1), студии глиняной игрушки Дома культуры села Никольское Безенчукского района Самарской области под рук.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


1


Мулызева Анна Борисовна



педагог по изобразительному искусству МБ
ОУ ДОД ДШИ №
11

Промышленного р
-
на г. о. Самара

Тел.: 335
-
57
-
64; 89171035654

[email protected]


Детская г
линяная игрушка в
культуре
Самарского края

Игрушки


самое доступное средство организации самостоятельной
деятельности детей уже с самого раннего возраста; они определяют зону их
ближнего развития, обеспечивая переход от коллективной деятельности со
взрослыми к индивидуальной.
В последние годы во всем мире ведется
интенсивное изучение игрушки и игры, как способов организации культурного
пространства детства, взаимодействия ребёнка с миром, следствием которого
являются жизненные навыки.
Культура детства


это сакральное пространс
тво
ребёнка, своеобразная область со своими правилами поведения, играми и
игрушками, воспринимаемая как действительность. «Состояние культуры
детства характеризует не только каждого индивида, в нём находящегося, но
большую социальную группу, слой с присущи
ми возрасту видами
деятельности, ценностями, представлениями о мире и о себе» [
1
, с. 127].


Процесс создания глиняных игрушек детьми


самостоятельное
художественное явление, занимающее в пространстве прикладного творчества
своё суверенное место.
«Создавая

предметы декоративного искусства, индивид
одновременно творит и самого себя, и без созданной вещи не состоится сам
автор» [2].
Творческая субкультура подрастающего поколения рассматривается
как важная идеология воспитания, главной ценностью которой являет
ся
личностное развитие ребенка.


Данная работа посвящена
исследованию
керамических
произведений
,
создаваемых в

центр
ах

глиняной игрушки Самарского края
,

в которых
занимаются дети



это
студии и мастерские декоративно
-
художественной
керамики, а также
скульптурные отделения при начальных художественных
учебных заведениях.

Учащиеся многих
исследуемых нами центров
в глиняной
игрушке
воплощают

образы
многонациональной
культуры Самарского края.

Сегодня в



2


Самарской области численное большинство составляют
традиционные для

региона Поволжья русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, казахи, цыгане,
а также


представители поздней волны миграций


узбеки и таджики.
Художественные образы людей


представителей разных народов в изделиях
мастерских
«Глиняная игру
шка»

под рук. О.Н. Ананьевой (Илл. 1)
,
студии
глиняной игрушки
Дома культуры села Никольское Безенчукского района
Самарской области под рук. О.В.Сахтёровой

и
Г.А.Яшкиной

(Илл. 2)
, «КреКер»
МБОУ ДОД СДДЮТ под рук. Е.С. Соловьёвой, глиняной игрушки ГБСКОУ
школа
-
интернат № 117 (г. Самара
) под рук. Е.Ю.Беляевой
, ДХШ им
. М.Шагала
(г. Тольятти) (Илл. 3
),
демонстрируют полиэтни
чный состав населения региона.

В

этих персонажах
воплотились
региональные особенности традиционной
материальной и духовной этнической кул
ьтуры народов, проявляющиеся в
костюме, предметах быта и религиозного культа, музыкальных инструментах,
изображенных в игрушке
.

Художественные образы
культуры повседневности

жителей Самарского
края



ключевая тема

глиняных игрушек многих центров детского творчества


ЦДТ «Поиск» Советского района (г. Самара) под рук. Ю.С.Черепова,
мастерской глиняной игрушки ГБСКОУ школа
-
интернат № 117 (г. Самара) под
рук. Е.Ю.Беляевой, ДХШ им. М.Шагала

(Илл.

4
)
,

студии художествен
ной
керамики «Горшеня»

(г. Тольятти),

студии глиняной игрушки «Гармония» СП
ДОД ГБОУ СОШ № 4 под рук. Т.В.Серовой (пос. Алексеевка Кинельского р
-
на)

(Илл.

5
)
. Эти произведения передают сценки дореволюционной и
современной жизни
провинциального города или
села


ярмарки, базары,
посиделки, чаепития, встречи гостей, гулянья на Волге
.
Наставники вместе с
учащимися исследуют историю родного края. Многофигурные композиции
включают в себя людей и животных, ментальные для своего времени предметы
быта. В них звуч
ат ностальгические нотки воспоминаний о прошлой жизни.

Большое место в творчестве
мастеров
-
игрушечников и их учеников
занимают
сказочные

животные
.
Многие
из них
носят
антропоморф
ный


3


характер, выраженный

одетыми на них традиционными народными
костюмами; «вещами», приспособленными животными для своего
существования. Примером этому могут служить
звери и птицы
мастерских


«Глиняная игрушка»
под рук.
О
.Н.Ананьевой (г. Самара) (Илл. 6
),
«
КреКер
»

МБОУ ДОД СДДЮТ

под рук. Е.С.
Соловьёвой

(Илл.
7
)
,

ДХШ им. М.Шагала (г.
Тольятти), студии художественной керамики «Горшеня» (г. Тольятти) под рук.
В.Ю.Туртыгина и Т.В.Богучарской
,

ст
удия глиняной игрушки «Умелец»


ГС(К)У школа
-
интернат «Перспектива» под ру
к. А.В.Миненко (г.
Новокуйбышевск)
.
Глиняные свистульки в виде
птиц


уточек
, курочек,
сказочных птиц создаю
т в селе Кошелевка Сызранского района Самарской
области
ученики мастера

В.Н.Учаева
. Они

представляют собой


не только
традиционные «сухи
е» свистульки, но и необычные


«водные», немного
похожие, одновременно, и на птиц, и на курительные трубки

(Илл.

8
)
.
Для того,
чтобы такая птичка запела, надо её заполнить водой и подуть в свисток. Если
налить немного воды, получатся быстрые трели, если
воды будет много, то
зазвучит переливчатое пение.
Эффект «очищения» звуком издавна был
известен и врачевателям, и священникам, а современная наука лишь
подтверждает мысль о том, что звуковые вибрации определенного вида могут
подавляюще влиять на вирусы, сп
особствуя их уничтожению [
3
]. Музыкальная
игрушка не только приносит детям радость, но и успокаивает, отвлекает
ребенка, если он психологически подавлен, грустит или испытывает
внутренний дискомфорт.

В поисках креативных творческих решений сегодня мастера
Самарского
края
и их ученики всё чаще обращаются к первобытным формам постижения
мира


мифологическим архетипам.
Беспредельную фантазию
юных
художников отражают выполненные в глиняной игрушке мифологические
существа, в которых переплетаютс
я
образы
Домового
, Полкан
а, Водяного,
Русалки, птиц Сирин и Алконост, Жар
-
птицы
. Так,
п
лоскостная рельефная
интерпретация птицы Сирин коллектива ДХШ им. М.Шагала (г. Тольятти),


4


больше похоже на русскую русалку с полосатым хвостом, но, с большими
крыльями птицы

(Илл
. 9
)
. Индивидуальное авторское начало проявляется в
интерпретации русского мифологического героя


Полкана
-
богатыря. Добрым
и сильным защитником Отечества он выступает
в
мастерской

«Г
линяная
игрушка
»
под рук. О.
Н
. Ананьевой
(г.

Самара
)
, студии
глиняной игрушки
Дома
культуры села Никольское Безенчукского района Самарской области под рук.
О.В.Сахтёровой
и Г.А.Яшкиной

(Илл.

1
0
)
. Мифологические образы были и
остаются первоисточником вдохновения и творчества мастеров глиняной
игрушки. С развитием кер
амической игрушки они приобретают все более
рациональные характеристики, ведётся поиск нового внешнего облика ведущих
архетипов и наделение их чертами конкретных людей.

Разнообразно в самарской игрушке, имеющей, в первую очередь,
игровую функцию, представл
ены
литературные
образы из глины и
скульпт
урные иллюстрации к произведениям
.

К их интерпретации обращаются
во всех центрах производства глиняной игрушки. Для примера приведем ряд
изделий. А
вторское прочтение в

студии «Горшеня» (г. Тольятти) получил
а

русск
ая

народн
ая

сказк
а «Лиса и заяц»

(Илл. 1
1
)
;

в ДХШ им. Шагала
(г.
Тольятти)



чеховская
«Каштанка»

(Илл.

12
)
.
Серия образов уральских сказов
П.П.Бажова появилась в
студии глиняной игрушки «Гармония» СП ДОД ГБОУ
СОШ № 4 под рук.

Т.В.Серовой (пос. Алексеевка

Кинельского р
-
на)

(Илл.

13
)
;
к
омпозиции по мотивам русских народных сказок


в ДХШ им. М.
Шагала (г.
Тольятти)

и в мастерской глиняной игрушки под рук.

Г.Г.Галиуллиной (пос.
Мирный

Красноярского р
-
на)

(Илл.

14
)
.

Для создания
целостных и узнаваемых
персонажей (людей, животных)
авторы прибегают к творческому решению
художественного образа героя.

Синтез текстового и иллюстративного анализа в
пластическом искусстве приводит к формированию у
учащихся

глубоких
ассоциативных связей
,
образного мышления.

Создание глиняной игрушки развивае
т осознанное отношение детей к
окружающему миру и умение выражать свое отношение, как в словесной


5


форме, так и художественными средствами.
Мастера
-
п
едагоги строят свои
занятия
таким образом, чтобы от
урока к уроку учащиеся развивали умение
видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили красоту простых,
обыденных явлений.

Следовательно, игрушка


это предмет, служащий
социализации
и этнокультурной идентичности
ребенка
, который

с раннего
детства
спо
собствует эстетическому, физическому и интеллектуальному
развитию, формированию его трудовых навыков. Игрушка
постепенно вводит
ребёнка
в
культуру повседневности современного для него
полиэтничного
общества
,
воспитывая в нем
толерантно
е

отношени
е

к
культур
ным
проявлениям
друго
й

этничности,
языка
, религии.

Литература

1.

Куруленко
,

Э.А. О культуре детства // Вестник САМГУ
.

2012
.

№5 (96).
С. 126
-
130.

2.

Маюнова, О. Н. Специфика материально
-
художественной культуры
(декоративно
-
прикладных искусств и дизайна) в
эстетизации предметного
мира и человека. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ.
наук.


Томск, 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/spetsifika
-
materialno
-
khudozhestvennoi
-
kultury
-
dekorativno
-
prikladnykh
-
iskusstv
-
i
-
dizaina
-
v
-

Дата обращения:
27.05.2013

3.

Уколова, Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции
педагогическ
и организованной музыкальной среды // Педагогика
искусства: электронный научный журнал. 2008. № 2 [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.art
-
educ
ation.ru/AE
-
magazine/archive/nomer
-
2 2008/ukolova_03_05_2008.htm

Дата обращения:
27. 09.2013






6


Приложения


Илл. 1. Русская красавица. Мастерская «Глиняная игрушка» под рук. О.Н.Ананьевой; ЦВР
Творчество Советского р
-
на г. Самары. Фото А.Б.Мулызевой.


Илл. 2
.
Чувашки субэтнической группы вирьял.

Мастерская глиняной игрушки под рук.

О.В.Сахтёровой. ДК с. Никольское Безенчукского р
-
на.

Фото А.Б.Мулызевой.



7



Илл. 3
. Узбеки. ДХШ им. М.Шагала (г. Тольятти). Фото с сайта:

http://artshag.ru/?page_id=773
.




Илл.
4
. Летние впечатления. Фрагмент композиции. ДХШ им. М. Шагала (г. Тольятти). Фото
А.Б.Мулызевой.




8



Илл.
5
.

Ярмарка
. Студия глиняной игрушки «Гармония» под

рук. В.А. Серовой (пос.
Алексеевка Кинельского р
-
на). Фото А.Б.Мулызевой.


Илл. 6
. Медведь с балалайкой. Мастерская «Глиняная игрушка» под рук. О.Н.Ананьевой;
ЦВР Творчество Советского р
-
на (г. Самара). Фото А.Б.Мулызевой.



9



Илл. 7
. Курочка Ряба. Мастер
ская «КреКер» при СДДЮТ под рук. Е.С.Соловьёвой (г.
Самара). Фото Е.С.Соловьёвой.


Илл. 8
. Птичка
-

водная свистулька. Мастер
ская

В.В.Шиляев
а

(с. Кошелевка Сызранского р
-
на). Фото А.Б.Мулызевой.




10



Илл. 9
. Птица Сирин. Скульптурное отделение ДХШ им.
М.Шагала (г. Тольятти). Фото
А.Б.Мулызевой.



Илл. 1
0
.

Полкан
-
богатырь
.

Мастерская глиняной игрушки под рук.

О.В.Сахтёровой и
Г.А.Яшкиной. ДК с. Никольское Безенчукского р
-
на.

Фото А.Б.Мулызевой.



11



Илл.
11
.

Иллюстрация к
русской народной сказке «Лиса и
заяц»
. Мастерская «Горшеня» (г.
Тольятти). фото с сайта:
http://gorshenya.ru/photoalbums


Илл. 12
. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Каштанка». ДХШ им. М.Шагала (г. Тольятти).
Фото А.Б.Мулызевой.



12



Илл.
13
. Иллюстрация к сказке П.П.Бажова «Каменный цветок». Студия глиняной игрушки
«Гармония» под рук. В.А. Серовой (пос. Алексеевка Кинельского р
-
на). Фото
А.Б.Мулызевой.


Илл.
1
4
. Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему велению». Мастерская
глиняно
й игрушки под рук.

Г.Г.Галиуллиной (пос. Мирный

Красноярского р
-
на). Фото
А.Б.Мулызевой.


Приложенные файлы

  • pdf 26750587
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий