Самарские судьбы. 16. Самарская государственная академия культуры и искусств (СГАКИ) [Электронный ресурс].


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Сафонова
Татьяна
Васильевна
УКРАИНСКИЙ ЭКСЛИБРИС: ДЕКОР И ОРНАМЕНТАЦИЯ

Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31): в 2
х ч. Ч. I. C. 160
-164. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала:
www.gramota.net/editions/3.html


© Издательство "Грамота"

Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес:
[email protected]

160
Издательство
Грамота
Игнашов
Баянист
педагог
композитор
Самарские
судьбы
Самара
Дмитрий
Шаталов
(1915-1985).
. 31-35.
Имханицкий
История
исполнительства
русских
народных
инструментах
., 2002. 352
Имханицкий
Формирование
развитие
русской
народной
инструментальной
культуры
письменной
традиции
искусствоведения
., 1988. 370
Колеватых
Детская
музыкальная
имени
Балакирева
Вестник
департамента
культуры
мэрии
Тольятти
Тольятти
, 2005.
Спецвыпуск
художественному
образованию
Ставрополя
Тольятти
Лешеткина
Мжельская
Немировская
История
училища
Электронный
ресурс
].
URL: http://mus-college-shata
lov.narod.ru/history.htm (
дата
обращения
: 14.02.2013).
Лысенко
Региональный
стиль
определение
понятия
предпосылки
формирования
ставные
асти
Электронный
ресурс
]. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2013/2-1/30.html (
обращения
: 28.02.2013).
Михвер
Музыкант
Волжский
комсомолец
. 1937. 1
ноября
Настина
Самарские
музыканты
Электронный
ресурс
Сафонова
., 2013
ISSN 1997-292X
5 (31) 2013,
часть
1 161
дискуссируют
понятиях
художественного
мнимого
экслибриса
Ивенский
О. Ласунский
Опреде
лили
классификацию
тем
техники
выполнения
книжных
знаков
Минаев
Фортинский
[8].
Украинские
искусствоведы
Беличко
А. Вьюник
описывают
творческий
путь
графиков
кото
искусство
экслибриса
упоминается
как
авторский
потенциал
Искусствовед
Нестеренко
в исследовании
раскрыл
вопросы
типологии
аинского
слибриса
периодичность
развития
этого
вида
графики
приводя
примеры
произведений
художников
графиков
тично
обращает
внимание
орнаментацию
Проанализированы
статьи
многих
авторов
которые
посвящены
изучению
орнаментации
символики
числе
Божко
[3],
найдено
научно
обоснованного
изучения
декора
орнаментации
украин
ском
экслибрисе
основе
исследования
ках
статьи
лежат
труды
Бесчастнова
[2],
Таранова
Иванова
которые
позволили
раскрыть
проблематику
вопросов
используя
известную
системати
зацию
орнамента
словари
Сурина
В. Андреевой
и Е. Шейнина
[13] –
символического
значе
ния
упрощенных
изображений
орнаментах
Периодом
данного
исследования
является
вторая
половина
начало
Задачей
атьи
ляет
раскрытие
вопросов
использования
декора
орнаментации
искусстве
украинского
экслибриса
бенностей
точки
зрения
художественного
предпочтений
композиционно
графических
цветов
символов
передаче
задуманного
Существующее
наследие
экслибрисистов
представленное
изданиях
альбомах
частных
коллекциях
зволило
собрать
многообразие
декоративно
орнаментальных
экслибрисов
Это
роизведения
аинских
масте
резца
Балана
Бондаренко
Вечерского
Грепиняка
Демиденко
Коваленко
Козловского
Козаневича
Ломаки
Микловды
Неймеша
Омеляна
Пантелюка
Пастуха
Перевальского
Поричанского
Пунгиной
Сороки
Стратилата
Усолкина
Шпака
Юрчишина
ние
показало
что
когда
композиционно
изобразительных
соотношениях
экслибрисе
пре
обладает
декор
превращается
образном
решении
декоративный
Приведем
примеры
это
экслибрисы
художников
Юрчишина
для
Сергея
Колоса
Попова
Шпака
Павленко
.),
Стратилата
для
библиотеки
Шевченко
маки
Конашевича
.),
Коваленко
для
Виктора
Бурмаки
.).
случаях
всей
композиции
экслибриса
декору
отведена
лишь
незначительная
роль
только
элементом
украшения
такой
экслибрис
нужно
считать
декорированным
Примером
могут
служить
работы
художников
Бондаренко
Побожия
(1987
.)
музея
вченко
неве
автоэкслибрис
Демиденко
Омеляна
для
Николая
Галычанца
(2006
.),
Усолкина
Петра
Нестеренко
(1988
.).
Элементом
декорирования
может
быть
орнамент
лат
rnemantum
украшение
узор
основанный
линейном
повторе
чередовании
соответствующих
элементов
рапорт
который
предназначается
для
украшения
экслибрис
Демиденко
для
Молочинского
емент
одновременно
воспринимается
как
фундамент
силуэтного
изображения
памятника
Шевченко
Харькове
встречаются
примеры
которых
один
или
несколько
узоров
повторяясь
более
плотно
занимают
плоскость
композиции
таком
случае
она
приобретает
признаки
орнаментального
решения
чистом
виде
орнаментальные
экслибрисы
встречаются
так
как
авторская
реализация
предполагает
отображение
замысла
дожника
концептуального
решения
сюжета
например
желаний
заказчика
ражение
мира
труда
увлечений
или
воплощение
дружественного
посвящения
духе
шаржа
Преобла
дание
того
или
иного
изображения
орнамента
или
элемента
декора
композиции
позволяет
назвать
этот
экслибрис
орнаментальным
декорированным
Например
экслибрис
художника
Козаневича
Вла
димира
Бульбы
нимается
орнаментальным
композиции
вышитое
полотенце
домини
рует
над
белым
силуэтом
сакрального
образа
Анализ
экслибрисов
показал
что
характеру
композиции
назначению
орнаменты
можно
разделить
следующие
виды
линейка
экслибрисы
Поричанского
для
семьи
Поричанских
Рис
автоэкслибрис
Пастуха
.));
розетка
экслибрис
Пантелюка
Романа
Фиголя
Рис
. 2));
обрамление
экслибрис
Грепиняка
для
Мисюк
(1979
.) (
Рис
. 3));
образ
экслибрис
Пастуха
для
Григория
Демьяна
.) (
Рис
. 4));
автоэкслибрис
Балана
Рис
. 5)).
Художники
создавая
композиционные
решения
используют
линейные
орнаменты
обрамлении
при
квадратную
прямоугольную
или
круглую
напоминающую
Необходимо
подчеркнуть
что
геометрические
наментные
линейки
как
орнаментальные
обрамления
розетки
приобретая
экслибрисе
значение
узора
визитной
карточкой
творчестве
художни
Пантелюка
Экслибрисы
художников
Пастуха
для
Григория
Демьяна
(1976
Стратилата
для
библиотеки
Института
искусствоведения
фольклора
этнографии
Рыльского
превращаются
пред
метные
образы
вышитое
лотнище
веночек
После
систематизации
анализа
большого
количества
экслибрисов
определено
что
композициях
пользуются
следующие
орнаментальные
мотивы
геометрические
состоящие
простых
элементов
точки
линии
различные
конфигурации
круга
полукруга
ромба
растительные
которые
представляют
162
Издательство
Грамота
декоративную
стилизацию
цветов
листьев
зооморфные
образы
животных
антропоморфные
образы
людей
предпочтение
отдается
следующим
мотивам
геометрическим
экслибрис
Пантелюка
для
Ростислава
Алексеева
Рис
. 6));
растительным
экслибрис
Стратилата
для
Анатолия
Соловьяненко
.) (
Рис
. 7)).
Экслибрисы
зооморфными
антропоморфными
мотивами
встречаются
редко
Например
экслибрис
художника
Кононенко
для
шняка
котором
использованы
образы
животных
Сергеева
для
Леси
Дичко
(1982
Рис
. 9), –
присутствует
повторяющийся
условный
образ
женщины
как
элемент
линеарного
изображения
пасхального
яйца
Художественный
язык
образно
композиционное
решение
декоративно
орнаментальных
мотивов
кусстве
украинского
экслибриса
позволяют
судить
том
что
изображения
могут
быть
созданы
пользо
ием
одних
или
разных
сочетаний
элементов
графики
смешанные
вариации
которых
возможно
дование
черного
или
белого
фонов
цвета
изображения
линеарные
экслибрис
Пантелюка
для
библиотеки
Марка
Вовчка
Рис
. 10));
линеарно
пятновые
экслибрис
Омеляна
для
Ольги
Басистюк
Рис
. 11));
пятновые
экслибрис
Ломаки
для
нашевича
.) (
Рис
. 12));
пятново
штриховые
экслибрис
Стратилата
для
Елены
Вартановой
. 13));
штриховые
экслибрис
Стратилата
для
дона
Сержио
Амерканзина
Рис
. 14)).
Вариативность
найденных
сочетаний
графической
реализации
декоративно
орнаментальных
экслибри
реализуется
художниками
зависимости
манеры
исполнения
они
могут
выглядеть
спокойными
или
динамичными
основном
белом
иногда
печатном
одноцветном
варианте
Например
коричне
вом
экслибрис
Пастуха
Франкиана
Григория
Демьяна
» (1976
красном
решении
экслибрис
Гебус
Баранецкой
для
Леси
Витрук
.))
белом
фоне
Существует
пример
двухцветного
решения
экслибриса
растительный
орнамент
красного
цвета
стилизованных
листьев
бутонов
цветов
венка
обрамляет
ый
илуэтный
профиль
украинского
поэта
Шевченко
художник
Усолкин
для
Романенко
Этот
венок
способствует
возникновению
ощуще
ния
почитания
торжества
праздничности
Один
приемов
привнесения
дополнительной
красоты
декоративно
орнаментальный
экслибрис

печать
цветной
бумаге
или
фоне
Некоторые
экслибрисы
альбоме
автора
составителя
Вьюника
Экслибрисы
украинских
ожников
напечатаны
желтом
фоне
Рассмотрим
экслибрис
художника
Пантелюка
для
Романа
Фиголя
который
существует
двух
печат
ных
вариантах
разных
изданий
Первый
черно
белом
решении
смотрится
контрастно
выглядит
ажурным
четко
читается
Второй
желтом
фоне
воспринимается
нарядным
печать
выглядит
достаточно
качественной
пропадают
контрастность
урная
расота
мелких
деталей
Использование
цветного
фона
красного
синего
желтого
для
печати
экслибрисов
элементами
декора
встречается
также
произведениях
художника
Неймеша
большинстве
случаев
декоративно
орнаментальные
композиции
художников
представляют
авторские
идеи
анализ
стилистическим
признакам
представляется
сложным
силу
малых
компо
зиций
Например
слибрисе
даренко
для
Побожия
присутствие
композиции
расти
тельного
декоративного
элемента
листа
аканта
похожего
резной
можно
отнести
эпохе
украинского
барокко
Такой
прием
является
заимствованием
делает
экслибрис
пышным
нарядным
Распространенный
растительный
мотив
возникший
эпоху
Византийской
империи
виноградная
символизирующая
Христа
с. 92], в искусстве
экслибриса
также
нашел
применение
экслибрис
Стра
тилата
для
Николая
Лозована
нем
лоза
линеарно
штрихового
решения
передачей
объема
украшает
кральный
образ
Архангела
Михаила
привнося
божественную
суть
дополняет
смысловое
наполнение
сюжета
Художественные
вкусы
мастеров
резца
всегда
основываются
внутреннем
духовном
мировосприятии
Использованные
ими
декоративно
аментальном
ии
геометрических
орнаментов
знаково
символические
значения
касаются
семантики
Художники
оперируют
такими
символами
кре
стом
как
соединением
отцовской
материнской
энергетик
экслибрис
Стратилата
библиотеки
Инсти
тута
искусствоведения
фольклора
этнографии
Рыльского
, 1979
пересечением
диагонали
сыновья
энергетика
экслибрис
Вечерского
для
Шаблиовского
как
магическим
знаком
превзойденной
силы
могущества
экслибрис
Пантелюка
для
библиотеки
Марка
Вовчка
, 1997
Сварогом
солнечным
движением
экслибрис
Пантелюка
для
Алексея
Кузьменко
двойствен
ным
рогатым
знаком
Луны
экслибрис
библиотеки
города
Канева
, 1988
восьмиугольной
Венерой
прародиной
человечества
экслибрис
Пантелюка
для
на
голя
беско
нечником
непрерывностью
Вселенной
бесконечностью
жизни
экслибрис
Пантелюка
для
библиотеки
Музея
народной
архитектуры
Украины
.).
течение
развития
истории
орнамента
геометрических
острых
орнаментальных
элементов
конечников
меняются
пластические
мягкие
могут
параллельно
использоваться
композиции
экслибрисы
Пастуха
Франкиана
Григория
Демьяна
» (1976
ороки
Святослава
Максимчука
.)).
Встречается
растительный
вариант
бесконечника
состоящий
чередования
графических
элементов
экслибрисы
Омеляна
для
Ольги
Басистюк
Балана
для
Манжулы
ISSN 1997-292X
Рис
Поричанский
. Ex libris
Рис
Грепиняк
книг
Рис
Балан
Автоэ
Шевченкиана
Ивана
Балана
Рис
Страти
x libris
Платона
Майбор
Рис
Сергеев
нот
Лес
Рис
Омелян
книг
Ольг

Рис
Страти
x libris
Елены
Вартано
5 (31) 2013,
часть
оричанских
(197
Рис
Пантелюк
. Ex
Мисюка
(197
Рис
Пастух
Франкиана
слибрис
известен
Рис
. 6.
x libris
Ростислава
(198
Рис
x libris
Дичко
(198
Рис
x libris
библиотеки
имени

Басистюк
(200
Рис
x libris (
книгарня
(197
Рис
x libris
дона
Сержио
163
Романа
Фиголя
(1969)
ригория
Демьяна
(197
телюк
лексеева
(196
оненко
яка
(196
телюк
рка
Вовчка
Киев
(199
мака
онашевича
(199
тилат
ерканзина
(199
164
Издательство
Грамота
заключение
можно
сказать
что
статье
предложено
авторское
видение
относительно
понятий
декор
орнаментация
»,
также
какой
экслибрис
считать
декорированным
орнаментальным
Определены
рактеру
назначению
пять
орнаментальных
композиционных
решений
линейка
розетка
обрамление
образ
которые
встречаются
произведениях
малой
графики
также
что
наиболее
предпочитаемыми
являются
геометрические
стительные
мотивы
которые
при
восприятии
зрителем
цветовых
решений
создают
опре
деленные
ощущения
Семантика
экслибрисе
как
код
таит
себе
скрытую
информацию
которая
позволяет
раскрыть
особенное
сообщение
пожелание
суть
владельца
экслибриса
Представленный
материал
может
быть
использован
как
междисциплинарный
преподавании
искусствоведческих
графических
дисциплин
Список
литературы
Беличко
Георгий
Малаков
Мыстецтво
, 1974. 95
Бесчастнов
Художественный
язык
орнамента
учеб
пособие
студентов
вузов
обучающихся
специаль
ности
Дизайн
».
Гуманитар
изд
», 2010. 335
Божко
Символика
универсальных
мотивов
орнаментах
Альманах
современной
науки
образования
Тамбов
амота
11.
. 15-17.
Виппер
Введение
историческое
изучение
искусства
Изд
доп
Изобразительное
искусство
1985. 288
Стефанія
Гебус
Баранецька
Мистецтво
, 1968. 55
Ивенский
Мастера
русского
экслибриса
Художник
РСФСР
, 1973. 332
Ласунский
Книжный
знак
оронеж
Воронежского
университета
, 1967. 165
Минаев
Фортинский
Экслибрис
, 1970. 240
Нестеренко
Історія
українського
екслібриса
наукове
видання
Темпора
, 2010. 328
Романенкова
Історія
пластичних
мистецтв
посібник
Книжкове
, 2008. 376
Сурина
символ
сстве
дизайне
архитектуре
Изд
измен
доп
Ростов
МарТ
2005. 152
Таранов
Иванов
Основы
учебного
рисунка
производственной
графики
.:
Свит
, 1992. 205
Шейнина
Энциклопедия
символов
Торсинг
, 2003. 591+1
Энциклопедия
символов
лем
Андреева
.:
Ликид
Миф
, 1999. 576
UKRAINIAN EX LIBRIS: DECOR AND ORNAMENTATION
Safonova Tat'yana Vasil'evna
Kiev State Academy of Managerial Personnel of Culture and Art, Ukraine
[email protected]
The author researches the Ukrainian ex libris. The scientific novelty of the work is in the study of the non-researched feature
s of
the Ukrainian ex-librists’ artistic language. The systematizati
on of the notions allows highlighting the key points in the ques
tion
of decoration and ornamentation, on the basis of comparative analysis revealing their differences, which types, motifs, graphic
elements combinations, colours and sy
mbols of ornamentation are the most
frequently used in compositions.
Key words and phrases
: definitions; types; motifs; graphic combinations; colour; symbols.
_____________________________________________________________________________________________
Политология
анализируются
терминологические
содержательные
аспекты
перехода
моноцентризма
полицентризму
одного
мегатрендов
мирового
развития
Акцентируется
внимание
соотношении
понятий
центр
полюс
Рассматриваются
вероятные
конфигурации
полицентрического
мира
исторического
опыта
прогнозируется
возможность
возникновения
новых
угроз
нацио
нальной
международной
безопасности
фразы
полюс
центр
силы
двухполюсность
бесполюсность
моноцентризм
полицен
тризм
баланс
сил
международная
система
мировой
порядок
политическая
структура
мира
Сирота
Михайлович
полит
профессор
Санкт
Петербургский
государственный
аэрокосмического
приборостроения
[email protected]
ДЕПОЛЯРИЗАЦИЯ
ПОЛИЦЕНТРИЗАЦИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СТРУКТУРЫ
МИРА
Констатация
процесса
свершившегося
перехода
человечества
полицентричной
международной
сис
теме
стала
общим
местом
научных
исследованиях
публицистике
Она
многом
отражает
содержание
ного
главных
трендов
мирового
развития
последних
десятилетий
деполяризации
полицентризации
мира
Сирота
., 2013

Приложенные файлы

  • pdf 26751196
    Размер файла: 484 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий