все это повышает
значимость учебы в муз
ыкальной школе, а также и мотивацию в целом.

Но, конечно, самая значительная, трудоемкая, но в то же время
и
интересная внеурочная работа


это
конкурсная работа



подготовка учащ
ихся к
участию в конкурсах разного

уровня.
В республике проводятся различные
детские и юношеские испол
нительские конкурсы и фестивали, в которых
обязательным условием участия является исполнение произведений татарских
композиторов:

городской конкурс
«Кыяшл
ы буляк»,
республиканские
конкурс
ы

имени
Н.

Жиганова
,
Р.

Яхина,
В.

Гизатуллиной
, «Энжелер»,
«Музыка
совре
менных композиторов Татарстана».


Таким образом, через
формирование интер
еса у учащихся

к исполнению
татарской музыки через овладение специфичностью музыкального языка дан
-
ного вида искусства, умение понять и принять музыку другого народа, мы фор
-
мируем одновременно:

1)
мотив к обучению;

2)
п
о
дсознательно для самих учащихся

гражданскую позиц
ию будущих
взрос
лых жителей республики, формируем межнациональные отношения,
умение сосуществовать народам с различной национальной культурой;
адекватное отношение детей к культуре другого народа.



V

летня
я Всероссийская конференция 2017

года


"Актуальные проблемы теории и практики образования"


Следовательно,
о
дной из задач современной педагогики, в
ряду с
различными средствами и методами обучения, должна быть задача
использования национального ком
понента, влияющего на эмоционально

псих
оло
гическое восприятие учащимися

национальной культуры своего народа.
В этом заключается формирование ду
ховности со
временной личности.



Приложенные файлы

  • pdf 26729642
    Размер файла: 233 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий