«К ЭЛИЗЕ» Людвиг ван Бетховен. ЦЕЛЬ: Изучение произведения Людвига ван Бетховена «К Элизе», применяя методику постепенного изучения нотной грамоты.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Заинского муниципального района РТ






















План-конспект занятия
ТЕМА: «К ЭЛИЗЕ»
Л.БЕТХОВЕН



Руководитель: Иноятова Фарида Шафхатовна
Педагог дополнительного образования
Первой квалификационной категории





Заинск

«К ЭЛИЗЕ» Людвиг ван Бетховен

ЦЕЛЬ: Изучение произведения Людвига ван Бетховена
«К Элизе», применяя методику постепенного изучения нотной грамоты.
ЗАДАЧИ: Обучение методике применения знаковой системы (авторская программа);
Развитие слуховой и зрительной памяти, умение распределять
внимание;
Воспитание силы воли и стремление к преодолению трудностей; Привитие любви к классической музыке.
ТИП ЗАНЯТИЯ: Изучение нового материала.
МЕТОДЫ: Репродуктивный и частично – поисковый (организация
активного поиска решения выдвинутых познавательных задач)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: Гитары, компьютер, проектор.
СРЕДСТВА: «Схемы расположения нот на нотном стане и грифе гитары. Нотная запись «К Элизе» Л.Бетховена. План-конспект.

СТРУКТУРА УРОКА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА

I. Актуализация знаний (Повторение ранее изученного материала)
1. Схема расположения нот на нотном стане и грифе гитары;
Высота звука и его запись. Звуки в музыке различаются между собой по высоте и по длительности звучания. Каждый звук может быть более или менее высоким - низким. Струна МИ звучит выше, чем струна СИ. На каждой струне можно получить столько звуков, сколько имеется на ней ладов (обычно 19 ладов) плюс звук открытой струны. Высота звука на струне изменяется в зависимости от лада, на котором мы получаем звук.
Нотный стан. Делает возможной запись различных по высоте, а также
по длительности их звучания. Он состоит из пяти линий и четырех отступов
между ними (полей). Счет этих линий ведется снизу. Кроме основных линий мы можем дописать дополнительные линии для записи высоких и низких звуков.
2. Знаки альтерации
Хроматический знак диез –повышает звук на полтона -один лад – is.
Бемоль – понижает звук на полтона – es-один лад(например с 3 лада на второй)
Бекар- отменяет повышение или понижение.
Знаки диез и бемоль действуют лишь в пределах одного такта.

II. Проверка домашнего задания
1. Расположение ноты «С» - До на нотном стане и грифе гитары;
2. Длительность нот - целая нота (обозначение, счет).

III. Изучение нового материала
Сегодня мы приступаем к новому этапу вашего обучения. Вы переходите на более сложный уровень – это исполнение на гитаре классических произведений. Изучение нотной грамоты на первых этапах – это трудоемкая и кропотливая работа. Однако, применяя методику постепенного изучения нотной грамоты и перевод нотного изложения произведений в цифровое, мы с вами сможем уже на первых занятиях проиграть известное произведение Людвига ван Бетховена «К Элизе» не углубляясь в музыкальную грамоту. (На первом занятии желательно разобрать и проиграть только 8 тактов). Со временем, при изучении последующих произведений и опираясь на схему «Расположение нот на нотном стане и грифе гитары» вы освоите всю нотную грамоту и сможете играть произведения уже по нотам.
И так, в добрый путь!
Людвиг ванн Бетховен (1770-1827) - величайший немецкий композитор, переживший большую личную драму. Этот гениальный музыкант в расцвете творческих сил перестал слышать. Последние свои произведения он сочинял, и даже дирижировал, будучи полностью глухим.
Звучит произведение «К Элизе» Л. Ван Бетховена.
Кем была Элиза, которой была посвящена эта мелодия мы не знаем. Музыковеды сомневаются, не было ли посвящение по причине плохого почерка композитора прочитано не правильно. В самом деле, сочинение было обнаружено среди бумаг, оставшихся от Терезы он Мальфатти, в которую Бетховен был одно время влюблен. Возможною что пьесу следует называть не к «Элизе», к «Терезе».

Этапы работы на произведением

1. Прослушивание произведения 2. Разбор произведения;
3. Разучивания мелодических тем (тактов); 4. Закрепление.

! Если ноты (цифры) записаны друг под другом, то они звучат одновременно (пальцами правой руки одновременно извлекаем звуки струн). Если записаны в ряд, то их играют поочередно (арпеджио).
! Во время разучивания произведения нужно играть очень медленно. Только с появлением в руках и пальцах легкости и уверенности можно увеличить темп.
! Все произведение делится на небольшие фрагменты-такты.
Фрагменты отделяются друг от друга тактовой чертой.
! Длительность звуков в произведении регулирует ритм.

! Обратите внимание на случайные знаки альтерации, которые часто встречаются в данном произведении: диез - ( G is, D is).
Бекар - встречается во 2, 6, 10, 14, 24, 28 тактах.

Перед вами схема – знаковая система расположения нот на грифе гитары. (Приложение «К Элизе»)
Цифры указывают номер струны, а степень – расположение ладов. Например,
25 - 2 струна на 5 ладу. 24 - 2 струна на 4 ладу (знак диез!)



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Разучивания мелодических тем (тактов)

Счет, ритм: раз и, два и, три и. На счет «раз» мы должны успеть проиграть две ноты. 25 - 24 (16-ые ноты)

1 (раз)
Но так как на первом этапе разбора произведения вам трудно ориентироваться в размерах, то мы упростим счет 25 24
1 и
Каждую ноту мы будем проигрывать на счет «раз». В приложении в тактах счет записан следующим образом: «1 и 2 и 3 и» (равномерно считаем вслух)

1 такт
25 , 24
25 - 2 струна на 5 ладу - E ми второй октавы, прижимаем третьим пальцем левой руки, на схеме обозначено курсивом.
На нотном стане ( см. «Схема расположения нот на грифе гитары и нотном стане») нота «E» - ми располагается между четвертой и пятой линией. В таблице под графой «II октава» мы видим ее расположение на грифе гитары – открытая 1 струна или 2 струна на 5 ладу.
24 - 2 струна на 4 ладу – «D is» - ре диез второй октавы, прижимаем вторым пальцем левой руки.
На нотном стане эта нота находится на четвертой линейке. В таблице под графой «2 октава» мы видим ее расположение на грифе гитары –2 струна на 3 ладу, но так как перед нотой «D»-ре стоит знак #, который повышает ноту на один лад, значит она будут звучать на 4 ладу 2 струны.

2 такт
25 24 25 20 23 21
E D is E H D С
25 - 2 струна на 5 ладу - E, зажимаем 3 пальцем левой руки
24 - 2 струна на 4 ладу - D is, зажимаем вторым пальцем левой руки
25 - 2 струна на 5 ладу - E
20 - 2 открытая струна - H си первой октавы
23 - 2 струна на 3 ладу - D ре второй октавы, зажимаем третьим пальцем.
В данном случае перед нотой «D» - ре стоит знак бекар, который отменяет повышение (диез).
21 - 2 струна на 1 ладу – «С» - До второй октавы, зажимаем первым пальцем. На нотном стане она располагается между третьей и четвертой линейкой.

IV. Закрепление изученного материала
Отработать наиболее трудные моменты, такты;
Анализ допущенных ошибок;
Контроль результатов повторения;
Отметить работу учащихся.

V.Домашнее задание
1. Закрепить изученные на занятии такты;
2. Расположение ноты «D» - Ре на нотном стане и грифе гитары.





«К Элизе» Приложение

1 такт 2 такт 3 такт

25 24 25
· 24 25 20 23 21 32 42 50 53 42 32
50
3 и 1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и


4 такт 5 такт

20 42 31 42 31 20 21 42 50 42 25 24
60 50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и

6 такт = 2 7 такт = 3

25 24 25 20 23 21 32 42 50 53 42 32
50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и
......................................................................................................................................................................................................
8 такт 9 такт

20 42 31 40 21 20 32 60 50 25 24
60 50
1 и 2 и 3 и 1 и 2и 3 и

10 такт = 2 11 такт = 3

25 24 25 20 23 21 32 42 50 53 42 32
50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и



12 такт = 4 13 такт = 5

20 42 31 42 31 20 21 42 50 42 25 24
60 50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и


14 такт = 2 15 такт = 3

25 24 25 20 23 21 32 42 50 53 42 32
50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и


16 такт = 8 17 такт

20 42 31 40 21 20 32 60 50 20 21 23
60 53
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и


18 такт 19 такт

10 30 21 30 11 10 23 30 20 43 10 23
53 63
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и


20 такт 21 такт

21 42 32 42 23 21 20 42 10 60 42 42
50 60


22 такт 23 такт

10 42 10 41 42 41 42 41 42 24 25 24
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и


24 такт 25 такт

25 24 25 20 23 21 32 42 50 53 42 32
50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и


26 такт 27 такт

20 42 31 42 31 20 21 42 50 42 25 24
60 50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и



28 такт 29 такт

25 24 25 20 23 21 32 42 50 53 42 32
50
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и

......................................................................................................................................................................................................
30 такт 30 такт

20 42 31 40 21 20 32 60 50 42 32 21
60 53
1 и 2 и 3 и 1 и 2 и 3 и



32 такт
15
35


























Используемая литература

Произведения мировой классики в переложении для гитары.
Издательство «Сталкер», Украина, г.Донецк, ул.Щорса,108а
Авторская методика исполнения произведений с применением знаковой системы (приложение к занятию).
15

Приложенные файлы

  • doc 15223735
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий