Самарский край» Ильченко Елена Александровна, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры, лицей №67 г. Тольятти, Пекина Ольга Ивановна

Особенности структурирования учебной информации
в системе цифрового образовательного ресурса
«Костюмы народов Поволжья. Самарский край»
Ильченко Елена Александровна,
учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры, лицей №67 г. Тольятти, Пекина Ольга Ивановна, доцент кафедры изобразительного искусства Тольяттинского государственного университета
Современные условия возрождения национального самосознания народов России и формирования на этой почве интереса к традиционной культуре, актуализируют проблему сохранения, воспроизводства исторического базиса народного декоративно-прикладного творчества, его аутентичности и передачи традиций молодому поколению. В свете сказанного возникает потребность в научно-популярных изданиях, носящих как просветительский, так и научно-методический характер и призванных сохранить накопленный поколениями культурологический базис.
Как известно, народное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство влияет на формирование человека будущего.
Если считать, что искусство является ключом к пониманию красоты окружающего мира, то хотелось бы, чтобы учителя изобразительного искусства получили этот ключ в виде современных информационных технологий обучения. С помощью этого «ключа» они успешно воспитывали бы не только образованного потребителя искусства, готового воспринимать художественный образ, но и личность, способную понимать красоту обыденного мира и адекватно воспринимать нравственно-эстетическую информацию искусства.
Хорошо спроектированное электронно-методическое сопровождение урока поможет учителю в решении задач воспитания любви к родной земле, интереса к культурному наследию и чувства гордости за самобытность российского искусства.
Актуальность создания подобного рода электронно-методических материалов обусловлена также скудностью количества литературных источников, которыми бы мог оперировать учитель. Сегодня в полной мере ощущается проблема визуализации урока изобразительного искусства (сложно найти репродукции надлежащего качества и содержания).
Вторая составляющая актуальности проекта связана с развитием культурно-образовательного пространства России, с основными направлениями обновления художественного образования и гуманизацией общего образования в целом на основе регионального компонента, как интегрированной модели, отражающей географическое, историческое, экологическое, экономическое, общекультурное и этнокультурное состояние региона. В этом ключе предлагаемый материал, позволит строить процесс обучения на знании близкого и понятного ученику мира: природа, народные сказы и песни, национальные игровые традиции и т.п. С другой стороны, может выступать как средство воспитания толерантности, уважения к национальной культуре другого народа через формирование гуманного отношения между учащимися - носителями разных национальных культурных традиций. Широкое рассмотрение вопроса национальных особенностей культуры поможет исключить бытующее в практике современной школы однобокий подход рассмотрения peгионального компонента, ограниченного изучением только национальных традиций и художественного наследия этнокультуры и художественного творчества одного «субъектообразующего народа». В силу отсутствия практического материала в многонациональной школе Самарского региона предпочтение культуре какой-либо одной нации разрушает все благие намерения регионализации и гуманизации художественного образования.
Предлагаемый проект ЦОР позволит учителю организовать осознанное общение с искусством и культурой другого народа; воспитывать чувство уважения к носителям этой культуры и формировать столь актуальное на сегодня чувство толерантности в межнациональных отношениях; выполнять заказ общества на развитие активной и социально-адаптированной личности, способной адекватно реагировать на проявление этнохудожественных традиций различных народов проживающих в Самарском регионе.
Практика этнохудожественного образования дает неоспоримо ценный опыт использования народного искусства в воспитании детей. Нельзя не согласиться с мнением, что понимание общезначимых ценностей в чужой и в общечеловеческой культуре начинается с осознания культурных ценностей своего народа, города, страны по принципу: «от родного порога к культуре страны, культуре мира».
В ключе сказанного цель ЦОР «Костюмы народов Поволжья. Самарский край» - систематизация информационно-иллюстративного базиса печатных изданий в единой структуре электронного учебно-методического пособия. Создание интерактивных дидактических плакатов для сопровождения урока изобразительного искусства.
Аналитический обзор литературных, иллюстративных и архивных источников, посвященных этнографическим проблемам народов Поволжья, изучение и анализ искусствоведческой и краеведческой литературы о традиционном костюме народов Поволжья, позволили выявить основные компоненты, определить содержание учебно-методического пособия, направленные на глубокое ознакомление с традиционными народными костюмами Самарского края, особенностями художественно-образного строя, технологией их изготовления. Композиционно-алгоритмическую структуру электронного учебно-методического пособия «Костюмы народов Поволжья. Самарский край» представляет таблица:


1
2
3
4
5

Народы
Поволжья
Этнография
Элементы костюма
Декор
костюма
Конструкция
костюма


История
заселения
Географические сведения: карты, фотографии Самарского края
Народный эпос, праздники и обряды
Рубаха, сорочка, блуза
Сарафан
Порты
Жилет, камзол
Фартук, передник
Юбка, понева
Украшения
нашейные
Головные уборы
Обувь
Орнаменты
Мотивы
Семантика













навесные


















височные


















ушные


















ручные


















пояс


















наспинные







Русские

















Чуваши

















Мордва

















Татары

















Украинцы

















Казаки

















Марийцы


















В первом столбце перечислены ключевые этнические группы Самарского края по данным последней переписи населения. Из общей численности жителей Самарского региона 3335954 чел.
2774086 чел. (83,2%) составляют русские;
191928 чел. (3,7%) чуваши;
119954 чел. (3,6%) мордва;
119180 чел. (3,6%) татары;
81785 чел. (2,5%) – украинцы;
66719 чел. (2%) – казаки;
44476 чел. (1.3%) – марийцы.
Столбцы 2-5 показывают систему структурирования подачи материала и отражают содержание учебного пособия. Таблица показывает, что материал может быть рассмотрен как по отдельности в структуре одной народности, так и в сравнении по конкретным разделам (см. вертикальное прочтение любой ячейки).
В разделе «История заселения» содержится обширный информационный блок, характеризующий национальные черты каждой народности, особенности её бытования, причины переселения и расселения на территории Самарской области с указанием конкретных поселений.
Самарский край, представлен как органичная составная часть многонационального Российского государства, место взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета.
Раздел «Географические сведения: карты, фотографии Самарского края» ограничены визуальным рядом и не содержат глубокой информационной поддержки. Здесь же мы нашли возможность представить видео ряд о Самарской луке, её тайнах, и неоспоримых красотах, оказавших влияние на самобытность народного эпоса.
Раздел «Народный эпос, праздники и обряды» является отчасти хрестоматийным материалом, в который вошли сказки, были и легенды народов Самарского края, фольклор и музыкальные произведения (частушки, напевы, проигрыши). Приведен сравнительный анализ основных региональных обрядов и праздников каждой этнической группы.
В следующих разделах содержится конструктивно-семантический анализ традиционного костюма народов Поволжья, прослеживаются принципы отражения мироздания в облике человека, точнее его костюма (элементов и принципов его декорирования). Этот раздел хорошо иллюстрирован (более 1500 фотографий) и позволит учителю найти много интересной информации.
В данном разделе представлены работы студентов факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ, выполненные в образовательном цикле.
Последний раздел «конструкция костюма» имеет практическую направленность. Содержащиеся в нем выкройки и технологии могут быть использованы для изготовления, как самих костюмов, так и сувениров, например кукол.
Новизна проекта определяется отсутствием подобного материала на рынке учебно-методической литературы.
Значимость проекта определяется широким обобщением информационного базиса культурно-исторического наследия народов Поволжья.
Предлагаемая форма подачи учебного материала может существенно разнообразить информационную поддержку занятий, позволяет глубоко интегрировать теорию и практику народного искусства в систему учебного процесса различных образовательных заведений, тем самым, внося вклад в сохранение и развитие художественных промыслов.
Материал может быть использован в работе с учащимися общеобразовательной школы и школ искусств, а также студентов средних и высших учебных заведений. Тематическая цельность представленного материала помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты обучаемых с декоративно-прикладным искусством, приобщить их к художественной культуре. Способствует приобщению широкого круга лиц к национальной культуре.

Литература:
Антонова Г. Русская народная одежда в юго-восточных районах Самарской области в конце XIX – XX вв. // Самарская область. Этнос и культура. 2002. №1, с. 9-15.
Бирюков В.М. Этнография самарского края. – Самара, 2001.
Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань, 1984.
Варенцов В.Г. Сборник песен Самарского края – Самара, 1994.
Ведерникова Т.И., Бородина Н.В. Народный костюм Самары. – Самара, 2007.
Ведерникова Т.И., Фокин П.П., Ягафова Е.А. Этнография Самарской Луки. – Самара, 1996.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции) - М.: Изд-во «СВАРОГ и К», 2002.
Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. – М., 1978.
Корнишина Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы: Учебное пособие по спецкурсу. – Саранск, 2002.
Красота древней земли. Народное искусство Среднего Поволжья. Л., 1988.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма – М.,1988.
Муханов И. Жигулевские сказки, выпуск 1 – Самара, 1993.
Муханов И. Жигулевские сказки, выпуск 2 – Самара, 1994.
Народы Поволжья и Приуралья: Историко-этнографические очерки. – М., 1994.
Народы России: Энциклопедия. – М., 1994.
Николаев В.В., Иванов – Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм от древности до современности. – Москва – Чебоксары – Оренбург, 2002.
Пармон П.Ф. Русский народный костюм как источник творчества. – М., 1994.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно –конструкторский источник творчества – М., 1994
Сидельников В.М., Крупянская В.Ю. Волжский фольклор. – Л., 1937.
Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М., 1989.
Юшкин Ю.Ф. Мордовия. Народное искусство. – Саранск, 1985.
Ягафова Е.А. Самарские чуваши. – Самара, 1998.

15

Приложенные файлы

  • doc 26750869
    Размер файла: 77 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий